Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Дорожный контроль рассказал, как инспекторы ГИБДД могут сделать водителя пьяным
ГИБДД предлагает упростить процедуру освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. Воронежские общественники выступают против, так как это может окончательно развязать руки недобросовестным инспекторам.
18569
Поделиться с друзьями
Сейчас закон предполагает, что освидетельствование на алкогольное опьянение водителей должно приводиться в присутствии двух понятых или при фиксации процедуры на видео. ГИБДД хочет упростить процедуру и отказаться от понятых и видеосъёмки. Воронежские общественники говорят, что это увеличит коррупцию на дорогах.
 

 
Предложение упростить процедуру, как сообщает сайт «Коммерсант.ru», обсуждалось 8 октября во время совещания по поводу реализации плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, которое проходило у министра открытого правительства Михаила Абызова. В нём принимали участие представители ГИБДД, Генпрокуратуры, Минздрава и независимые эксперты. Предложение упростить процедуру тестирования на алкоголь озвучил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Александр Быков.
 
Один дует, двое смотрят  
 
Сейчас, когда у сотрудников ГИБДД есть подозрение, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, они должны найти двух понятых или включить видеокамеру. В присутствии понятых составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством, после чего автомобилисту предлагается пройти освидетельствование с помощью алкотестера. Иначе говоря, дунуть в трубочку.
 
Если прибор показал алкоголь в выдыхаемом воздухе, инспектор обязан спросить, согласен ли гражданин с результатом и предложить ему проехать в медицинское учреждение для повторного теста. Если автомобилист согласен с результатом, то это фиксируется в протоколе, машину отправляют на штрафстоянку, а водитель может идти дальше выпивать. Если человек не согласен, то он имеет право потребовать отвести его в медицинское учреждение. Там проводится более тщательное тестирование, забор воздуха проводится дважды. Это позволяет более точно установить количество алкоголя в организме и разрешить спорный момент, когда по тем или иным причинам алкоголь есть (со вчерашнего, например, вечера остался),  но его содержание где-то в районе допустимой границы.
 
Роль понятых в процедуре освидетельствования на дороге с помощью алкотестера инспекторов очень велика. Они наблюдают за всеми действиями сотрудников, за тем, что они говорят водителю, что он отвечает, объясняют ли водители его права и обязанности, по незнанию которых автомобилист может усугубить ситуацию, запаяна ли в пакете трубочка для прибора.
 

 
Материалы по «пьянке за рулём» передаются в суд. Понятые, в случае несогласия водителя с результатами теста и тем, как прошла процедура, приглашаются в качестве свидетелей. От их показаний во многом зависит исход дела. С одной стороны, это хорошо для защиты прав водителя в спорных случаях, а с другой - какой-нибудь наглый и плевавший на законы гражданин может подкупить их, и понятые скажут то, что посоветует адвокат «преступника».
 
Понятые хоть как-то сдерживают коррупцию   
 
ГИБДД предлагает отказаться от понятых разрешать инспекторам проводить тест без протокола. Если результат будет положительным, то водителя отправят, как сообщает сайт «Коммерсант.ru», на «полноценную проверку». Что это значит – доставка в медицинское учреждение, прохождение процедуры в присутствии понятых или под видеозапись,  не известно. Нет этой информации в первоисточнике на сайте открытого правительства.
 
По мнению активистов воронежского движения «Дорожный контроль», которые ведут наблюдение за соблюдением законности деятельности инспекторов ГИБДД и помогают им выявлять пьяных водителей, отмена понятых повысит коррупционную составляющую этой процедуры. 
– Не секрет, что с инспекторами ГИБДД очень многие пьяные водители договариваются на месте, – поясняет Олег Владимиров, одни из основателей движения «Дорожный контроль». – Но это явно пьяные водители, признавшие свою вину и готовые заплатить. Но вот когда инспектора начинают разводить водителя на то, что он пьян -  а поверьте есть способы, - и человек пытается защитить свои права, отсутствие понятых развяжет руки недобросовестым сотрудникам. 
Что касается попыток пьяных водителей договориться с инспекторами, то в 50% случаев, по словам Вадима Серова, второго организатора движения, когда активисты становятся свидетелями оформления, пьяные водители в 70% случаев отводят сотрудника в сторону и что-то шепчут ему на ухо.
 

Во время одного из рейдов «Дорожного контроля» мужчина пытался оставить 10 тысяч рублей в патрульном автомобиле под сиденьем инспектора.
 
– Если бы нас не было рядом или инспектору не нужно было выполнять план по поимке, то с половиной сотрудников они бы дошептались до взаимовыгодных условий, – поясняет Вадим Серов. – Присутствие понятых, начиная уже с момента отстранения подозреваемого водителя от управления, хоть как-то гарантирует, что процедуру доведут до конца, а не станут договариваться. А без понятых полный беспредел можно творить. 
По словам Вадима Серова у нас в регионе есть инспекторы, у которых имеется свой алкотестер, не стоящий на учёте в ГИБДД. Причём эту информацию ему подтвердили добропорядочные сотрудники. Работают с этим прибором, например, в пригороде по Тамбовской трассе.    
– Мне звонил человек, жаловался на то, что алкотестер показал опьянение, – рассказывает Вадим Серов. – Этот мужчина вообще не употребляет алкоголь, у него была контузия. Звонил он в тот момент, когда общался с инспекторами и говорил, что они не хотят вести его на освидетельствование в медицинское учреждение, а процедура происходила без понятых. Инспекторы поняли, что он с кем-то консультируется, и отпустили его. Он перезвонил и сказал, что сотрудник на его глазах порвал протокол и чек с результатами. Порвать чек –  это недопустимо. Он является документом строго учёта. Если бы прибор был на балансе ГИБДД, то по факту была бы серьёзная служебная проверка. Инспектор просто не смог бы объяснить его отсутствие и получил бы выговор или дисциплинарное взыскание. 
 
Мы приводим практически полную запись того телефонного разговора. 
 
 
По мнению Вадима Серова если понятых отменят, то такой сценарий развода водителей станет стандартным. 
 
Спасёт только камера 
 
Как же обосновывают необходимость отказа от понятых сами инспекторы? Они неоднократно признавались активистам в том, что ночью или за городом найти понятых трудно и на это порой уходит много времени.
– Им бывает не просто найти понятых. Но какие проблемы? В каждой патрульной машине есть видеорегистратор, – поясняет Олег Владимиров. – Если и отменять практику понятых, то просто надо закрепить обязанность инспекторов проводить всю процедуру под запись служебной камеры, начиная с момента, когда инспектор высказывает своё предположение об опьянении в адрес водителя и до передачи ему протокола. В этом случае они будут соблюдать все процедуры идеально. Так же это застрахует от покупки нужных показаний понятых. 
 
Конечно, это не позволит исключить взятки со стороны водителей, которые пьяны и готовы платить до включения камеры. Но уверенный в себе водитель, попавший под развод, одной лишь фразой «Включите камеру – это ваша обязанность» пресечёт все попытки злодеяний.
 
Активисты дорожного контроля советуют записывать своё общение с инспекторами в спорных моментах на камеру. Запретить съёмку они не имеют права. В приказе №185, который регламентирует их деятельность, сказано: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения…»
Итоги пьянки за рулём | Create your own infographics
В КАКИЕ ДНИ ВОРОНЕЖЦЫ ПЬЯНЫМИ ПОПАДАЮТ В ДТП | Create your own infographics
Автор: Кирилл Усольцев
Дорожный контроль