Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Интервью 5295

Психолог Анна Тихомирова: «Чтение – это удовольствие, а не какая-то обязанность»

some alt text
Что дают детям книги? Почему не стоит возводить чтение в культ? Что не так со школьной программой по литературе? Какие книги могут больше понравится подросткам? Об этом мы поговорили с книжный психологом, создателем детского книжного автобуса «Бампер» Анной Тихомировой после ее лекции, прошедшей в Воронеже на фестивале «Читай-болтай» в конце мая.
 

- Как с точки зрения психологии книги влияют на развитие ребенка?

- Очень широкий вопрос. Тут интереснее сказать, почему они вообще влияют. Для развития ребенка нужен материал — кирпичи, из которых и строится личность. Человек в процессе взросления должен каким-то образом воспринимать окружающий мир, получать из него информацию и перерабатывать — что-то оставлять себе, что-то отвергать. Из этого материала и строится его собственное отношение к миру, собственная система ценностей, смыслов, выборов.

И это формирование личности зависит от того, насколько богатая среда окружает человека. Книга — огромная часть этой среды, потому что она вызывает переживания, дает опыт, внутреннюю идентификацию. Когда ребенок идентифицирует себя с героем, он как бы проживает вместе с ним происходящие в книге события, и этот внутренний опыт можно использовать в строительстве своей личности.

- А могут ли игры, фильмы или контент, который сейчас есть в сети, заменить опыт от прочтения книги? 

- Ну, заменить, конечно, нет, потому что это разный опыт, но обогатить вполне себе могут. Я не считаю, что переживания по поводу фильма или переживания, которые ребенок испытывает играя, в том числе в компьютерные игры, не ценные и не важные. Они просто другие.

Читая книгу, человек достраивает свой образ, визуализирует текст. Происходит огромная внутренняя работа — мозг продуцирует, происходит активный процесс формирования образа. А фильм — это совершенно другая история, там как раз этот образ есть, но за счет яркости он попадает глубже, и переживание может быть более захватывающим. В игре человек управляет процессом, в отличие от книги или фильма, он делает что-то, что-то меняет и получает опыт управления, опыт достижений, выигрышей, проигрышей, и это тоже важный опыт. 
 

- Многие не любят литературу, особенно подростки, часто из-за того, что в школе их заставляют читать. А какой подход, на ваш взгляд, помог бы ребенку самому захотеть читать?

- Могут быть разные правильные подходы. Я могу сказать, что мне кажется важным и могло бы помочь ребенку и родителю.

Во-первых, понимание, что чтение — это удовольствие, а не какая-то обязанность. И пока малышу читают вслух — это для него радость. А потом ребенок научился читать, и все — это превращается из удовольствия в нудную работу. Читать пока трудно, никакого удовольствия, но надо: одну, две, три страницы в день. Наступает момент отторжения. И дальше литература становится требованием, которое никак не ложится на внутреннюю потребность ребенка. Более того, школьная программа вообще поперек этих потребностей. 

У человека развивающегося есть разные периоды жизни, разные потребности, разные задачи развития. Например, в начальной школе учишься познавать мир, а в подростковом возрасте осваиваешь навык общения. И литература должна ложиться на эти потребности, а школьная не ложится. Как читать те книжки, которые нужно по программе, если они не соответствуют психологическому развитию человека? Удовольствия никак не получишь. 

И еще одна мысль. Все родители хотят, чтобы ребенок читал, им кажется, что если он читает, то все в порядке. Но сами родители, как правило, уже все прочитали, и если в доме чтение не является обычным процессом, если мама или папа вечером не сидят с книжкой, то ребенок тоже не будет. То есть, для ребенка чтение либо является атрибутом мира взрослых, либо не является. Я, конечно, понимаю, что могут быть исключения, но в целом чтение должно быть частью жизни семьи. Но при этом культа чтения быть не должно.

Я спрашиваю детей на своих занятиях: «Зачем люди читают?». Они в последнюю очередь говорят, что для удовольствия, ответы разные: чтобы был словарный запас, чтобы быть грамотным, чтобы узнать что-то новое, но не для удовольствия. Конечно, круто читать и приобщаться к огромному культурному миру. Это здорово, но не является единственным путем. Происходит такая демонизация чтения: когда читает — хорошо, не читает — все, пропал человек. Это неправильно.

- А каких книг не хватает в школьной программе, которые были бы интересны подросткам?

- Во-первых, сильное упущение, что в школьной программе нет современной подростковой литературы. Подростку крайне важно читать про близких себе людей, живущих в понятном мире, а не Тургенева или Толстого, например. Это вообще не про них. Нужно, чтобы была идентификация, чтобы книжка цепляла, чтобы ребенок думал, как он сам поступил бы на месте героя. Это самая важная зацепка литературы, которой школьная программа подростка лишает. Понятно, что современные авторы есть разные — более глубокие, менее глубокие. Мне нравится Ульф Старк, я считаю, что такие книги должны быть обязательным элементом школьной программы. Автор хорошо раскрывает сложности подростковой жизни. Все, что происходит в книгах, идеально ложится на потребности ребенка. А этого писателя вообще никто не знает и не читает. 

Я вообще фанат подростковой скандинавской литературы, она мне нравится именно честностью, открытостью, аутентичностью действительно подростковым переживаниям. У подростков есть шанс ее прочитать, только если вдруг родитель задался целью разобраться в современной литературе. Но это приходит никак не из школы, к сожалению.

У нас есть прекрасные авторы, например, Нина Дашевская, удивительной глубины писательница, тоже раскрывает тонкости подростковых переживаний. Это суперважно прочитать ребенку. Помочь осознать себя, понять, как он устроен сам, с помощью книжки. Очень жаль, что такого в школьной программе нет.

- А что лично вам помогало в подростковом возрасте?

- Я много чего читала, но есть несколько книжек, которые оставили след в моем развитии. Я была фанаткой Фриды Вигдоровой. У нее есть разного типа книжки: есть про беспризорников и про ученика Макаренко, а есть просто хорошая художественного уровня романистика, прямо про жизнь, про то, как она выстраивается от подросткового до зрелого возраста. Мне очень нравилось читать про эти переживания, и для меня это была глубокая литература, которая оставила свой след. Я всю жизнь занималась трудными подростками, мне кажется Вигдорова на меня точно как-то повлияла.

Кстати, то, что мне нравилось читать в подростковом возрасте, моим младшим детям не нравится. Старшая дочь как-то разделяет мои читательские интересы, а вот младшие дети никак вообще. И это тоже родительская трагедия. Хочется поделиться важным для себя, а они другие.
 
Беседовала Екатерина Голомысова