Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 6691

Федеральные активисты встали на защиту усадьбы Гарденина в Воронеже

some alt text
В пятницу, 21 февраля, во время пешеходной экскурсии по историческому центру Воронежа краевед Ольга Рудева и историк Александр Никитин рассказали гостям столицы Черноземья о плачевном состоянии старых домов, расположенных на территории бывшей усадьбы купца Потапа Гарденина.
 
 
О том, что Воронеж может потерять уникальные постройки 1720-40 годов, узнали руководитель проекта ОНФ «Добровольцы культуры», писатель и политик Захар Прилепин, а также режиссер, соорганизатор фестиваля «Русское лето» Сергей Пускепалис и дочь известного актера Ивана Охлобыстина Анфиса, вступившая на днях в новую партию «За правду».
 
 
Ольга Рудева напомнила, что дом №12 по Фабричному переулку, входивший в комплекс зданий владельца крупной суконной фабрики, был полностью расселен несколько лет назад. После этого в постройку, известную как «дом с раковинами», начали захаживать кладоискатели – они вскрывали родные дубовые полы в поисках неких сокровищ, тем самым уничтожая памятник истории. Затем сюда пришли бомжи и наркоманы, вследствие чего здание пережило несколько пожаров. В 2013 году ценный объект собирался реанимировать воронежский бизнесмен и меценат Владимир Бубнов, однако из-за экономического кризиса этим планам не суждено было сбыться. 
 
 
В 2019 году власти заявили о намерении передать «дом с раковинами» в аренду за 1 рубль в рамках специальной программы – новому владельцу предстояло бы за 7 лет восстановить здание. Однако желающих не нашлось. Сейчас дом №12 находится в федеральной и муниципальной собственности. Но ни мэрия, ни Росимущество не могут привести его в порядок.
 
–  В прошлом году мы выяснили, что дом Гарденина находится в собственности на 60% у Росимущества и на 40% у мэрии. Ни одни, ни вторые не могут выделить деньги даже на противоаварийные работы, чтобы дом не разрушался, не говоря уж о реставрации. Но ни у тех, ни у тех нет оснований, потому что нет полного права собственности, – рассказал историк Александр Никитин.
 
 
Примечательно, что дом был поставлен на госохрану в 1926 году, однако недавно он выбыл из реестра памятников федерального значения. Как считает Ольга Рудева, это произошло из-за недосмотра – «возможно, секретарша пропустила строчку».
 
Соседняя постройка – дом №10 по Фабричному переулку, – которая была признана самым старым гражданским зданием Воронежа, тоже находится в запущенном состоянии. В XVIII веке часть ее помещений использовалась для суконной мануфактуры. После революции здесь располагалась арестантская полурота, затем тут жили обычные люди. Здание было расселено в 2005 году.
 
 
– Наши госорганы не считали его ценным... У нас очень своеобразно работала инспекция по культурному наследию в 80-90е годы. Было так: «Да это 19-й век. Ничего страшного». Историк Павел Попов с московскими специалистами обследовал кирпичи и доказал, что это 18-й век, и здание заслуживает совсем иного отношения. Но поскольку тогда госорганы занимали другую позицию, здание совершенно спокойно было продано частному лицу, – рассказала Ольга Рудева.
 
Застройщик по неизвестным причинам не успел возвести здесь высотку. Краевед предполагает, что здание не «сковырнули», из-за того, что «частное лицо было не настолько богато». Далее один из осведомленных гостей экскурсии назвал это «лицо» по имени Константин и попросил рассказать его товарища, присутствовавшего на мероприятии, о планах по использованию постройки.
 
 
Отметим, что ранее в СМИ проходила информация о том, что одним из владельцев дома №10 может быть воронежский политик и бизнесмен Константин Ашифин. В 2013 году компания «Квант» разработала проект реставрации бывшей «полуротки», но воплотить идеи в жизнь не получилось.
 
– Сначала хотели построить исторический квартал на всем Фабричном. Идея обсуждалась и померла. Что с ним делать, никто не знает. Была идея к юбилею Петра I передать все это в собственность области назад, вопрос на согласовании у первого зама губернатора уже 1,5 года. Мы хотим обменять на какой-то кусок земли, где можно было бы вести разрешенную строительную деятельность, – рассказал знакомый с ситуацией воронежец Сергей. 
 
 
На вопрос общественников, что можно сделать в этой ситуации, он в шутку ответил, что, может быть, стоит позвонить чиновнику правительства области Виталию Шабалатову.
 
– Не понятно, что здесь можно построить. Жилой дом только? Если бы весь этот квартал преобразовать в исторический квартал, то это, возможно, было бы интересно. А так – вложить сотни миллионов, чтобы получить двухэтажное здание в центре города? – продолжил знакомый с ситуацией человек.
 
 
Как-то повлиять на ситуацию с реконструкцией усадьбы Гарденина, как считают градозащитники, должно руководство воронежского региона – «здесь нужны управленческие решения и политическая воля». Захар Прилепин позже сказал на пресс-конференции, что и он, и Анфиса Охлобыстина, и Сергей Пускепалис были тронуты историей старинных домов. Писатель выразил надежду на то, что люди, «причастные к принятию решений, скажут, что нужно что-то делать». Команда Захара после этого, в свою очередь, «поможет с самых разных сторон».
 
– Я не хочу быть голословным в таких ситуациях, потому что мы здесь хорошо знаем и администрацию, и надеюсь, что это не моя иллюзия, имеем дружеские отношения с людьми, которые принимают здесь решения. Здесь мы знаем и несколько людей, которые обладают финансовыми возможностями, мы в сердечных отношениях с местными активистами.
 
Естественно у нас есть разнообразный и успешный опыт во многих регионах России, где мы занимались похожей работой. А есть и не удачный, где вроде о чем-то уже договорились, но на минуту отвернулись, а там хоп – и снесли то, чем мы собирались заниматься. Поэтому всем вам кисельные берега и молочные реки наобещать... А потом вы скажете, что ничего не происходит. Этого не хотелось бы.
 
 
– Когда я вижу дом, который построен в 1720 годы, у меня сердце обмирает. Я это просто чисто по-человечески чувствую. Хочется потрогать рукой, прижаться щекой. Мне хочется, чтобы это было, чтобы потом я вернулся в Воронеж на пятый или седьмой фестиваль «Русское лето», и сказал бы: «Пойдемте друзья, покажу дом, который мы совместно с воронежцами вернули, отгрохали, выстроили». И мне будет радостно. Я, собственно, ради себя, ради друзей все это делаю. А получится или не получится – тут так много факторов, в этой всей истории.
 
 
Подробнее об истории и проблемах усадьбы Гарденина: