Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Стиль 1297

«Золотое время»: какие часы носили воронежцы 25 лет назад

some alt text
Как технологии нами манипулируют? Все банально, никакой конспирологии: они умеют управлять нашим временем. Мы «проваливаемся» в смартфоны, как Алиса в кроличью нору, и живем по принципу «чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил». 
 
Этому способствуют и «умные» часы, напоминающие о сердечном ритме и норме шагов в день. Кажется, что эти «вросшие» в запястье гаджеты знают о нас практически все. Но почему-то обилие технологий не вызывает эмоций, нет в них и индивидуальности. Конечно, классические наручные часы не сообщат вам, сколько стаканов воды осталось выпить, но с ними чувствуешь себя увереннее и уютнее.
 
 
Возможно, потому что их подарил близкий человек, они были куплены в честь важного события или вообще достались по наследству, и дороже них ничего и нет. Часы в этом смысле уникальный предмет. Они не только показывают время, но и сохраняют его для других поколений. Наверняка в каждой семье есть такой артефакт. Возрастом, как минимум, в несколько десятилетий. Если вы из Воронежа, то вероятнее всего этот аксессуар был приобретен на Плехановской, 21. 
 

 
Откуда «разведданные»? Именно по этому адресу четверть века назад открылся первый в городе (после перестройки) большой магазин часов. 
 
 
Как создавать бизнес в «лихие 90-ые», и какие часы носили воронежцы 25 лет назад?
 
Рассказывает Игорь Иванович Малеев, директор магазина-мастерской «Мир Часов»:
 
От космических СВЧ-транзисторов к стартапу из гипса
 
— Жизнь в СССР была как у всех: закончил Воронежский политехнический институт, потом распределился в Калугу, проработал четыре года, заработал квартиру. Вернулся в Воронеж (удалось поменять квартиру) и устроился в НИИ от завода «Электроника». Тогда там делали  мощные СВЧ-транзисторы для космического челнока «Буран» (многоразовый космический корабль — прим.ред.). Но…наступил 1991 год, завод перестал платить зарплату — а у меня семья, ее надо кормить.
 
Я быстро понял, что теперь никто никому не должен.  Ушел на «вольные хлеба» Сначала открыл свое научно-производственное предприятие. У меня была такая идея:  создать технологию (стартап, как сейчас говорят), который я мог бы продать людям. Например, гипсовую облицовочную плитку.
 
Я разработал технологию добавок в гипсово-цементный раствор. Прочитал научные статьи, все доработал. Формы для литья изготовлял на Шинном заводе. Конечно, по договоренности за деньги. Приходил ночью и сам лил на прессах. Научился быстро. Прикольно было. 
 
 

 
Диссертация, челноки и половина киоска на двоих
 
— В 1992 цены опустили, людям стало не до производств. И я со своим «стартапом» подзавис. Начал «челночить»: ездил в Турцию и Сирию за товаром, потом реализовал его.  Работал на человека, он мне давал деньги.  И параллельно писал диссертацию.

 В 1994 двоюродный брат предложил взять киоск. Я сначала сопротивлялся: «Как это я, который хочет заниматься наукой, стану торговать в киоске?».
 
Киоски в 90-ые были такие: железная «коробка» с окошком. Ассортимент — все подряд. Сняли на двоих половину киоска. Неделю мы работаем, неделю — другие. И каждый раз вывозили свой товар. Причем торговали жены других владельцев: семь дней у нас, а в свою неделю — на себя.
 

 

Спрос на «экзотический» товар

— Как-то подошел вьетнамец: «Есть часы, повесь их». Какие часы?!  У нас тут шоколадные батончики и странный алкоголь. Ладно, уговорил. Взял их (штук 15 было) и навесил, как таранку на леску. В итоге, за несколько дней распродали все!  Вьетнамец принес еще. И как-то процесс пошел.  Хотя часы по тем временам были  неочевидным товаром, экзотикой.
 
 
Оказалось, что конкурентов по ним не было. Слишком мелкий товар, если сравнивать с той же парфюмерией, которой я занялся позднее. Но в этой сфере рынок в последующем заняли большие сети, поэтому для частного предпринимателя  рынок парфюмерии быстро перестал быть интересен. 
 
 
Я просто крутился. Это было совсем другое время. Сейчас надо думать, как заработать. А тогда такого вопроса не стояло. Бери и зарабатывай. Становись с сумкой и торгуй с улицы. Прибыль обеспечена. Но таких, с предпринимательской жилкой, только 5%. Остальные 95% будут искать наемную работу, так устроена жизнь. Мне было некогда  рассуждать. Я работал. К концу 90-х уже три киоска у «России» (большой универмаг, сейчас на его месте «Галерея Чижова» — прим.ред.), два своих магазина и несколько отделов в других — «Часы» в ЦУМе и на Пушкинской (на месте «Альбиноса»).
 

 
«Говорящие» часы и бандитские «стрелки» 
 
— Часы у нас всегда котировались: престижная и дорогая вещь. Часы дарили, ими награждали. В советское время, при зарплате в 100 рублей, часы могли стоить все 40. В 90-ые тенденция сохранилась, но в ассортименте был самый дешевый Китай. Не подделки, а локальные неизвестные бренды. Они были дешевые, и я их мерял сумками.
 
 
Первый раз за товаром в Москву я поехал с небольшой сумкой, на вторую закупку уже взял два баула, а потом без тележки и не ездил. Доставка транспортными компаниями появилась гораздо позже. Часы тогда оптом покупали в Лужниках, в основном точки держали вьетнамцы.
 
Какие часы носили в 90-ые: «говорящие», Omax, с калькулятором,  Montana, «Командирские»,  Q&Q, Orient, Rivoli, Citizen.
 
 
 
 
 
 
Не обошлось и без бандитов. Как только начинаешь бизнес, приходят «крышевать» они — люди  в тренировочных штанах. Говорят: «Хочешь здесь работать? Ребята в тюрьме сидят, мы их должны содержать. Плати, а мы будем тебя защищать … от таких же, как мы». 
 
Преступности было много, органы власти не справлялись, в основном все вопросы решались через ребят и «понятия». Случались у бандитов и «накладки»: приходили ко мне из другого клана, я им говорил, что меня вот эти «кроют». Потом между собой у них забивались «стрелки». К предпринимателям  было отношение такое: платите и не вякайте.  В начале нулевых «крышевание» постепенно сошло на нет. 
 

 
«Цены меняли в прямом эфире»
 
— 20 августа 1998 года открылся наш «Мир Часов» на Плехановской, 21. Он стал первым большим магазином часов в Воронеже. За несколько дней до этого события развивались стремительно. 17 августа СМИ сообщили о дефолте. Доллар подскочил.  Тогда магазинов было мало, торговали хорошо. За парфюмерией, которой мы торговали в другом своем магазине  стояли очереди. 
 
 
Смотрю, доллар уже в три раза возрос. Народ сметает все! Очередь в магазин начинается с улицы. Решили не закрываться, а в «прямом эфире» переписывать ценники. Умножали на 2,5. Ажиотаж у покупателей  только увеличивался! 
 
 
На 20 августа 1998 года было заранее запланировано открытие часового магазина, уже рекламу дали. Нужны часы, а в Москве с ценами полный кавардак.  Я из своих киосков подергал товара, мы его на витринах пореже разложили. Непонятно по какой цене, но я ее умножил на два. Открыли магазин. Покупатели смели все! Но потом, когда поехал в Москву за новой «порцией» товара, оказалось, что на вырученные деньги закупил товара ровно в два раза меньше в штуках, чем продал перед этим. 
 
Это еще не все. Я же под открытие магазина занял денег на покупку помещения (квартиры на первом этаже) под магазин «Мир Часов». Квартиру купил за бешеные деньги — 45 тысяч долларов. Просто невероятная сумма на тот момент.  После дефолта она стала стоить 8 тысяч долларов. Занимал у товарища, в рублях. 18 августа 1998 он приходит и говорит: «Давай пересчитаем количество заемных рублей по новому курсу доллара». А, надо сказать, что заем был под 20% в месяц, такая была гиперинфляция.  Но мне как-то было все равно, ведь ни рублей, ни долларов у меня не было, я все вложил. Но ничего, выкрутился со временем, все выплатил, благо нервная система была в порядке, и я не заморачивался никакими переживаниями за будущее.

Получилось, что дефолт 1998 года принес  около сотни тысяч долларов убытков. 
 
Мне тогда — 36 лет. Огромные долги, вроде бы повод для депрессии. Но нет. Бизнес, как оказалось, выстраивается нормальный, устойчивый.Поэтому некогда было играть в «саможалелки», настроение все равно прекрасное. Был драйв! Я вообще считаю, что мне в жизни повезло. Все эти занятия бизнесом — не ради денег как таковых, а это и увлечение, и работа, и жизнь в одном флаконе. 
 

С середины осени 1998 г. ситуация начала стабилизироваться. Шок прошел, люди привыкли и сориентировались. Торговля улучшилась. Долги отдавал около года. А потом пришли нулевые — абсолютно другое время. 
 
И большая благодарность моему коллективу! Тем девочкам (и мальчикам) которые рядом со мной все эти годы, на которых я всегда опирался и меня никто никогда не подводил. Благодарен всем нам! 
 
 
И тем, кто с первого дня, с 1995 года, работает по сегодняшнее время, и тем, кто был с нами какое-то количество лет, и тем, кто еще новенький. Наш коллектив — самая большая ценность. Мы и далее вместе будем проходить все вызовы, приготовленные нам жизнью.  
 

 
«Наступает время конкретных людей»

— История движется по спирали. И сейчас у нас опять новая экономическая реальность. Думаю, что будет крушение сегодняшних валютных систем, денежных отношений, деление мира на достаточно обособленные  зоны. Но куда нам деваться — выживем!  В 90-ые было точно тяжелей — потому что  полная разруха в стране. Сейчас у нас промышленность работает, сельское хозяйство развивается. Голодать не будем. 
 
Поэтому в этой ситуации я бы посоветовал молодым не гнаться за мифической «корочкой». Получать не диплом, а настоящие знания, настоящую профессию. Не обязательно сразу после школы идти в вуз с целью, что потом куда-нибудь пристроят, лишь бы не работать руками. 
 
Наступает время конкретных людей — профессионалов своего дела. Заводы будут строиться, а утраченные специальности возвращаться. Стране уже снова нужны и токари, и сварщики, и технологи. Самое главное — найти специальность для души. Выбрать то, что нравится именно тебе.И тогда работа окажется драйвом, за который еще и платят!
 
 

 
 
фото  — из личного архива И.И. Малеева; Юлия Воронкова, 36ON; скрины — avito.ru.