Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

Интервью 4017

Никогда не стремился войти в бизнес-элиту

Вчера исполнилось два месяца, как администрацию Каширского района возглавил Александр ПОНОМАРЕВ - Герой России, недавний депутат облдумы. Александр Иванович был одним из самых ярких представителей законодательной власти региона.

-- Александр Иванович, Каширский район в облдуме вы представляли 6,5 лет. Он был вам известен. Когда вы стали главой, ваши представления изменились?

-- Разумеется. Деятельность-то абсолютно разная. Конечно, то, что я 6,5 лет проработал депутатом в Новоусманском и Каширском районах, дало мне знание общих, ключевых проблем. Избиратели, главы сельских поселений, главы районов обращались в ситуациях, когда надо было вносить изменения в законодательную базу либо, имея проектно-сметную документацию, попасть в какую-то целевую программу. Денежная составляющая областных и федеральных программ ограничена, и войти в них достаточно тяжело. А депутат -- в хорошем смысле слова лоббист своего округа.

Депутатство сыграло свою положительную роль. Люди меня здесь знают, я знаю людей. Мне, по большому счету, не пришлось ни с кем знакомиться. Поэтому у меня была возможность проводить взвешенную, гибкую кадровую политику.

Став главой, я увидел более точечные проблемы. Местные органы исполнительной власти отличаются тем, что фактически отвечают за все -- от чистоты на улицах до госпроблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, с гражданской обороной, мобилизационными процессами. Очень серьезная работа. Но тем она и интересна.

В общем, ситуацию в целом я знал. А два месяца, которые я здесь главой, ушли в основном на, назовем так, инвентаризацию имеющихся сил и средств. Мне со специалистами необходимо было разобраться, что у нас есть, как мы можем маневрировать для того, чтобы создавать в районе привлекательный инвестклимат.

-- Разобрались?
-- Надеюсь, да. Район на 90 -- 95% представлен сельским хозяйством. Промышленных производств, по сути, два -- завод растительных масел "Бунге" и "Проф-нефть-сервис". У нас достаточно крепкий животноводческий комплекс по производству молочной продукции. Сейчас губернатором поставлена задача развивать мясное животноводство. На наш взгляд, дело перспективное. Мы сумели найти находящиеся в муниципальной собственности площадки. Попытаемся привлекать и людей, которые имеют землю. Уверен, фермеры будут рады строительству предприятий по переработке их же продукции. Мне кажется, они даже могут поделиться землей, которой владеют.

-- Однако в Каширском районе наверняка давно сложились определенные группы влияния. Они имеют свои интересы, имеют рычаги их отстаивания...

-- Избравшая меня сессия райсовета прошла достаточно мягко. Понятно, я провел предварительную работу. Да, меня знали как депутата. Но в том, что я -- достойный кандидат в главы администрации, людей все-таки требовалось убедить. Беседовал с депутатами, приезжал на заседания их комиссий, общались, они задавали вопросы. О чем я им говорил? О том, каким вижу развитие района. Похоже, убедил. Сейчас вижу: депутатский корпус мне доверяет. При мне прошла только одна сессия райсовета. Она утвердила моих заместителей. Социалкой займется Сергей Литягин -- местный человек. А для управления экономическими и финансовыми процессами я пригласил Алексея Медведева, работавшего прежде в правительстве области. Близость к Воронежу позволяет привлекать толковых специалистов. Но ставку мы делаем на другое. Работаем над тем, чтобы готовить свои, причем грамотные, кадры, развивать местный потенциал. Много занимаемся с молодежью. Наша цель -- не бюрократов растить. Ребята должны прийти к власти от земли.

Мне самому каким-то вещам приходится учиться по ходу, так сказать, на марше. По новой штудирую земельное право, финансовое право, бюджетное законодательство. Многое, разумеется, зависит от подбора кадров. Глава не может объять необъятное, уследить за всем. Поэтому хочется создать коллектив, которому я смогу доверять и который будет работать грамотно и заниматься постоянным самообразованием.

Конечно, поначалу неизбежны какие-то трения. Будут изменения в штате. Но подчеркну: абсолютно не по политическим мотивам. Сугубо исходя из уровня компетентности. Я объявил: кто желает работать и умеет -- пожалуйста. Главное, чтобы был огонек в глазах, чтоб приходили сюда не отсиживать время, а делать дело. Все наши усилия должны быть направлены на развитие района. Честно скажу: если почувствую, что менеджер я нулевой, держаться за кресло не стану. А появится динамика -- ее увидят и люди, и депутаты, и губернатор. Тогда, наверное, будет смысл продолжить работу. Стать чиновником никогда не было моей мечтой.

-- Александр Иванович, но для появления динамики развития одного желания маловато. Тут требуется, так сказать, материальное подкрепление.

-- Недостатка в предложениях у нас нет. Многие банки предлагают свои услуги. У них есть инвестиционные портфели. С нашей стороны необходимо предложить площадки для реализации проектов. Если нет земли, никакой инвестор к тебе не придет. Мы работаем с серьезными кредитными учреждениями, в частности, со Сбербанком. Он готов нас поддержать. И сейчас мы готовим площадки именно под производство, под промышленность. Колодезянская зона, так уж сложилось, в основном промышленная, логистическая, инвестиционно привлекательная. Таковой она и останется.

Как я уже сказал, в сельском хозяйстве основное направление -- мясное животноводство. Уже со следующего года мы мясную тему будем активно продвигать. Площадки заложили. Я имею в виду землю. У нас же нет здесь природных ископаемых вроде нефти или газа. Надо использовать имеющиеся преимущества. К нам приходят бизнесмены, побывавшие до нас и в Бобровском, и в Лискинском районах. Однако останавливают они свой выбор здесь. Мы лучше расположены с позиции логистики. В Колодезянской зоне у нас проходит железная дорога с большой станцией. Расширяется трасса М-4 "Дон". Как говорят инвесторы, М-4 -- ваша река Волга.

С тем потоком желающих, с теми договоренностями с банками, которые у нас имеются, думаю, мы даже будем иметь возможность выбирать из претендентов. Они должны быть серьезными людьми, которые хорошо себя зарекомендовали. У нас, к сожалению, имеются негативные примеры. Вот сейчас мы находимся в состоянии судебных разбирательств со "Строймонтажем". Если вы помните, "Строймонтаж" -- та фирма, которая вроде бы намеревалась построить в Каширском районе целый город-спутник Воронежа. Был такой проект под названием "Градослав". Много чего говорилось, писалось. Фирма получила в долгосрочную аренду землю, но никакого Градослава нет и в помине. Конечно, землю они отобрать у нас не могут, они же ее не купили, а арендовали. Но и мы там ничего не можем делать. Однако землю, я не сомневаюсь, себе вернем и будем ее развивать. Там больше 1 тыс. га. Фирмы, занимающиеся развитием сельского хозяйства, меньшими территориями и не интересуются -- они им не нужны, не выгодны. Они вообще предпочитают площадки в 5 -- 6 тыс. га. Поэтому мы сейчас аккумулируем имеющиеся ресурсы, проводим широкую, глубокую ревизию по тем участкам, которые есть. Земля не должна простаивать.

Тем инвесторам, которые хотят заняться у нас промышленностью, мы тоже сразу выдвигаем условия, оговариваем ряд моментов. Первое -- обязательная регистрация в Каширском районе, чтобы налоги все шли сюда. Второе -- тем, кто приходит с желанием начать с покупки земли, мы отказываем, даже если они обещают построить город-сад. Нет, давайте так: на год заключаем аренду. Смотрим проектно-сметную документацию. Если она нас заинтересует, заключаем договор еще на три-четыре года. Мы же понимаем: построенный завод никто отсюда не унесет. Собственник может поменяться, а предприятие останется у нас, налоги -- у нас, люди там работать будут наши. Только когда убедимся в порядочности инвестора, я не исключаю, что мы продадим ему землю. Кого-то такой разговор изначально не устраивает, и он уходит. Естественно, многие потенциальные инвесторы говорят о своих рисках, и мы стараемся принимать их во внимание. Но в принципе положение дел должно быть таково: мы верим фирме-инвестору -- фирма доверяет нам.

В общем, работы много. Главное, что я вижу перспективы. Да и здоровых амбиций мне не занимать. Как депутат я вроде бы состоялся. А раз уж попал на новое поприще, приложу все усилия, как говорится, себя всего измочалю и себе буду доказывать, и людям, и губернатору, что меня не зря сюда направили.

-- Главное в райадминистрации -- состояние бюджета. Понятно, что денег много не бывает никогда. Если брать Каширский район, как желаемое совпадает с имеющимся?

-- К сожалению, я, когда пришел сюда, обнаружил, что чуть более чем за полгода весь бюджет-2011 практически съеден. И если бы мы не приняли мер, то в октябре район оказался бы в плачевной ситуации. За два месяца мы провели кое-какие мероприятия. Поставили задачу: как можно больше сократить расходы. И. соответственно, как можно больше поднять доходы. У нас, например, имеется 13-миллионная задолженность по налогам. Она сложилась как по объективным, так и по субъективным причинам. Постараемся вернуть хотя бы половину, а желательно и больше, доходной части бюджета. В противном случае нас никто не поймет в случае обращения за помощью. Другое дело: сделать все, что зависит от нас. И все равно останутся определенные проблемы. Но проблемы, связанные не с зарплатой чиновников, не с проеданием, а с созиданием. И здесь, наверное, придется обращаться к губернатору, в правительство области за бюджетным кредитом.

Сказать, что за два месяца мне удалось что-то радикально изменить, не могу. Но стараюсь. Скажем, на последней сессии внесли изменения в бюджет, доходная часть увеличилась более чем на 55 млн рублей, из них 2,3 млн -- по собственным источникам доходов. Не посчитайте за бахвальство, но я и мои заместители отказались от заправки машин служебным бензином. До конца года будем ездить за свои. Не такая уж большая экономия, конечно. Но тут -- дело принципа. Как говорится, начни с себя. Мы также решили: никаких премий руководству района пока не выплачивать. Ни главе, ни замам, ни руководителям служб. Только рядовым сотрудникам. Иначе, я считаю, нас люди не поймут. Если в бюджете дыра, то какие премии может получать руководство? Мы урезались во всем, в чем можно. Оставили только социально важные вещи, которые в принципе урезать нельзя. В итоге за два месяца нам удалось уменьшить кассовый разрыв почти на 10 миллионов.

Изыскиваем возможности. Конечно, будем что-то продавать с торгов. Однако уверяю, распродажи имущества, распродажи всего, что имеется у района, с целью обеспечить свои нужды на ближайшие три-четыре года не будет. Я не временщик.

-- Вы были довольно независимым депутатом. Смели, так сказать, иметь свое мнение. Теперь ситуация у вас немного иная. Впишется ли независимый характер недавнего депутата Пономарева в рамки чиновничьих взаимоотношений?

-- Абсолютно независимых людей, вообще-то, не бывает. Меня, к сожалению, пытались представить даже не независимым, а неуправляемым депутатом. Что совершенно неверно. Я -- полковник милиции, и умение подчиняться у меня в крови. Но подчиняться разумным приказам, обоснованным. А подчиняться глупости, а тем более подлости, я считаю, ни один офицер не должен себе позволять. Поэтому то, о чем вы говорите, было всего лишь отстаиванием собственной позиции.

-- Но ведь куда-то можно было не лезть, промолчать, постоять в стороне, чтобы не портить отношений с товарищами по партии, с депутатами, с теми же чиновниками...
-- Вы знаете, когда избираешься от одномандатного округа, ты встречаешься с людьми, смотришь им в глаза, даешь обещания. Я, когда и первый раз шел на выборы, и второй, количеством обещаний не отличался, не говорил, что построю аквапарки или запущу в район троллейбусный маршрут. Я честно говорил, что знаю, каков ресурс депутата. Поэтому обещал со своей стороны прежде всего порядочность и отстаивание интересов избирателей. И, если чье-то мнение не совпадало с интересами района, области, моего округа, разумеется, я отстаивал позицию своих избирателей. По мне, так лучше умереть в политическом плане с честью, чем оказаться осуждаемым своими же избирателями. И вторые выборы, в общем-то, показали правильность моей позиции. Я не обманул людей. Всегда был за них.

Что же касается моей нынешней должности... Думаю, теперь не время и не место для политических заявлений. Здесь много другой работы. Вот в думе мне доверили комитет по законодательству, безопасности и правам человека. Туда поступали все жалобы. Понятное дело, не на погоду. И для меня пост председателя комитета был как блокпост. Говорю как человек, знающий, что такое боевые действия. Чем я там должен был заниматься? Защищать права людей. И тут выбора не было: либо ты отстаиваешь права человека и вступаешь в конфликт с чиновниками, либо ты находишь общий язык с чиновниками, и ни о каком отстаивании прав людей речь уже не идет. Другого пути нет. Поэтому, будучи честным, в первую очередь по отношению к себе, я занял позицию защитника. Помню, один высокопоставленный товарищ мне говорил: "Да, работа в думе у тебя незавидная. Потому что, грубо говоря, проедая печень чиновникам, ты становишься для них зачастую красной тряпкой. Какую-то работу потом не получить, каких-то льгот, привилегий". Я такие советы в расчет не брал. В конце концов у меня есть пенсия МВД, "геройские" мне государство платит. С голоду не умру, даже если работу потеряю. А вот потерять честь для меня будет тяжело, да и, наверное, даже несовместимо с жизнью.

Другой вопрос, что будучи депутатом я мог себе позволить критиковать исполнительную власть. Здесь же, ругая исполнительную власть, я, по сути, буду ругать самого себя. Понимаете? Я обязан работать по совести, как можно больше спрашивать с себя. Как мне теперь говорить, что вот кто-то чего-то не сделал? Даже если имеются в виду чиновники более высокого уровня, чем мой. В любом случае готовить документы, входить в программы, решать проблемы -- моя забота.

А независимость... Ну что значит -- независимость? Поступить не по закону, скажем, меня все равно никто не заставит. Хотя я надеюсь, что меня никто не будет заставлять, никакой уровень власти. А если я где-то промажу, надо иметь мужество признать ошибки. Правда, надеюсь, что и вышестоящая власть понимает: Пономарев в начале пути, и, по крайней мере, поначалу его надо поправлять, а не сильно бить. Моя же задача -- нормально реагировать на критику, понимая, что меня учат, пусть даже где-то ругая. Вот если время покажет, что я человек необучаемый, тогда можно и серьезно дать по голове. За дело. Чего греха таить, шли разговоры: зачем, мол, тебе впрягаться в хомут главы? У тебя звезда Героя, у тебя репутация, ты бы до старости мог пробыть депутатом. Глядишь, поднялся бы даже на федеральный уровень. А вдруг в районе ничего не получится и тебя вынесет из политического поля? Но я так считаю: волков бояться, в лес не ходить.

-- Как вообще пришло решение стать главой администрации?
-- Инициатива исходила со стороны руководства области. Сначала я ничего ответить не мог. Не был готов. В общем, от счастья не вскрикнул. Потом провел консультации в администрации района, пообщался с главами поселений. Ну и пришел к выводу, что стать главой -- разумное решение. И тогда я предложение принял.

-- Каширский район -- практически пригородный. Не боитесь ли вы на посту главы администрации столкнуться с экономическими интересами каких-то влиятельных групп, которые еще не факт, что будут совпадать с интересами района?

-- Вы знаете, так сложилась моя жизнь, что я привык служить государству. Не умею по-другому. Да, я был заметен в депутатском корпусе. Но никогда не стремился войти в экономическую, финансовую элиту. Так что я никому ничем не обязан. У меня есть обязательства перед жителями района, перед депутатами, перед губернатором. Больше у меня обязательств ни перед кем нет, в том числе перед бизнесменами. Поэтому экономический конфликт интересов может образоваться только в случае появления у меня личного материального интереса. Я перед собой такой цели не ставил, не ставлю и никогда не поставлю. Как ни высокопарно прозвучит, Но моя задача состоит в том, чтобы мои личные интересы работали на благо района и никогда наоборот. Надеюсь, что мне такую линию выдержать удастся.

У меня своего бизнеса никогда не было, хотя мне и пытались много чего приписать. Я тут только одно могу ответить: если что-то найдете -- забирайте. Я не могу сказать: горжусь тем, что не стал бизнесменом. Просто никогда коммерцией не занимался. Естественно, теперь мне придется заниматься какими-то бизнес-проектами, которые будут сюда заходить. Отслеживать, смотреть за ними, помогать. Но ни в коем случае не в собственных интересах. Ко мне никакой олигарх не может прийти и сказать: будешь делать то-то и то-то. Такого однозначно не будет.