Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Символ года - волшебный ящер или черный водяной дракон 2012
Наступивший 2012 год, если верить китайскому календарю, пройдет под знаком Черного Водяного Дракона. Дракон, пожалуй, - единственный символ года, для которого трудно подобрать краткую безошибочную характеристику.
12338
Поделиться с друзьями

Наступивший 2012 год, если верить китайскому календарю, пройдет под знаком Черного Водяного Дракона. Дракон, пожалуй, - единственный символ года, для которого трудно подобрать краткую безошибочную характеристику. С другими животными все более или менее понятно: Кот символизирует спокойствие и домовитость, Тигр - агрессию и силу, Собака - верность. А о Драконе что сказать? Ведь в сказках и мифах, фэнтезийных сагах и кинофильмах они разные: разумные и не слишком, агрессивные и мудрые, говорящие и изрыгающие только огонь, летающие и ползающие, многоголовые, разноцветные. Нелегко, наверное, людям, родившимся в год Дракона, определиться - какое же существо считать подобием себя любимого.

То, что драконов не было и нет, - вроде бы медицинский факт, если, конечно, не считать динозавров их далекими сородичами. Но вот парадокс: мы о них так много знаем, так ярко можем себе их представить, что порой начинает казаться, что они обитали на нашей же планете. Объяснить рождение в умах людей такого мифического персонажа как дракон можно, даже не копаясь в дебрях мифологии, - откопали как-то раз древние люди огромные зубы и кости вымерших динозавров, и сложилось в их воображении изображение огромного ящера. Размеры впечатляли, и ящера было решено обожествить, как и все загадочное и внушающее страх. Логично? Вполне. В итоге без драконов не обходится ни одна мифология мира. Им приписывают разум и даже владение магией.

Образ дракона представлен главным образом в мифологиях ранних государств:  Шумера, Египта, Индии, Греции, Китая, Японии и Мексики. В его образе соединяются животные, первоначально воплощавшие противоположные и отличные от земного миры - верхний (птицы) и нижний (змеи или другие пресмыкающиеся); и противоборствующие стихии (символизирующий воду дракон становится огнедышащим). Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре: в старинных преданиях встречаются описания удивительного существа с лапами собаки, головой льва и крыльями птицы. По гипотезе ряда ученых, искусственное создание существа, совмещающего несовместимые возможности, увело древних людей от обожествления реально имеющихся рядом животных. Но, между прочим, таким образом homo sapiens по эволюционной лестнице поднялся на ступеньку выше.


Драконы в мифах могли появиться и как логичное развитие образа змея - рептилий обожествляли практически все народы. Как и мифический змей, древний дракон обычно был связан с водой (в сказаниях он нередко похищал или «запирал» воду в наказание людям или по собственному жестокому капризу) и плодородием, считался хранителем сокровищ и особого знания. Мотив змееборчества плавно перетек в мифы о драконах: чтобы добыть сокровище, освободить пленную красавицу или вернуть мир в родные земли, герою требовалось непременно убить дракона, стоящего на пути к цели. Широко распространенный мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого избранную приносили в жертву духу вод. В древнем Китае самую красивую девушку венчали с рекой Хуанхэ, бросая в воду; в Древнем Египте перед посевом в Нил бросали девушку, наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив реки, без которого не будет урожая; у индейцев племени майя жертв бросали в священный водоем Чичен-Ицы.

В мифах такая метода отражена как требование дракона платить ему ежегодную дань красивыми девушками. На соответствующем витке развития религиозных верований драконы обретают человеческие черты характера и слабости, понятные людям. Разумеется, у каждого народа находится и смельчак, готовый бросить вызов чудовищу и победить. В хеттской мифологии опьяневшего на пиру дракона убивает бог грозы; согласно японскому мифу, восьмиглавого и восьмихвостого змея убил герой Сусаноо (кстати, тоже предварительно напоив); морское чудовище побеждает античный герой Персей, а дракона Фафнира -- скандинав Зигфрид. Мифологический мотив сражения героя с драконом постепенно перетек в фольклор, а еще позже перекочевал в искусство: на эмблемы и гербы, в архитектуру, живопись и, конечно, литературу. Остатки мифической веры в драконов нашли свое отражение и в более поздних религиях, например, в истории о христианском святом Георгии-Победоносце, повергнувшем гигантского змея.

Образ дракона крайне популярен и сегодня: его изображают на одежде и вывесках, желая подчеркнуть восточный колорит; заставляют жевать конфеты в рекламе, рассчитанной на детей; рисуют на теле в тату-салонах и даже делают прозвищем или никнеймом в Интернете. Без парочки-другой драконов обходится редкое фэнтези, будь оно хоть книгой, хоть - фильмом. Можно сказать, что мифический огнедышащий змей стал визитной карточкой популярного фэнтезийного жанра.

Конечно, такой образ дракона поверхностен и несколько шаблонен по сравнению с мифологическим: хищная крылатая рептилия, с длинным, часто шипованным хвостом, на четырех когтистых лапах, в чешуе, дышит огнем, плюется ядом и творит всяческое зло. Или, наоборот, прирученная большая умильная зверушка, на которой летают, сражаются и чуть не ли не в стойле ее держат, подкармливая с рук кроликами и всякими мышками. Интересно, что бедняга дракон часто оказывается умнее, смелее и благороднее своего бестолкового хозяина-героя. Киношно-книжные драконы, не споря с мифами, все так же сторожат клады (иногда сокровищами выступают драконьи яйца, которыми герою зачем-то нужно завладеть), крадут красавиц (тоже непонятно зачем, потому что к концу повествования оказывается, что девушка жива, здорова и даже не голодала, хотя и сильно испугалась) и покорно умирают от меча или магии.

Отец жанра фэнтези (позвольте поклоннице величать его именно так) Дж.Р.Р. Толкиен, не мог обойти вниманием драконов и, разумеется, ввел их в свое повествование, создавая волшебный мир Средиземья. Самый популярный волшебный средиземский ящер, Смог, сочетает в себе черты классического дракона (крылатый, огнедышащий, сидел на несметных сокровищах, а в свободное время творил беспредел) и древнегреческого Сфинкса - тот тоже любил загадывать путникам загадки и уничтожать тех, кто не проявил достаточную смекалку. Благодаря неимоверной силе, зоркости и гипнозу Смог расправился с населением Одинокой Горы и Дэйла и наметил следующим пунктом город людей Эсгарот, но немного не повезло: черная стрела Барда Лучника, которому помог сообразительный хоббит Бильбо Бэггинс, прервала его жизнь. Великолепного дракона сгубили самонадеянность и тщеславие: захваставшись, он выдал Бэггинсу свое слабое место (чем не ахиллесова пята?) - участок кожи под левым крылом, где не было сверхпрочной чешуи. Кстати, уверенность в собственной непобедимости и следующая за сим опрометчивость и неосторожность была свойственна и другим фэнтезийным драконам. Такая черта объединяет их с подавляющим большинством киношных злодеев, так сказать, злом вочеловеченным. Те тоже любят поговорить подольше о своих преступлениях и планах с хоть и связанным, но хитрым и наблюдательным героем.

Смог - не единственный дракон в саге Толкиена. Первым из гигантский ящеров, согласно книгам, был Глаурунг - бескрылый и безногий змей, закованный в панцирь. Его, как и прочих, создал Моргот Бауглир (он же Мелькор, воплощение сил Тьмы в Средиземье) для устрашения людей и прочих рас и, разумеется, для войны с силами Света. Глаурунг был хитрее и предусмотрительнее Смога, но и на него нашлась управа - Турин Турамбар сразил дракона, однако, по законам жизненной, а не сказочной справедливости, и сам после прожил недолго и совсем не счастливо. Не менее эпично смотрелся крылатый и огнедышащий Анкалагон Черный, «чьи крылья застилали солнце, а жара пламени хватило бы, чтобы расплавить одно из великих Колец». У него свой герой-победитель - Эарендил Мореход, который выиграл воздушную битву, поддерживаемый гигантскими орлами, и смертельно ранил Анкалагона.

 


«Сага о Копье» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена - настоящий эпос о драконах, только в трех основных книгах серии («Драконы осенних сумерек», «Драконы зимней ночи» и «Драконы весеннего рассвета») описано около двух десятков волшебных ящеров. Идея написать серию книг родилась у авторов после совместной игры в популярную «настолку» «Драконы и подземелья» (иногда «Драконы и донжоны»). Поток творческой мысли создал новый мир - Кринн. Драконы в нем распространены, поделены на Светлых и Темных (Металлические и Цветные соответственно) и обладают всем стандартным набором черт и способностей, что и остальные фэнтезийные рептилии. Встречаются среди них и очень интересные типы вроде серебряной драконихи Сильвары, скрывающейся под видом эльфийки-дикарки, или одержимой материнским инстинктом старой Матафлер, но главная заслуга авторов Уэйс и Хикмена, на мой взгляд, в другом. Человеческими чувствами, чертами характера и слабостями драконов наделяли и другие фантасты, но Уэс и Хикмен создали и обстоятельно описали новую расу, имеющую прямое отношение к драконам - драконидов. Внешне они напоминают людей с драконьими головами, в чешуе и с зачатками крыльев; говорят с шипением и обладают различными нечеловеческими способностями. Сражаются, что логично, на стороне зла. Вопреки возникающим ассоциациям, дракониды появляются на свет путем проведения ритуала над яйцами добрых Металлических драконов, а вовсе не в результате похищения драконом очередной красной девицы. Дракониды - существа премерзкие, мало того, что при жизни (простите за тавтологию) портят героям жизнь, так еще и умереть нормально не могут, без пакости: то лужу кислоты после себя оставят, то кости взрывающиеся, а то и вовсе в огненного берсерка превратятся. Поэтому убивать их удобнее всего издалека, причем дистанция напрямую зависит от уровня крутости драконида.

Мы уже привыкли к тому, что главные герои фэнтезийных саг либо уничтожают драконов, либо побеждают и подчиняют их себе. Но польский автор Анджей Сапковский решил сломать традицию, и его ведьмак Геральт мало того, что сам крылатых ящеров никогда не обижал (кодекс чести запрещал, правда, почему-то одному только Геральту), так еще и другим пытался помешать. Причина лояльности ведьмака к драконам проста - они разумны и обладают свободной волей, в отличие от остальных монстров. Те обуреваемы исключительно агрессивными инстинктами, а потому обречены пасть от руки Геральта. Сапковский не остановился на разрушении шаблона (мифологического, к слову) и вывел на своих страницах несколько видов низших драконов, например, вилохвостов и ослизгов. У вилохвостов, как нетрудно догадаться, раздвоенные хвосты, а туповатые ослизги напоминают птеродактилей. В фильме «Ведьмак» отличие драконов от остальных вымышленных существ тоже постарались подчеркнуть в меру возможностей: переливающийся разговаривающий ящер, хоть и явно нарисован на компьютере, выглядит величественным красавцем на фоне плюшевых мантихор и прочих тварей. Те ничего, кроме смеха, вызвать не могут.

Перечислять и описывать мифических, сказочных и фэнтезийных драконов можно до бесконечности, как-никак им посвящены целые энциклопедии. Летающих ящеров изображали на страницах своих книг и Роберт Асприн, и Ник Перумов, и Пол Андерсон, и Энн Маккефри. Даже кумир современных детей и подростков Джоан Роулинг не преминула представить Гарри Поттеру шанс стать драконоборцем. Правда, юный волшебник оказался гуманистом и, как и Геральт, убивать зверушку не стал. Просто украл у нее золотое яйцо.

Надо сказать, создатели фэнтезийных романов ушли от мифотворцев прошлого не так далеко, чего им, может быть, хотелось. Драконы в западной культуре, как и прежде, в основном олицетворяют зло, с которым добрые герои должны бороться, победить его, а потом поступить как подскажет совесть и как позволят сложившиеся обстоятельства. Редкие исключения либо подтверждают правило, либо являются откровенно комедийным элементом (кокетливая дракониха в мультфильме «Шрек»). На первый взгляд страшновато и даже немного обидно быть рожденным под покровительством Дракона. Однако, если вспомнить мифологию, на Востоке (куда, ясное дело, относится и Китай) драконы символизируют больше светлое начало, силу и высшую мудрость. Так что люди, родившиеся в год Дракона, могут не расстраиваться и смело приписывать своему покровителю любое из перечисленных качеств. Драконы - они ведь такие непредсказуемые.

Автор: Анна Болтовская