Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Третий святитель Воронежский Антоний (Смирницкий)
Воронежская земля до недавнего времени ассоциировалась с именами двух великих святителей -- Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Несколько лет назад к ним добавилось имя третьего -- святого Антония (Смирницкого).
6865
Поделиться с друзьями
Воронежская земля до недавнего времени ассоциировалась с именами двух великих святителей -- Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Несколько лет назад к ним добавилось имя третьего -- святого Антония (Смирницкого). "Святители земли Воронежской, Митрофане, Тихоне и Антоние, молите Бога о нас", -- взывает Церковь в своих ежедневных молитвах. Кем же был третий особо почитаемый у нас святой?

Святитель земли Воронежской Преосвященный архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий; 1773 -- 1846) родился 29 октября 1773 года в селе Повстино Пырятинского уезда Полтавской губернии в семье бывшего домашнего учителя, а затем приходского священника Гавриила и его жены Иулиании, происходивших из духовного сословия. При крещении будущий владыка получил имя Авраамий.

Семейная обстановка глубоко верующих родителей оказала влияние на выбор Авраамия. С детских лет он помогал отцу выполнять церковную службу, пел на клиросе, иногда заменял псаломщика. В 1783 году Авраамий, как и любой в то время из детей духовенства, для получения образования был направлен родителями в Киевское духовное училище, по окончании которого продолжил образование в Киевской духовной академии и окончил ее в числе лучших учеников, заслужив любовь товарищей и преподавателей. По окончании академии перед Авраамием опять встал вопрос выбора. Стать священником, не расставаясь с миром, или принять иноческий постриг. Авраамий избрал второй путь -- со всеми со всеми радостями и тягостями монашеской жизни.

13 августа 1796 года Авраамий пришел в Киево-Печерскую лавру, где со смирением начал выполнял все назначенные послушания. Видя его усердие, 21 февраля 1797-го, с разрешения святейшего Синода, Авраамий был пострижен митрополитом киевским Иерофеем в монашество под именем Антоний. 12 апреля рукоположен в иеродьяконы, а 20 ноября 1799-го -- в иеромонахи. Антоний прошел путь послушания от корректора в типографии до ее начальника. Самым отрадным послушанием для боголюбивой души иеромонаха стало назначение 20 сентября 1814 года начальником Ближних пещер лавры, о чем он вспоминал всю жизнь. Мечтал вернуться туда под конец дней своих.

2 января 1815-го Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры. Пламенная молитва, нечестолюбие, простой образ жизни, кротость и смирение, добродетельность сделали его имя известным. 1 июня 1816-го Лавру посетил Великий князь Николай Павлович, 7 сентября в Киев приехал император Александр I, участвовал в службах, встречался с наместником. В знак своего благоволения император наградил Антония алмазным наперсным крестом, и в том же году по указу Святейшего Синода он был произведен в сан архимандрита с орденом Святой Анны II степени. В беседах с Антонием Александр I дал понять, что хотел бы видеть его архиереем, что и свершилось.

После смерти в 1825 году Воронежского епископа Епифания кафедра освободилась. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов рекомендовал Синоду и императору архимандрита Антония. Рекомендация удовлетворила всех, и 31 августа 1826 года в Успенском соборе лавры Антоний был рукоположен в епископа Воронежского.

Воронежская епархия объединяла в себе всю область земли донской и произвела на прибывшего владыку удручающее впечатление. Митрополит Евгений не ошибся в своих рекомендациях, так как знал владыку по лавре не только как молитвенника, но и как хорошего хозяйственника. В течение первых трех лет епископ Антоний, привлекая благотворителей, отремонтировал архиерейский дом, консисторию и ряд храмов Воронежа. А 5 апреля 1829 года забот у него убавилось в два раза, поскольку была учреждена новая -- Донская -- епархия, что дало возможность регулярно обозревать свою епархию. Приезд епископа Антония в уездный город или село был праздником для его жителей, возле храма, где служил владыка, накрывались столы, по выходе из церкви он благословлял пищу, которую иногда откушивало до тысячи человек.

В 1830 году в России разразилась холерная эпидемия, она миновала город, но в последующем докатилась до Воронежа. Народ сотнями умирал ежедневно, прошли слухи, что во всем виноваты иностранные аптекари, врачи, отравляющие воду, хлеб, продукты. Власти города не знали, что предпринять. Владыка Антоний, находясь в поездке по епархии, немедленно вернулся в Воронеж. Отслужив молебен в соборе и на площади, он собрал священников и попросил их обратиться к горожанам с просьбой не терять спокойствия, во всем повиноваться требованиям власти, молиться, исповедоваться, причащаться. Назначил священников для исповеди и причащения больных по первому зову как дома, так и в больницах, отпевания умерших. Многие из духовных лиц не смогли пережить эпидемии, но выполняли свой долг и святую обязанность до конца.

Со дня своей кончины, последовавшей в 1703 году, епископ Митрофан стал наиболее почитаемым святителем в Воронеже. До 1718-го дважды, при перенесении, открывались его мощи и оказывались нетленными. К 1830 году к мощам святителя стекались тысячи паломников со всей епархии и России, получая молитвенную помощь и исцеление. В 1831-м при вскрытии пола Благовещенского кафедрального собора тело преосвященного Митрофана, находящееся в склепе, было обнаружено в таком же состоянии, что и мощи угодников Киево-Печорской лавры, то есть нетленными, о чем владыка Антоний написал 18 декабря Святейшему Синоду. Он прислал комиссию, освидетельствовавшую мощи и признавшую чудеса, совершаемые по молитвам святителю Митрофану, истинными.

7 августа весь день во всех храмах города звенели колокола, возвещая радость об открытии мощей, тысячи верующих пришли поклониться святителю. В течение недели совершались благодарственные моления. 14 августа владыка Антоний послал в дар августейшей семье и великому князю Михаилу Павловичу иконы новоявленного чудотворца и поздравления с благодарностью от себя и всей воронежской паствы. И уже 7 сентября из Петербурга был получен дар в виде покрова на мощи святителя Митрофана, а на 40-й день открытия мощей в Воронеж приехал император Николай Павлович. Владыка Антоний отслужил для него молебен святителю и чудотворцу. 6 декабря 1832 года преосвященный Антоний был возведен в сан архиепископа. На следующий год, 25 июня 1833 года, святые мощи были перенесены из Архангельского собора, где они временно находились, во вновь отделанный Благовещенский собор. В знак любви к чудотворцу Митрофану воронежское купечество приготовило серебряную раку, куда 23 ноября святые мощи были торжественно переложены. Преосвященный Антоний позаботился и о написании жития святителя, которое было выполнено в 1834 году афонским иеромонахом Анникитой (в миру князем Сергеем Александровичем Ширинским-Шихматовым).

Любимый и любящий иерарх был не только духовным отцом для воронежской паствы, но и милосердным помощником в тяжелых обстоятельствах. По его обращениям и письмам был открыт сбор средств на пропитание голодающих вдов, сирот, инвалидов в 1833-м неурожайном году. Многие купцы, чиновники брали к себе десятки, сотни человек на пропитание. Со всех концов страны стекались деньги на содержание неимущих.

Архипастырь Антоний мечтал основать в Воронеже новый монастырь, поводом стало открытие мощей святителя Митрофана. И 1 августа 1836 года повелением императора Митрофанов Благовещенский монастырь был открыт (кстати, в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания он был полностью разрушен; на его территории сейчас здание первого корпуса Воронежского госуниверситета, Университетская площадь, 1). В первый год функционирования монастыря Воронеж посетили царская семья, великий князь Михаил Павлович и великая княжна Елена Павловна. Они неоднократно побывали в обители, участвовали в богослужениях, преподнесли подарки, поклонились мощам святителя Митрофана и оказали внимание владыке Антонию, который был награжден императором Николаем Павловичем алмазным крестом для ношения на клобуке за особые заслуги перед Церковью и Отечеством.

В 1839 году здоровье Антония стало ослабевать, и преосвященный начал думать о своем уходе на покой с возвращением в Киев. Его предназначение на воронежской кафедре, по мнению самого архипастыря, было исполнено: епархия стала одной из лучших в России, святые мощи святителя Митрофана открыты, монастырь в его честь основан, иконописный образ и житие написаны. Однако владыке предстояло обрести святые мощи святителя Тихона Воронежского и подготовить материалы к его прославлению в лике святых.

Будучи совершенно больным, весной 1846 года преосвященный Антоний отправился в свою предпоследнюю поездку по епархии, а именно в Задонск. Причиной тому стало строительство нового собора и перенесение в него мощей святителя Тихона. Старый, где они находились, необходимо было сломать. Как и все православные, владыка считал, что тело архипастыря Тихона должно быть нетленным. 12 мая 1846 года преосвященный Антоний прибыл в Задонск. На другой день по его благословению архимандрит Серафим, иеромонахи Паисий и Зосима, разломав свод усыпальницы, обнаружили, что тело святителя Тихона, его облачение и нижние доски гроба, пролежав 63 года в сыром месте, не подверглись тлению. Тело было переложено в новый гроб, перенесено в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где преосвященный Антоний отслужил панихиду. 20 мая владыка донес об обретении тела святителя Тихона нетленным обер-прокурору Синода с просьбой доложить государю. 13 августа 1846 года, в день памяти святителя Тихона, владыка Антоний последний раз побывал в Задонске, отслужил заупокойную литургию и панихиду. Но открытие мощей и прославление произошло только в 1861-м.

Являясь духовным отцом воронежской паствы, владыка был центром, объединяющим все стороны жизни города. Современники вспоминали, что приехать в Воронеж и не быть у преосвященного считалось невозможным. Его покои всегда были наполнены людьми всяких званий и сословий. Каждого владыка встречал с любовью, лаской, выслушивая, давал советы, благословлял, а когда было необходимо, помогал материально. Будучи монахом, он не стяжал богатств земных, и все средства, которые к нему поступали, раздавал нуждающимся. Приветливость и гостеприимство архиепископа были в высшей степени показательны, за его столом всегда собиралось множество народа.

Занимаясь административными делами, владыка как бы излучал свою любовь к окружающим. Тихо, спокойно, с лаской, он мог примирить поссорившихся, был снисходителен к слабостям других, но мог быть и строгим, если видел пренебрежительное отношение к святыням. Архиепископ Антоний обладал даром прозрения в будущее, например, при личной встрече с архиепископом Казанским Филаретом (Амфитеатровым) предсказал перемещение его в Киев, что и случилось через год. Архипастырь воронежский находился в духовной связи с великим русским святым -- преподобным Серафимом Саровским. Только надеясь на обретение святых мощей святителя Митрофана, владыка получил записку от преподобного Серафима, в которой были "поздравления с великой милостью Божией и явлением нового угодника Божия и чудотворца". Являясь духовным сотаинником и собеседником преподобного Серафима, преосвященный Антоний узнал о его смерти ночью 2 января 1833 года и в тот же день отслужил по почившему панихиду. Обязанностью владыки было попечение о духовных и светских школах, управление ими и духовное окормление. Как везде, так и во всем проявлялась его любовь к ближним, особенно к детям. Те отвечали ему взаимностью.

12 декабря 1846 года владыка Антоний заболел, состояние его ухудшалось каждый день. Собравшиеся родные и близкие постоянно находились возле него. 20 декабря прибывший викарий Елпидифор со священниками совершил таинство святого елеосвящения, к полудню владыке стало плохо, дыхание стало прерываться, духовник прочитал отходную молитву, с окончанием которой архиепископ отошел к Господу. Ему было 74 года. Не стало третьего после святителей Митрофана и Тихона светильника Церкви Воронежа. Погребение тела состоялось 27 декабря 1846 года в Благовещенском соборе.

В 1956 году с разрушением Митрофаниева монастыря мощи святителя Антония были перенесены и захоронены на Коминтерновском кладбище. Позже они были перезахоронены в некрополе Алексиево-Акатова монастыря, под общей надгробной плитой с именами воронежских архиепископов, также сюда перенесенных. А в 2003 году, в Дни славянской письменности и культуры, по благословению Алексея II святитель Антоний был прославлен в лике местночтимых святых Воронежской епархии.

Печатную версию материала читайте в газете
Автор: Владимир Ряполов