На заседании правительства министр отметил, что сегодня многих граждан сильно беспокоит состояние водительской дисциплины на улицах наших городов и население интересуется, имеются ли ещё какие-либо возможности, которые позволят повысить уровень безопасности участников дорожного движения.
– Такие возможности есть. В частности, речь идёт о германской практике, когда в крупных городах патрулируют автомашины без отличительных знаков принадлежности к полиции, оборудованные средствами фото- и видеофиксации для документирования фактов нарушения правил дорожного движения, – заявил Владимир Колокольцев. – Этот подход себя хорошо зарекомендовал, значительно повысив правосознание водителей. Возможно, следует рассмотреть его использование и в Российской Федерации.
Каким образом министр предлагает реализовывать механизм скрытого наблюдения и фиксации правонарушений, на заседании не обсуждалось. Но по идее это не противоречит закону.
– В административном регламенте № 185 сказано, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля над дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается, – поясняет Геннадий Глазунов, председатель воронежского отделения Комитета защиты прав автомобилистов. – Ездить на машинах без специальных опознавательных знаков инспектора ГИБДД могут, но не имеют права предпринимать действия по остановке транспортных средств, выписывать протоколы. Информацию о нарушениях они должны передавать экипажам на патрульных машинах и те будут разбираться с нарушителем. Если речь идёт только о фото-фиксации нарушений, то формально всё в рамках закона.
Общественника удивляет то, что министр пытается ввести не меры, которые действительно приведут к существенному уменьшению правонарушений, а меры, которые не особенно эффективны, но приносят хороший доход в бюджет.
– Главная задача ГИБДД – это максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения. У нас это делается не через профилактику, а исключительно через наказание, – отмечает общественник. – Они отчитываются о том, сколько людей наказали, а не о том, сколько правонарушений не допустили.
Слайд с сайта правительства РФ из доклада министра МВД на заседании правительства.
Скрытая фото-фиксация правил остановки и стоянки в Воронеже ведётся уже не первый год без всякой инициативы министра.
На территории города Воронежа в настоящее время используется три мобильных комплекса автоматической фиксации нарушений правил. Один установлен на патрульной машине, а два на машинах без специальных опознавательных знаков. Последние две машины находятся на балансе правительства Воронежской области. Эксплуатирует их казённое учреждение «Региональный центр безопасности».
В 2014 году за нарушения правил остановки и стоянки, выявленных с использованием трёх комплексов вынесено 38 751 постановлений за неправильную парковку, а за 7 месяцев 2105 года 34 903 постановления. Как поясняют в пресс-службе ГИБДД этими комплексами выявлено 75% подобных
нарушений.
Но как показывают цифры, толку от работы этих комплексов нет, а председатель воронежского КЗПА прав. Ведь количество выявленных правонарушений не падает и денежка в бюджет идёт. С неэффективностью этой работы было согласно и руководство ГИБДД. Летом этого года мы писали запрос в ГУ МВД России по Воронежской области и просили прояснить ситуацию связанную с нарушениями правил остановки и стоянки транспортных средств и с теми способами пресечения этого правонарушения, которые применят ГИБДД.
– К сожалению, практика показывает, что применение мобильных комплексов фотофиксации нарушений правил остановки и стоянки не оказывает должного влияния на правосознание граждан, – пояснил нам в ответе на редакционный запрос Евгений Шаталов, временно исполняющий обязанности начальника ГИБДД по Воронежской области. Кроме назначения наказания и взимания штрафа, это не позволяет эффективно повысить пропускную способность улиц и реально повлиять на безопасность участников дорожного движения.
Отметим, что это не комментарий Евгения Шаталова по поводу недавнего предложения министра, а комментарий по этой проблеме в целом, который он дал летом этого года.
Эфективна по мнению воронежского руководство совмещение этой меры с
эвакуацией. Только вот эвакуация – это мера для прекращения нарушения, а не мера наказания, но в Воронеже,
по рассказам наших читателей, это именно наказание.
Наверное, на федеральном уровне министру виднее, насколько скрытая фиксация - действенная мера. Но практика Воронежа показывает обратное.
Почему же министр уверен в необходимости её повсеместного введения? Да потому, что он опирается на Европейский опыт, а не на опыт российской провинции. В Европе штраф – это наказание, а у нас всего лишь мелкая неприятность.
В Европе нарушение несёт за собой другие правовые последствия, связанные с доверием государством человеку права вождения транспортного средства. Набрав определённое количество нарушений, водителя лишают прав. А в России, при желании, нарушать можно сколько угодно.