Специалисты Совета Безопасности Нидерландов (СНБ) и представители концерна ПВО «Алмаз-Антей» — производителя ЗРК - пришли к единому мнению, что, согласно результатам проведенного расследования, самолет малазийской аваиакомпании, разбившийся в июле прошлого года над Украиной, действительно, был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук».
Однако информация о том, с какой именно территории был произведен выстрел, у представителей сторон резко противоположная - в СНБ заявили, что ЗРК располагался в районе села Снежное, подконтрольного ополчению ДНР, «Алмаз-Антей» - что выстрел был произведен из пункта Зарощенское на востоке Украины.
Для натурного эксперимента, организованного компанией-производителем зенитно-ракетных комплексов, специалисты использовали самолет Ил-86. Сделан он был на воронежском авиазаводе. До 2008 года борт использовался авиакомпанией «Армавива», а затем был возвращен в Воронеж, компании-производителю.
Как сообщает «Коммерсант», эксперимент был направлен на то, чтобы установить с какой именно территории была выпущена ракета, сбившая малазийский «Боинг». Проводился он на полигоне в Нижегородской области. От фюзеляжа воронежского Ил-86 отделили кабину пилота и произвели в непосредственной близости от нее подрыв ракеты 9М38М1. Для имитации левого двигателя использовали металлическую пластину, установленную в соответствующем положении относительно носа лайнера.
Взаимное расположение ракеты и кабины на земле соответствовало ситуации, как если бы 9М38М1 направлялась к цели из Снежного.
По информации концерна «Алмаз-Антей», на которую ссылается «Коммерсант», эксперимент показал, что характер повреждений, полученных Ил-86 сильно отличается от тех, которые получил «Боинг 777» в реальности: российский борт не получил повреждений пластины, использовавшей вместо левого двигателя, поскольку основная концентрация поражающих элементов прошла насквозь через кабину, фактически уничтожив ее левую часть, но при этом прошив насквозь и правую, что должно было привести и к ее разрушению в воздухе. Основное же воздействие поражающих элементов на малайзийский самолет пришлось только на левую часть — кабину пилота, левое крыло, левый двигатель и левую часть хвостового оперения.
Таким образом, уверены специалисты компании, эксперимент показал, что ракета не могла быть выпущена из села Снежное.
Стоимость эксперимента составила порядка 10 миллионов рублей. Списанный Ил-86 был выбран из-за того, что его конструкция и основные параметры фюзеляжа близки к «Боинг 777».
Как рассказал 36on.ru воронежский журналист и фотограф, увлекающийся съемкой самолетов Алексей Филатов, этот ИЛ много лет стоял на авиазаводе.
- Эксплуатация этой модели самолетов давно считается экономически невыгодной и поэтому продать его или как-то использовать смысла не было, - пояснил Алексей, - Около недели назад мне сообщили, что от самолета отрезали «голову». Когда увидел по телевидению сюжет об этих испытаниях, сразу понял для каких целей это было сделано. Самолет, конечно, жалко, но радует то не просто на металлолом ушел, а важное дело получилось.
На фото - ИЛ-86, который использовался для эксперимента. Автор фото - Алексей Филатов.