Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Губерния 13245

Дети из концлагерей и их судьбы

Чуть менее месяца назад - 11 апреля - прошел Международный день освобождения узников нацистских лагерей. Дата, связанная с дикими безумствами, учиненными людьми, именующими себя разумными. Третий рейх имел 14 тысяч концлагерей. Через них прошло 18 миллионов человек. Погибли 11 миллионов, из них 5 - советских граждан.

Среди узников концлагерей оказалось немало детей. Только на территории России из 1,7 миллиона человек расстрелянных, удушенных в газовых камерах, сожженных, повешенных фашистскими оккупантами 600 тысяч - несовершеннолетние. Всего в концлагерях содержалось более 5 миллионов детей. Выжил, по статистике, каждый десятый. В нашем регионе, по официальным данным, сейчас проживают более 27 тысяч таких выживших. Зачастую, чудом. Во время оккупации в Воронежской области от рук гитлеровцев, их союзников и приспешников было убито и замучено 1095 детей, перемещено в границах Советского Союза - 40930, угнано за пределы СССР - 1670.

Как правило, судьбы выживших детей беды и после Победы складывались непросто. Психологические страдания оказались пострашнее физических мук. Нахождение на оккупированной территории или в концлагере считалось вещью, отнюдь не красящей советского человека. О подобных фактах биографии было лучше не упоминать. Будущему председателю областной общественной организации бывших узников фашистских концлагерей Александру Захарову (он вместе со всей семьей -- отец, мать, пятеро детей -- попал за колючую проволоку в пятилетнем возрасте и прошел не один лагерь) при вступлении его в октябрята мудрая учительница Елена Викторовна в графе анкеты «место нахождения во время войны» посоветовала: «Если хочешь по жизни пройти нормально, напиши, что был дома». Чем, скорее всего, оградила его от многих неприятностей. Случаи, когда бывшим малолетним узникам отказывали в приеме в институт, а то и на работу, увы, были нередки. Бредовая сама по себе идея о том, что каждый попавший в плен -- изменник, распространялась и на ребятишек. Пятилетний предатель Родины -- знаете ли, и впрямь посильнее гетевского «Фауста». А вся вина тех людей (советских людей) на самом-то деле состояла в одном -- родное государство не сумело защитить их от врага, за что оно же и не миловало. О пребывании детьми в фашистской неволе они молчали более четырех десятков лет -- вплоть до горбачевской перестройки, которая, что бы там сейчас ни говорили, многим вернула чувство собственного достоинства.

Но, как у нас водится, за права предстояло побороться. В 1988 году начал действовать Международный союз бывших малолетних узников фашизма - уникальная интернациональная организация. Его председателем стал член-корреспондент Российской академии наук Николай Махутов. В том же году был создан действующий и сегодня Российский союз бывших малолетних узников фашизма. В регионах дело шло по-разному. Увы, Воронежская область оказалась одной из самых, если так можно выразиться, узниконелюбивых. По сути, наша бюрократия, в том числе ветеранская, открыла против бывших несовершеннолетних концлагерников своего рода второй фронт. ВООО БУНФК была зарегистрирована только в последних числах декабря 2009 года, через 21 год после образования и Международного, и Российского союзов.

К тому времени на федеральном уровне приняли ряд законодательных актов, напрямую касающихся бывших малолетних узников. Так, 15 октября 1992 года был издан указ президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», согласно которому им частично стали предоставлять льготы, установленные для участников Великой Отечественной из числа военнослужащих. А по закону о ветеранах бывшие несовершеннолетние узники фашизма были частично приравнены к участникам и инвалидам войны. То есть законы-то в принципе имеются. Однако толкуются они и федеральными (в первую очередь Минобороны и Минздравсоцразвития), и региональными структурами власти специфически – как правило, не в пользу бывших узников. Права порой ущемляются даже посмертно. Скажем, до августа 2011 года в регионах (хотя и не во всех) военкоматами за счет средств Минобороны оказывались ритуальные услуги, изготавливались и устанавливались надгробные памятники. Но затем посмертные льготы, как утверждает в своем обращении к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину Российский союз БНУФК, отменили. Например, в Брянской, Воронежской, Орловской и Тульской областях. В связи с расформированием Московского военного округа. Вроде как без МВО и государство существовать перестало. Другой, не менее печальный пример: Минздравсоцразвития исключил РСБНУ из списка общественных организаций и некоммерческих объединений, которым для осуществления их уставных целей предоставляется субсидия из госбюджета. У министра Татьяны Голиковой на все вопросы ответ один: узники не вписываются в какую-то загадочную концепцию.

Законные права у той концепции приходится отбивать с боем. Весной 2010 года тогдашний замминистра регионального развития Сергей Круглик разослал по всем российским городам и весям циркулярное письмо, в котором утверждал, что законодатель (то есть государство), «наделяя бывших узников правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны». Не приравнивает, стало быть, их, по Круглику, к таковым в полном объеме. Таким образом, разъяснял чиновник, указанная категория граждан обеспечению жильем в рамках реализации указа президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» не подлежат. В итоге в сформированных органами соцзащиты списках ветеранов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, бывших узников фашизма не оказалось.

Один из таких обделенных - рязанец Педоренко обратился в суд. И выиграл его! Аналогичный случай произошел осенью 2011 года в Воронеже. Как утверждает юрист и правозащитник Илья Сиволдаев, тогда судебная коллегия по гражданским делам облсуда приняла историческое для наших палестин решение: «обязала департамент труда и социального развития области принять решение о предоставлении жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Воронежа, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма Стародубцевой Т.Я., нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на обеспечение жильем согласно указу президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов», и обязать департамент имущественных и земельных отношений заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда области». В переводе с юридического на общепринятый можно констатировать: узница Стародубцева отстояла свои права. Непонятно только, почему данное ему государством человек должен отвоевывать в суде, то есть у государства же. И когда наши законы избавятся от пресловутого дышла?

Пока не избавились. А поэтому ситуация в регионах находится зачастую в прямой зависимости от отношения тамошних властей к бывшим узникам. К примеру, глава Ямало-Ненецкого округа подписал недавно постановление, согласно которому из окружного бюджета будет ежемесячно выплачиваться денежное пособие («вторая пенсия») в размере 20 тыс. рублей не только фронтовикам, но и бывшим несовершеннолетним узникам. Пожизненно. Ну, скажут, Ямалу деньги девать некуда. Но вот - близкий к нам Смоленск, особым достатком не отличающийся. Смоленский губернатор подписал постановление о дополнительной мере соцподдежки бывших узников. Администрация региона взяла на себя обязательства по финансированию ритуальных услуг. Расходы, кстати, небольшие - 5 млн рублей в год. Причем, увы, сумма в силу естественных житейских причин будет неуклонно сокращаться.

В Воронеже о дополнительных мерах пока не слышно. Тут полагающегося бы добиться. И все-таки ситуация, пусть понемногу, но меняется. Нынешним апрелем впервые в Международный день освобождения узников фашистских лагерей (он, кстати, установлен ООН, но в России отчего-то не входит в список государственных памятных дат) вышло официальное поздравление за подписью губернатора Алексея Гордеева и спикера облдумы Владимира Ключникова. Чуть ранее губернатор (опять же впервые) издал распоряжение, где расписано, кому (главе Воронежа, главам администраций городских округов и муниципальных районов) и что рекомендуется сделать. Правда, по утверждению Александра Захарова, губернаторские рекомендации исполнены далеко не в полной мере. Но все же, все же, все же…

Процесс пошел? Хорошо бы. Сделать предстоит многое. Достаточно сказать, что у ВООО БНУФК до сих пор нет своего помещения. Нет в Воронеже и памятного знака, напоминающего о том, что узники были. И пока есть. Кардинальным решением проблем явилось бы статусное приравнивание несовершеннолетних узников немецко-фашистских концлагерей к ветеранам. Без скидок и оговорок. В братской Украине так сделали в 1993 году. Но то - задача федеральная. Хотя региональным властям никто в принципе не препятствует (разве что кроме них самих) приложить руку к благому и благородному делу. Надежда, конечно, остается. Наверное, она умрет только вместе с последним узником. Ждать, в общем-то, осталось недолго.


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".