Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
«Воронеж-Сити», американские горки и «канатка»: преображение набережной за 7 лет
Масштабный инвестиционный проект на набережной водохранилища может реализовать крупная федеральная корпорация.
6508
Поделиться с друзьями
В понедельник, 20 января, в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного технического университета состоялся третий этап публичных обсуждений будущего одного из знаковых мест столицы Черноземья – набережной водохранилища. Концепцию развития территории представил консорциум «Новый Воронеж», в который вошли студенты опорного вуза, финансовая компания «Аксиома» и московское архитектурное бюро RTDA Group​.
 
 
О том, как может преобразиться набережная от ВоГРЭСовского до Чернавского моста, рассказал лидер проектной группы, магистрант второго курса факультета архитектуры и градостроительства ВГТУ Александр Братухин. 
 
 
«Зона отчуждения»
 
 
Именно так докладчик охарактеризовал набережную в ее нынешнем виде. Дело в том, что территория площадью 70 га находится в самом центре Воронежа, но по факту в его жизни не участвует из-за рядя проблем.  Например, она оторвана от транспортной инфраструктуры, маршрутов общественного транспорта, основных городских магистралей и даже комфортных пешеходных путей. Здесь низкое качество благоустройства и отсутствие объектов капитального строительства, которые могли бы удерживать горожан в течение всего года и суток.
 
– Сегодня мы имеем огромную зону отчуждения в историческом ядре Воронежа, которая по своему социально-экономическому и рекреационному значению должна стать как зелеными легкими всего центра, так и мультифункциональной площадкой, забирающей некоторые общественные функции с центральных улиц Воронежа, – пояснил студент опорного вуза.
 
Он добавил, что сейчас большая часть территории набережной, в том числе и намывка, пустует. Соответственно знаковое место пока может притянуть не столько обычных горожан, сколько антисоциальные элементы.  Эта проблема может быть решена за счет увеличения рекреационной емкости, считает разработчик проекта. В дальнейшем набережная должна стать местом, «которое повлияет на городскую жизнь».
 
 
 
«Канатка», расширение дороги и парковки
 
 
Решить проблему транспортной доступности разработчики концепции предложили несколькими способами. Первый из них – строительство канатной дороги, которая соединит Советскую площадь и Адмиралтейку. В перспективе альтернативный вид общественного транспорта может быть продлен и до Чернавской дамбы или улицы Димитрова.
 
Второй – введение автобусов-шаттлов с созданием шести остановочных павильонов через каждые 700 метров.  Третий – расширение Петровской набережной до пяти полос. Для этого магистраль необходимо будет увеличить на 12 метров за счет территории со стороны акватории водохранилища.
 
Полная концепция размещена здесь.
 
Также проектировщики предложили исключить левый поворот, из-за которого возникают пробки. Повернуть автомобилисты могут на трех новых развязках, в том числе одной проектируемой на пересечении с улицей Чернышевской. 
 
Концепция предусматривает и создание необычной одноэтажной парковки, рассчитанной на 1100 мест. Ее архитекторы представили в виде сооружения, возвышающегося над землей на 3,5 метра и протянувшегося вдоль всей набережной. Она предусматривает промежутки-проходы в местах входа в парковую зону, протяженность каждого составит 150 метров. 
 
 
– Это хорошая шумо- и виброзащита для посетителей парка. При этом она не создает ощущение бесконечной парковки, которые так распространены у нас, – говорит Александр Братухин. – С одной стороны – вертикальный металлический фасад, с другой – земляной откос, выполняющий рекреационно-развлекательную функцию. Там могут быть размещены детские горки, площадки, небольшой зеленый амфитеатр, а также элементы озеленения. Эксплуатируемая кровля может использоваться в качестве смотровой площадки, дополнительной зоны отдыха и зоны загара. 
 
Внутри рекреационной зоны представители консорциума предложили создать дорожки для велосипедистов и пешеходов, в том числе замкнутые экотропы, которые предполагают множество сценариев передвижения. С некоторых объектов будет открываться вид на акваторию Воронежского водохранилища и уникальные объекты или площади. Новая набережная станет полностью доступна для маломобильных групп населения.
 
 
Маяк, аквапарк и отказ от круглой конфигурации
 
 
Обновленная набережная будет разбита на четыре зоны. Первая из них под названием «Сити» расположится возле ВоГРЭСовского моста. Пешеходная дорожка поделит ее на две части – офисно-деловую, где разместится деловой центр по типу «Москвы-Сити», и зрелищно образовательную. Тут расположатся арены для спортивных и культурных мероприятий и молодежный мультицентр. Пешеходная ось завершится амфитеатром с многофункциональной площадью.
 
 
Зона «Отдых» включает в себя две территории – для тихого и активного отдыха. В первой расположатся маяк со смотровой площадкой, различные арт-объекты, трассы для скандинавской ходьбы, велопрогулок и бега, зеленый амфитеатр, где можно будет заняться самодеятельностью. Во второй части будет находиться порядка 20 аттракционов, в том числе, картинг, американские горки, колесо обозрения, гигантская карусель и веревочный городок. Здесь же можно будет найти детские площадки, как и в остальных зонах.
 
 
В зоне «Вода» разработчики концепции предлагают построить аквапарк с озелененной кровлей, рассчитанный на 600 отдыхающих, из которого можно попасть в бассейн на воде. Эти объекты, отметим, будут работать круглый год. Рядом предполагается создание пляжа площадью 1,3 га и спортивных площадок для игры в баскетбол, волейбол, мини-гольф и теннис. Тут же может появиться скейт-площадка.
 
 
В исторической зоне, которая сосредоточена вокруг Успенской церкви, возможно строительство домов в стиле 18-19 века. В них смогут расположиться кружки для детей, языковые школы, музей национальных культур и различные магазины. Что касается будущего Адмиралтейской площади, то ее предлагают полностью изменить. Архитекторы считают, что ростральная колонна «300 лет Российскому флоту» – пережиток прошлого, и от нее пора избавиться. На ее месте может появиться амфитеатр для проведения массовых мероприятий, сухие фонтаны и зеленые островки. Круглую конфигурацию площади архитекторы также предлагают изменить.
 
 
Стоит отметить, что сейчас территория озеленена всего лишь на 13 га. Этот показатель планируют увеличить до 55 га, или 78% от всей территории. Концепция при этом не предполагает развитие Петровского острова, где ранее власти планировали создать историко-культурный тематический парк с крепостью 18-го века, ремесленными лавками и цейхгаузом. По данным молодых архитекторов, крупные объекты разместить здесь будет крайне сложно, в том числе, из-за слишком больших затрат на прокладку инженерных коммуникаций под водой. Также отмечается, что зимой обновленная набережная может привлекать посетителей при помощи таких объектов, как каток на месте картинга, лыжная трасса на месте закольцованного велосипедного маршрута и бассейн на воде.
 
 
 
Таинственный инвестор
 
 
По данным экспертов, реализовать задумку «Нового Воронежа» можно за 5-7 лет. Что касается экономической составляющей, то она еще не просчитана. Ожидается, что понадобятся многомиллиардные вложения. Поддержку консорциум намерен искать у государства и инвесторов. Об этом стало известно в ходе публичных обсуждений  представленной концепции. Ректор опорного вуза Сергей Колодяжный в своем выступлении отметил, что нельзя перекладывать ответственность за реализацию проекта на плечи горожан – они не должны почувствовать из-за этого дополнительной финансовой нагрузки. А она может, например, выразиться в очередном увеличении стоимости проезда или парковочных мест, заявил руководитель ВГТУ.
 
Один из почетных гостей мероприятия поспешил успокоить воронежцев – на начальном этапе, возможно, и понадобится некоторая поддержка властей в рамках государственных программ, после реконструкции же проект будет полностью самодостаточным. Он сможет окупать себя за счет «поступлений от деятельности коммерческой структуры». Забота о состоянии и будущем благоустройстве рекреационной зоны войдет в зону ответственности будущих арендаторов. Отмечается, всей площадкой будет руководить один оператор.
 
 
По словам руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергея Корчевникова, масштабным проектом уже заинтересовался крупный федеральный инвестор. Речь идет о некой корпорации, информацию о которой власти пока держат в секрете. После того, как она создаст инфраструктуру, на площадку смогут зайти представители воронежского малого и среднего бизнеса.
 
Ожидается, что обновленная набережная станет по-настоящему привлекательным объектом для туристов. Концепцию развития знакового места Воронежа уже в следующем месяце планируют презентовать на инвестиционном форуме в Сочи, куда приедет руководство страны с новым премьер-министром. И, возможно, президент Владимир Путин.
 
– Это очень емкий проект. Мы уже должны позиционировать его. Форум в Сочи позволяет это сделать, – рассказал Сергей Корчевников порталу 36on.ru. – Мы хотим комплексно показать взаимодействие между инвестором и властями. Когда руководитель страны видит, что в полном взаимопонимании действуют два основных игрока, тогда проще принимать решение о выделении какого-то федерального софинансирования.
 
 
О старой концепции
 
 
Напомним, что власти не раз предпринимали попытки найти лучший вариант развития набережной Воронежского водохранилища. Последняя из них состоялась в прошлом году. Тогда был объявлен международный конкурс, автор лучшей идеи получил 1 миллион рублей. Концепция победителя «Черноземноморье» вызывает много вопросов. Например, как при помощи только одного маяка и деревянных настилов можно привлечь сюда местных жителей, не говоря уж о туристах?
 
Так получилось, что два события – международный конкурс с серьезными бюджетными тратами, об эффективности которых сейчас остается только размышлять, и разработка проекта консорциумом – проходили в одно и то же время. Но, по мнению чиновников, это было необходимо. 
 
– Чем больше мнений, тем быстрее мы придем к единому знаменателю. Один конкурс у нас уже прошел, было много заявок, я как член комиссии участвовал. Сейчас там есть три идеи – первое, второе и третье места. Речь не шла же о том, что в основу будет браться проект того, кто займет первое место или какое-то другое. Нам нужно было привлечь как можно больше проектных организаций – отечественных, межрегиональных и зарубежных, чтобы черпать идеи. Мы там посмотрели. Вы заметили, что кое-что повторяется? – прокомментировал Сергей Корчевников.
 
 
При этом чиновник согласен, что будущего у предшествующей концепции нет:
 
– Давайте честно: какой интерес у местных жителей там проводить время? Выражу лично мое мнение. Сделали красивое слово «экология». Тут она тоже есть. Это самый уникальный, на мой взгляд, оставшийся участок земли, который действительно нужно сделать «конфеткой», визитной карточкой региона – а тут просто маяк. Приехали, посмотрели. Больше мы с вами туда не поедем. Это говорит о том, что через несколько месяцев территорию оккупируют алкаши и наркоманы, простите. Мы должны это четко понимать. И главный вопрос: кто будет ухаживать за громадной территорией? Таких средств в бюджете нет. Поэтому ее нужно сделать насыщенной и интересной для всех. 
 
Власти уже думают о конкретном насыщении территории. Например, будущий бизнес-центр могли бы занять представители перспективной отрасли – «айтишники». С такой просьбой руководитель департамента обратился к инвестору. Причем в «Сити» смогут разместиться как воронежские, так и крупные столичные компании – «а это престиж для нашего региона».  
 
 
Автор: Анна Вотинова
Воронежское водохранилище Адмиралтейская площадь Петровская набережная