Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Губерния 3578

На Платоновском фестивале выступил пианист Боян Горишек


На Платоновском фестивале сыграл концерт словенский пианист Боян Горишек, один из лучших исполнителей Эрика Сати. Музыкант записал полное собрание сочинений фортепианного творчества композитора. Как рассказал нам директор фестиваля Михаил Бычков, сначала появилась идея открыть Воронежу минималиста Сати. В дирекции стали искать, кто лучше всех в мире его играет. Таких исполнителей оказалось трое, среди них - Боян Горишек. Пианист с удовольствием принял предложение, и его концерт стал премьерой - в России он выступал первый раз.

Музыкант немного рассказал о программе. Первое отделение полностью посвящено Сати. После, по словам пианиста, логично сыграть несколько произведений Филиппа Гласса, так как он шел по следам Сати. "Если бы Сати жил подольше, он был бы Глассом своего времени", - заметил Горишек. И не менее логично завершение концерта Арво Пяртом, который хоть и писал музыку позже, но в том же ключе.

Выступление прошло практически в полной темноте. Свет немного падал только на самого Бояна, который играл за черным роялем в одежде темных тонов. Да еще белел экран для проектора. Сочетание почти полной темноты и минимализма (а в соответствующем музыкальном направлении быстрых темпов не так уж много плюс одна и та же мелодия с небольшими перерывами повторяется) сделало свое черное дело - после выходных недосыпов меня жутко клонило в сон. Сама по себе музыка мрачноватая и атмосферная, и темнота на самом деле хорошо работает на атмосферу. Такая музыка подошла бы в качестве саундтрека для драматического фильма: идеально ложится на сцену, где герой хмуро смотрит в экран и думает думу.

Но все же равномерные повторы (если там и была смена нот, то мое тугое ухо их не уловило) способствовали сонному состоянию. Не исключена и провокация со стороны самого Сати. Сон снял загоревшийся экран - показывали фильм 1924 года "Антракт", музыку к которому написал Эрик Сати (он, кстати говоря, появился и в кадре). Играл же музыку Боян Горишек. Смотреть и слушать было интересно, но не более того. Фильм был с элементами сюрреализма, но что-то конкретное выделить нельзя. Музыка гармонирует с происходящим на экране, но не запоминается.

Тема кино продолжилась во втором отделении - Гласс написал музыку ко многим фильмам, она присутствует в том числе и в обласканной "Елене" Андрея Звягинцева. Минимализм Гласса не так минималистичен, как у Сати. Впрочем, последнего называют предвестником минимализма - последователи направление доработали.

Мелодии Филиппа Гласса более бодрые, в них больше радужных ноток, которые время от времени прерываются грозным басом. Музыкальные повторы нельзя назвать топтанием на месте, здесь скорее движение по спирали, где к одному и тому же мотиву то тут, то там добавляются избавляющие от однообразия музыкальные детальки, возможно, не сразу заметные на рациональном уровне.

На пресс-конференции Боян Горишек говорил, что хотел бы прожить достаточно долго, чтобы переиграть всю музыку, которая ему нравится. Пока музыкант играет только ту музыку, которая ему наиболее импонирует: "На концерте будет то, что мне действительно близко". В первом отделении особой любви я не заметил (возможно, из-за борьбы со сном), а вот Гласса он играл самозабвенно, полностью  погружаясь в материал. Особый акцент пианист сделал на одной из повторяющихся мелодий - незатейливой, но очень красивой. Она напрочь засела у меня в голове.  Выбить ее смог только концерт Casal Quartett. Рассказывая о включении в программу Арво Пярта, Горишек отметил: "У меня возникает полное ощущение, что я играю музыку одного композитора в течение всего концерта". И если разница между Сати и Глассом слышна, то границ между Глассом и Пяртом я не обнаружил. Отдельно Арво Пярта никто не объявлял, а потому я даже не уверен, что Горишек его сыграл.

Можно сказать, что Эрика Сати Воронежу открыли, но при открытии слегка заело замок. Музыки композитора очень сложна для восприятия неподготовленным слушателем. Хотя некоторые готовы прослушать концерт только из музыки Сати.  

Боян Горишек: История между мной и Эриком Сати началась лет 30 назад. Тогда я сыграл один концерт, потому что он был интересен мне как композитор. После компания Blaricum Music Group из Амстердама предложила мне записать всю музыку Сати, на что потратил лет пять. Когда ты играешь музыку композитора так долго, практически становишься его другом, несмотря на то что он уже умер. Сати мне как друг.


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".