В менее, чем полутора километрах от развязки на Остужева находится район, в котором не так давно появилась жилая застройка вокруг роддома. Там прекрасно гулять с коляской молодым родителям, вдыхая аромат сосновых шишек, подкармливая, если нравится, синичек и залетевших случайно гаичек.
Можно даже предположить, что застройщик предлагал жилье возле роддома как буколический рай, где вокруг домов сосновый аромат и тишина.
Осенью здесь шафрановый ковер из опавших листьев березы, зимой зелень сосен, приятно контрастирующая с серыми стенами домов. В центре микрорайона застройщик оставил озеленение и поставил типовые игровые и детские площадки. В центральной части этого парка композиция из сов и филинов. Парковое мощение плиточное. Есть даже пара цветущих плодовых деревьев в районе парка, подчеркивающих весной ощущение обновления. В микрорайоне более 30 многоквартирных домов и более 5 000 квартир.
Пройдя по району, мы можем вспомнить закон единства борьбы противоположностей, щедро иллюстрируемый отношением жителей к своему окружению. Одни жители, заботливо кутают придомовую территорию в цветы, шелк газонов и колючие и не очень низкорослые кустарники. Другие бросают машины на газоны и пешеходные дорожки и так же щедро одаряют пространство сорванными обертками конфет, крышками от пива, фантиками и стаканчиками. Спиленные березы пока еще не замещены новым озеленением.
Застройщик позиционировал район так - «В микрорайоне «Электроника» в дополнение к бесспорным природным преимуществам нами с любовью был создан особый микроклимат, который способен удовлетворить потребность жителей комплекса в благополучии и комфорте, в отдыхе и общении».
Он только в одном ошибся, люди, купившие там квартиру, по-прежнему живут в общегородском ритме, где жизнь продолжается и после 22.00, что им нужны работа и развлечения. Так сложилось, что среди моих знакомых, живущих в этом месте, все представители так называемого «креативного класса», люди творческих профессий. Все они работают или работали на Правом берегу, их график работы был весьма гибким, и потому они возвращались домой поздно. И всем бы хорошо возвращаться к себе домой, но последний автобус отправляется в 22.00.
Видимо жизнь города не рассчитана на то, чтобы магазины и творческие индустрии работали максимально возможное время, увеличивая вклад в экономику города. Да и, чтобы добраться до работы, приходится тратить чуть больше времени, чем тому же жителю Остужева.
Благоустройство района я бы оценил как неудовлетворительное. Отдельные архитектурные цитаты, где перепутаны местами члены предложения. Напротив многоэтажных домов - площадки, где стоят контейнеры для сбора мусора. Особенно это заметно между 63 и 83 домами. Всё это напротив конечной автобусной остановки. Сомнительное решение для общественного пространства, выполняющего функцию торгового коридора и площади. Идти от конечной маршрута №26 вглубь района неприятно, здесь также можно обнаружить площадки для мусора. Неуютно.
Само благоустройство района застройщиком выполнено неряшливо. Брошенные бордюры, вкопанные шины на газонах, чтобы блокировать заезд автомобилей и сохранить зеленый газон, проезжая дорога неудовлетворительного качества.
Вокруг детского сада - парковки, боксы-гаражей, захламляющие пространство. Остатки заборов, выглядывающие из-за кустарника, сохранившиеся с 2004 года, когда начал застраиваться микрорайон.
Улиц нет - есть проезды, зародыши пешеходных зон. Хотя не всё так плохо, жильцы первых этажей стараются следить за палисадом и озеленением, как я уже написал чуть выше.
Если вы гуляете со своим псом в лесу, обнаружите, что Репненский лес в не столь отдаленной перспективе уменьшится. Сам лес выглядит достаточно привлекательным, можно покормить белочек, увидеть ежиков, некоторым посчастливилось увидеть лис, а одна поэтесса могла встретить даже единорога.
Судя по санитарной вырубке сосен, скоро там появятся жилые кварталы. То есть кварталы смогут дотянуться до улицы Землячки, за которой массив строений, смыкающийся с территорией бывшего алюминиевого завода.
Передвижение в данном районе не рассчитано на пешехода. Это место для перемещения грузов специальной техникой, и потому эта территория - это подъездные пути к ангарам и иным хозяйственным и промышленным зданиям.
Как во всяком районе со смешанной инфраструктурой – здесь теплится жизнь, омертвелая ткань предприятия, растащеная на ограды и заборы огородиков. Это складки, в которых работают автомастерские и столярные, ароматы которых легко уловить в воздухе. Вероятно для удобства людей без определенного места жительства здесь располагаются пункты приема цветного металла.
Подъездные ж\д пути к ВЗСАК и «Химопторг» слегка разнообразят этот район стен и заборов свободным пространством, вокруг которого редкая трава и кустарник. Янтарные отвороты комьев земли, ржавые ворота, собачьи свадьбы, запустение и буйство жизни одновременно.
Выделяется участок со странным сооружением в центре территории, похожим на надувной спортивный комплекс, что в Ю - З парке. Территория бывшего троллейбусного хозяйства, больше похожая на пустырь, чем на производственную площадку. Военная часть с цейхаугазами и транспортно-логистический центр окаймлены гаражно-строительными кооперативами. Они обладают поэтическими названиями - «Рубин 3» и «Фауна», правда, подвел ГСК алюминиевого завода, здесь простое название – «Алюминий».
Это последний материал. Я достаточно пробежался по этому «Дикому полю». Мое мнение, что если богатство России будет прирастать Сибирью, то богатство Воронежа должно прирастать левобережьем. Надеюсь, что мне удалось привлечь внимание к вопросам, связанным с развитием города, с реновациями территорий, и качеством городской среды.
Я попытался обозначить, что происходит с городской инфраструктурой. Хорошую физическую инфраструктуру, к сожалению, на левом берегу я не увидел. Микрорайон, рассмотренный в данном тексте, имеет не бедную архитектурную среду, жилье эконом-класса и ограниченное количество транспорта. Прошло всего 12 лет со дня строительства первых домов микрорайона, а вид района вызывает жалость и сочувствие наравне в ВАИ.
Экономическая инфраструктура левобережья источник транспортных проблем. Социальная инфраструктура бедна и не обеспечивает потребности горожан, является тормозом для развития всего города. Для новой социальной модели, опирающейся в основном на творчество, для городской экономики нет оснований. Мы до сих пор рефлексируем, но так и не смогли освоить креативную экономику. Остается верить, что муниципальные власти могут создавать условия для роста городской экономики, бизнес увидит в жителях своих покупателей, а девелоперы начнут экспериментировать с форматами недвижимости.
Переосмысливает ли себя город? Это непростой вопрос. Будущее левобережья не должно стать простым повторением прежнего сценария реализованного во времена Индустриализации, о чем, как мне кажется, я рассказывал почти во всех своих материалах.
Удастся ли Воронежу влиться в основной поток европейской истории, так как в федеральный контекст городу, судя по всему удалось. Город обладает характером, норовом, отстаивая своё право на самоуправление, что, на мой взгляд, говорит о жизнеспособности города и его адаптивности к переменам.
Остается надежда, что новой агломерации предстоит пройти свой путь ошибок, спотыкаясь, но опираясь на свой статус университетской столицы, квалифицированную рабочую силу в «новой экономике» ориентированную на внешние рынки, значительным рынком, потребляющим проекты не только в сфере искусств, но и в сфере информационных технологий.
Автор текста: Илья Бейлин