В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Губерния 5846

"Златословесный" учитель (Святитель Тихон Задонский - епископ Воронежский и Елецкий)

Святителя Тихона Задонского -- епископа Воронежского и Елецкого -- называют вторым Иоанном Златоустом. Будущий епископ и сын бедного псаломщика Тимофей, с детства зарабатывавший на кусок хлеба поденной работой, оставил после себя ценнейшее наследие, которое позже было объединено в 15-томное собрание сочинений.

На воронежскую кафедру 39-летний епископ Тихон (Соколов) вступил 3 февраля 1763 года. Епархия оказалась непростой: обширная территория, разношерстное население, крайняя скудость, развалившийся архиерейский дом, ветхий кафедральный собор с разбитыми колоколами. Всего здесь он провел четыре года и семь месяцев, но не было ни одной стороны духовной жизни, к которой бы преосвященный не проявил внимания.

Святитель Тихон старался искоренить непорядки во вверенной ему епархии. Например, в 1764 году поручил присутствующему Елецкого духовного правления Михаилу Успенскому досмотреть "неисправности" церквей Ельца и прислать ему их опись. В итоге один их священников был наказан "за небрежение": у него в церкви в ковчеге для Святых Даров нашли мусор. Неряха был послан на работы в Задонский монастырь на два месяца. Остальным за подобные нарушения преосвященный впредь грозил штрафом. Предусмотрены были и крайние меры, вплоть до лишения чина священника.



В целях борьбы с пьянством предписывалось, чтобы духовные лица не ходили в питейные дома под угрозой штрафа: со священника -- два рубля, с дьякона -- рубль, с причетника -- полтину. Во второй раз штраф назначался вдвое больше, в третий -- втрое, в четвертый необходимо было донести архиерею. Монахов за пьянство предписывалось сажать в кельи на трое суток и давать умеренную порцию хлеба и сколько потребуется кваса и воды. За два дня пребывания в пьянстве полагалось содержать неделю, а за три дня -- полторы.

Особое внимание обратил Тихон на брачные дела, в которых духовенство часто "погрешало" -- по незнанию или неосмотрительности. Свободно венчались женатые и замужние, малолетние, совершались четвертые браки. Святитель разослал по всем приходам инструкцию о совершении браков, за нарушение которой священник мог лишиться сана. Иногда он был вынужден прибегать и к карательным мерам. Узнав, что пастырские увещания на некоторых не действуют, Тихон приказал с неблагочинно стоящих в церкви брать по рублю с человека на церковные потребности, для чего во всех церквах на видном месте следовало выставить железные ящики на цепях.

Святителю стало известно, что невежественная паства религиозные праздники, в которые надлежало "в посте и слезах" пребывать, проводила в "разных сумасбродствах", "шутовствах и скверных песнях и прочих невоздержанностях" -- в питейных домах напивалась, пела "неподобные песни", делала "шум, свары и другие безобразия". Тогда он обязал городское духовенство объяснить прихожанам, как их следует проводить. Дьячки и пономари при свидетелях должны были записывать нарушителей поименно, а списки ослушников "без всякого пристрастия" представлять в Воронежскую духовную консисторию. Также епископ потребовал в воскресные и праздничные дни до окончания церковной службы и крестного хождения запретить в питейных домах торговлю.

При святителе Тихоне предпринимались самые разнообразные меры, направленные на борьбу с расколом. Указом от 1764 года он разрешил производить в священство только детей священников, выбирая честных и достойных. После обнаружения раскола в Войске Донском Тихон предписал Консистории учредить особую следственную комиссию.

Однако самой главной заслугой святителя, которая прославила его имя в истории, стала проповедь как словесная, так и облеченная в письменную форму. Святитель разъяснял заповеди и обличал пороки, особенно распространенные среди его паствы.

Талант проповедника со всей полнотой иллюстрирует описание одного случая. В Воронеже существовал древний обычай праздновать неделю идолу Яриле. Празднество обычно заканчивалось всеобщим пьянством, руганью, кулачными боями, а иногда смертоубийством. Однажды епископ вышел к бесчинствующему народу, приказал разорить шалаши, устроенные для игр и торжища, и затем произнес "обличительное слово". Неожиданное его появление отрезвило толпу, многие вняли просьбе, и толпа "чинно разошлась по домам". В воскресенье святитель назначил всенародное собрание в кафедральном соборе и произнес там второе слово против виденного им "безобразного языческого празднества". Он говорил: "Видел я иных бесчувственно пьяных, иных раненых, иных окровавленных усмотрел; приметил и плясание жен пьяных со скверными песнями... И кто же празднует так? Христиане!... Праздник сей есть праздник бесовский и точно смердит идолобесием...". Священникам он напомнил, что они "поставлены на страже дома Божия" и ответственны за "погибель христианских душ". Отцов семейств и старейших граждан Воронежа он просил удерживать своих детей от участия "в бесовских требищах", а светские власти -- пресекать "безчиние и соблазны". Во время проповеди все в церкви рыдали, а после приходили к нему в загородный дом каяться.

Кроме словесной проповеди святитель Тихон написал целый ряд книг. Во всех своих творениях он выступал как наставник христианской жизни. В период пребывания на воронежской кафедре святитель написал (в 1764 году) и издал (в 1767-м) собрание нравоучений для простого народа "Плоть и дух". Произведение представляет собой выдержки из Святого Писания и некоторых других источников. В конце книги приводится "Краткое увещание, како подобает в храмы святые входить на славословие Божие", где святитель рекомендует в церкви "по сторонам не озираться", от смеха и разговоров "крайне беречься", что других соблазняет и "велми раздражает". В "кратком увещании, что всякому христианину от младенства до смерти всегда в памяти содержать должно" он перечисляет "дела злые и Богу весьма ненавистные", а именно: злослужение, чародеяния, волхвования, высокоумие, памятозлобие, "обядение", "пианство", блуд и "всякие нечистоты", "буесловие", песни скверные и все, "что непротивится здравому разуму служить сатане кто в сих и сим подобных делам волю его злую исполняет".

Труды на воронежской кафедре ослабили и без того некрепкое здоровье святителя. Из его писем к схимонаху Задонского монастыря Митрофану, к которому святитель относился с особой теплотой, мы узнаем о болезненном состоянии преосвященного. Например, он сообщал Митрофану, что живет в Троицком и просит его приехать повидаться, "понеже крайне слаб". В 1767 году святитель Тихон написал очередное прошение на покой, в котором говорил, что "епископский омофор непосильно тяжел" для него. Его просьбу исполнили. В 1768-м Тихон уведомлял того же Митрофана о своем поселении в Толшевском монастыре, веля ему продать свою перину, а вырученные деньги раздать бедным. Выбор святителем места жительства оказался неудачным. Окруженная болотами местность была сырой, а строптивость настоятеля укрепила мысль о переезде.

Задонский монастырь стал последним приютом "златословесного" учителя. Здесь святитель чувствовал себя лучше, хотя по-прежнему "изнемогал телом". Желая поддержать святителя, воронежский епископ Тихон III посылал ему в монастырь ободряющие письма, деньги, варенья ("баночку с малиною, в сахаре варенною"), лекарства и прочее ("александрийский лист и чернослив"). В монастыре святитель Тихон вел аскетический образ жизни: скудная трапеза, простая одежда (при переезде в Задонский монастырь он продал все), убогая келейная обстановка (спал на ковре, укрывался шубой). Святитель любил копать грядки в саду, косить траву и прогулки вдоль Дона.

За время пребывания в Задонском монастыре святитель Тихон написал лучшие труды -- в частности, "О истинном христианстве". Шеститомное сочинение 1770 -- 1771 годов содержит "учение о истинной вере, о святом житии, о спасительном покаянии, о сердечном умилении, о болезновании грехов". Святитель суммирует все свои моральные познания. Обличает человеческие пороки: гордость, зависть, гнев, злобу, лукавство, праздность, честолюбие, пьянство. Говорит об обиде убогих и призывает удаляться от пиршеств и "злых компаний". Затрагивает Тихон вопрос о нищенстве. Он считал способных к работе бедняков тунеядцами, которые "сами виноваты в своем нищенстве".

В Задонске Тихон написал также "Письма к приятелям" и "Письма келейные" (1772 -- 1775). Они содержат наставления и поучения по частным случаям. В "Письмах келейных", содержащих 123 письма, святитель пишет об истине, святости, покаянии, терпении. Предназначались ли они конкретным лица, неизвестно. Но скорее нет, так как представляют собой "цельное произведение для общего употребления с назидательной целью". "Письма к приятелям", напротив, адресованы конкретным лицам. Одному святитель дает ответ, другому -- совет, третьему -- утешение, четвертому -- наставление.

В своих трудах о воспитании он писал, что "всякая наука и художество без христианского жития ничтоже есть". Епископ придавал огромное значение воспитанию, говоря, что от него, как от семян плоды, зависит все последующее житие. Родителей, пренебрегающих христианским воспитанием детей, он приравнивал к детоубийцам, поскольку и те и другие разлучают тело с душой. Детей, по мнению святителя, необходимо воспитывать "в страхе Божии". Не следовало быть ни слишком мягким, ни слишком строгим, поскольку излишняя любовь развращает, а чрезмерная суровость вводит в уныние. Истинная родительская любовь -- та, которая своевольство детей смиряет наказанием. Среди всех педагогических средств главным святитель Тихон считал личный пример.

За три года до смерти он практически не выходил из кельи и почти никого не принимал, кроме самых близких духовных особ. Умер святитель 13 августа на 59-м году жизни. При погребении 20 числа было зачитано духовное завещание святителя. Логически его можно разбить на три части. В первой святитель отдает хвалу Богу: "Слава Богу, яко меня создал по образу своему и по подобию. Слава Богу, яко меня падшего искупил". Во второй части Тихон дает список своих трудов, предваряемый заголовком: "Сочинения моя, в которых я по силе и возможности своей будучи во уединении, трудился оставил по себе". Наконец, в третьей части святитель дает перечень оставшихся вещей, резюмируя: "Вся сия продать и деньги бедным отдать", латинские книги он завещал воронежской библиотеке.

Похоронили святителя Тихона под алтарем главного собора Задонского монастыря. В 1919 году раку с его мощами вскрыли. Но до 1932-го гробница оставалась в монастыре сначала под опекой монахов, а затем обновленцев, захвативших монастырь. С 1932-м мощи кочевали из Елецкого антирелигиозного музея в Орловский краеведческий музей, потом были выставлены в Орловском кафедральном соборе, затем снова оказались в запасниках музея. Лишь в 1988-м мощи передали Орловской епархии, и до 1991-го они находились в Орловском кафедральном соборе, после чего старанием митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия их возвратили в Задонский монастырь.

Печатную версию материала читайте в газете