Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Строящийся отель Marriott в центре Воронежа может рухнуть
Портал 36on.ru побывал на стройке
14795
Поделиться с друзьями
Осенью этого года в центре Воронежа должен появиться новый красивый комплекс Marriott (включающий в себя торгово-офисный центр и 5-звёздочную гостиницу). Однако строящееся сейчас здание, как стало известно порталу 36on.ru, может рухнуть. Вероятно также, что из-за низкого качества строительных работ фешенебельный комплекс может и вовсе не появится. Подробности — в нашем материале.
 
Новое здание строится вплотную к ЦУМу, строительные работы оцениваются в 4,4 млрд рублей. В проекте участвуют владельцы ЦУМа Владислав Курносов, Владимир Колыхалин, Дмитрий Лапыгин и Сергей Лепендин, а так же крупные воронежские компании ОАО «ДСК» (считается подконтрольным сенатору Сергею Лукину)  и ФК «Аксиома» депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Журавлева.

О злополучной стройке, которая стала костью в горле как для самих строителей, так и для жителей близлежащих домов, мы уже писали. В апреле 2013 года — о нарушениях строительных норм и правил на стройке (отсутствовала мойка для спецтехники, были уничтожены зелёные насаждения, само здание угрожала памятнику архитектуры «Гостинице Самофалова» и др.).
 
В октябре 2014 года мы писали о пожаре в здании. А наши коллеги сообщали о нарушении допустимой этажности в зоне охраны близлежащих памятников архитектуры федерального значения и серьёзной просадке грунта, грозящей разрушением рядом стоящих домов и объектов культурного наследия.  Изначально срок запуска проекта был назначен на начало 2015 года, сейчас сообщается уже об осени этого года.

Портал 36on.ru решил  проинспектировать строительство фешенебельного комплекса и отправился на стройку.
 
На неё, к слову, проникнуть оказалось легко: мы нашли место, никак не охраняемое, кроме того, когда мы уходили через «парадный вход», охранника не было. На месте мы побывали дважды, с разницей в одну неделю.
 
Были сфотографированы повреждения, фотографии мы показали специалисту, который дал комментарии. Как нам стало известно, замечания занимают несколько журналов авторского надзора, это примерно 200 страниц рукописного текста. При этом, по нашей информации, заказчик никак не реагирует: журнал авторского надзора не подписывается сотрудником ДСК уже год. Однозначно сказать, что завтра комплекс рухнет из-за какого-то конкретного нарушения, будет некорректно: каждое отдельное повреждение само по себе не опасно. Однако их совокупность предоставляет серьёзную угрозу для нестандартного 21-этажного здания.
 
Одну из самых серьёзных опасностей представляют самовольно устраиваемые проемы (по косвенным признакам, вроде усиления проёмов и использованию накладок, можно сделать вывод, что изначально они не были спроектированы) в монолитных стенах и плитах перекрытия (в частности, для пропуска вентиляционных коммуникаций). Все это может значительно ослабить конструкцию. Существенно изменяется пространственная жёсткость здания в целом, что, в свою очередь, влияет на перераспределение усилий в конструкции. Если это сделано всего в нескольких местах, то, в принципе, не страшно. А если это делать повсеместно, как это сделано в Marriott, то ни к чему хорошему это не приведёт.
 
Некачественное бетонирование — оголение рабочей арматуры. Нарушение сцепления рабочей арматуры и бетона конструкции, возможны коррозионные повреждения арматуры.
 
В некоторых местах можно увидеть (например, на 19 этаже) торчащую из стены арматуру и повреждённый защитный слой бетона. Большую опасность представляет повреждение арматуры в колонах. Если поврежденной окажется часть перекрытия, то может пострадать  один пролет перекрытия. В случае, если повреждения настолько опасны, что колонна не сможет воспринять приходящуюся на неё часть усилий, то может последовать разрушение перекрытий по всей высоте этой колонны в пределах прилегающих к этой колонне пролетов, хотя возможны варианты «зависания» поврежденной колонны на оставшихся неповрежденными плитах перекрытия.
 


 
Колоны вообще возведены с различными нарушениями: отклонение от вертикального положения, отколы защитных слоев, трещины, непровибрированный бетон, присутствие в теле колонн включений в виде строительного мусора (нарушение сцепления арматуры с бетоном), отклонение от проектных геометрических размеров. В некоторых местах можно обнаружить забетонированные в колоннах куски дерева, как, например, на 18 этаже.
 
При бетонировании конструкции внутрь опалубки попал строительный мусор.
 
Побывали мы и на втором этаже, где был пожар. Здесь вследствие воздействия огня нижний защитный слой бетона отвалился, и рабочая арматура плит перекрытия оголилась. Скорее всего, это произошло из-за того, что помещение не было плотно закрыто, бетон был влажный (либо только залили, либо напитался атмосферной влагой). К слову, на втором этаже стоит стойкий запах… мочи. Видимо, пожар тушили старательно, и во избежание повторения ЧП, до сих пор ведут профилактические работы.
 
Ещё один дефект, который вызывает, по меньшей мере, недоумение, это недобетонированные стены в лестничных пролётах на 4 и 19 этажах. Если бы над дырой было два-три перекрытия, можно было бы исправить ситуацию. Но сейчас, когда построены все этажи, это невозможно. Остаётся лишь сделать косметический ремонт: просто заполнить этот кусок бетоном, при этом «работать» в составе конструкции он не будет. Однозначно сказать, что в результате этого обрушится лестница, нельзя, однако это свидетельствует о невысоком качестве работ и отсутствии контроля за рядовыми исполнителями со стороны инженерного персонала.

 
Ещё одна ошибка, встречающаяся повсеместно, — нарушение защитного слоя бетона. Бетон состоит из связующего цементного камня и гранитного наполнителя. Для того, чтобы всё вместе работало, гранитный щебень должен быть плотно окружён связующим, должен быть монолит. Этого нет. Видимо, нарушено производство. Когда бетон наливают в опалубку, там остаются пузырьки воздуха. Для того, чтобы их выгнать, используют вибратор (палку с металлическим наконечником на конце). В соответствии с ППР, ею должны тщательно пройтись: когда она вибрирует, пузырьки воздуха уходят, бетон уплотняется. В данном случае, вибратор опустили в смесь всего раз-другой, и на этом остановились.



На 10 этаже мы обнаружили неустойчивую конструкцию стен из бетонных блоков. Такие конструкции должны быть демонтированы: если она рухнет, для здания в целом, ничего страшного не случится, но оказавшийся рядом в этот момент человек может пострадать.
 
Также мы обнаружили многочисленные трещины на плитах (опасности не представляет, но выглядит страшно), доступ атмосферной влаги к арматуре. По поводу последнего надо пояснить. Для обеспечения толщины защитного слоя используют специальные пластиковые звездочки, которые укладывают вместе с арматурой. Вместо них — кусочки деревяшки. Это категорически запрещено по всем правилам строительства. Этот дефект в строящемся здании встречается повсеместно.
 
При производстве опалубочных работ, щит опалубки сместился в тело конструкции, уменьшив при этом рабочую высоту сечения балки. Кроме этого,  трещины в конструкции колонны превышают допустимые.
 
Это то, что относится к нарушениям конструкции. Теперь — об эстетике. Не хочется никого обидеть, но кривые руки — это, похоже, про строителей фешенебельного комплекса. Мы обнаружили заваленные в бок колоны (видно невооружённым взглядом; опалубочная коробка низкая, недостающую высоту городят из чего приходится, из-за этого не всегда ровно получается колона), искривлённые дверные проходы и проёмы для канализации, и даже кривой парапет на крыше (он должен повторять контуры плиты перекрытия).
 


Качество поверхностей тоже оставляет желать лучшего: многочисленные наплывы, сколы. Происходит это из-за того, что торопятся и отрывают опалубку от бетона, когда он ещё не схватился и не набрал прочности. Обычно опалубочные щиты обрабатывают специальным образом, чтобы они нормально отрывались от бетона. В некоторых местах это не помогает, например, в углах. В Marriott это повсеместно. Всего этого можно избежать при должном уровне работников.
 
 
 
Всего мы сделали более тысячи снимков. На каждом из них наш специалист обнаружил нарушения. Когда мы побывали на стройке во второй раз, видимых нарушений уже не увидели: здесь подмазали, там подмазали. До сих пор не произвели капитального ремонта плит на 2 этаже. Когда здание достроят и произведут отделочные работы, внешний вид, мы уверены, будет презентабельным. И кто догадается, что за красивой отделкой скрывается бомба замедленного действия?..
 

Так сейчас выглядят лестничные пролёты

Однако вероятно, что фешенебельный комплекс может и вовсе не появится. Дело в том, что заказчик проекта международная гостиничная сеть со штаб-квартирой в США Marriott International  известна своими жёсткими требованиями к качеству строительства. Проект могут просто не принять. А принимать его будут специалисты из разных стран. В составе делегации, которая уже приезжала в Воронеж осматривать строящийся объект, были немцы, французы, англичане и др. Для примера, итальянцы противопожарные нормы проверяют так: на каждом этаже включают устройство, выпускающее дым, а затем ищут выходы… В бумаги никто не заглядывает — известный в России номер «а давай подмахнём, что у нас всё в порядке», не сработает.
Для справки:

Первый отель Marriott International появился ещё в 1957 году. В декабре 1987 года отель сети Marriott в Рейкьявике стал пресс-штабом, в котором разместились 6 тысяч журналистов, приехавших со всего мира освещать встречу Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана. Сейчас компания оказывает услуги по управлению 3900 гостиниц под 18 брендами в 72 странах мира. Ежегодно корпорация открывает около 200 новых отелей. В России и СНГ у компании два десятка объекта, например, отель The Ritz Carlton в Алматы (Казахстан) и пятизвездочная гостиница класса «люкс» Марриотт Москва Грандъ-Отель, расположенная в центре Москвы. Доходы компании за 2013 год составили $13 млрд.
Впрочем, в инспекции государственного строительного надзора Воронежской области  уверены: волноваться не о чем, зданию быть. Заместитель руководителя отдела надзора за строительством объектов Сергей Якушев в телефонной беседе сообщил нашему корреспонденту:
— Этот объект застройщики уже скоро будут сдавать, что про него писать? На стадии фундамента народ возбуждается, что необходимо стройку останавливать. А когда уже объект стоит и все люди видят эту махину, писать, что она не нужна, незачем — поезд уже подъезжает к вокзалу.
По нашей информации, в появлении фешенебельного комплекса в центре Воронежа крайне заинтересованы властные структуры… По плану в новом здании на общей площади 64 тыс. кв. м. должны разместиться пятизвёздочная гостиница и апартаменты (27 тыс. кв. м.), торговые площади  (около 15 тыс. кв. м) и офисы (около 7 тыс. кв. м). Также предусматривается строительство подземной четырехуровневой парковки (17 тыс. кв. м).
 
P.S. Редакция 36on.ru сделала редакционной запрос в две компании — СМУ-95 и ДСК, чтобы подтвердить информацию о наличии огромного количества нарушений, зафиксированных в журналах авторского и технического надзора. Один журнал должен храниться у генподрядчика СМУ-95, второй — у ДСК. Оперативно получить информацию у нас не получилось: руководитель СМУ-95 Юрий Камзолов на телефоные звонки не отвечает, пресс-служба ДСК обещала прислать ответ позже.
 
Также мы направили запрос в инспекцию госстройнадзора. Мы спросили, есть ли у ведомства какие-то замечания к качеству строительных работ. Нам обещали перезвонить и дать ответ. Кроме этого, мы направили письмо в компанию Marriott International, спросили, довольны ли они качеством работ, когда планируют приехать с инспекцией принимать объект. По закону, на редакционный запрос имеют право ответить в течение 7 рабочих дней. Обо всех ответах мы дополнительно проинформируем наших читателей.
 
Фото автора
Автор: Юлия Репринцева