Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Что принесли воронежцам 5 крупнейших дорожно-ремонтных проектов последних лет
Авторская колонка Владимира Сапунова.
2458
Поделиться с друзьями
За последние 2 года власти города и области осчастливили воронежцев рядом крупных дорожно-ремонтных проектов. Разберёмся, насколько успешным было выполнение задуманного и как это повлияло на жизнь горожан и жителей области. 
 
Речь пойдет о путепроводах на улицах Ленина и 9 Января, плотине через водосброс Воронежского водохранилища, улице Острогожской и обходе села Лосево.
 
 
 
Путепровод по улице 9 Января
 
Пожалуй, первый проект получился наиболее скандальным. По сути, он начался не в мае, как было запланировано, а в октябре 2019 года. В предпоследний день того месяца, воронежцы обнаружили, что улица Пешестрелецкая и виадук над ней оказались перекрытыми. Город сковали 10-бальные пробки. Особенно пострадали те, кто ежедневно ездил на работу из Юго-Западного в Северный район и обратно, поскольку маршрут по улице Пешестрелецкой был кратчайшим. Пассажиры также жаловались, что водители автобусов, потеряв время в заторах, затем увеличивают скорость и пропускают остановки.
 
Администрацию города водители и пассажиры поносили последними словами, а представители воронежской власти подливали масла в огонь глупейшими заявлениями и советами, из которых особенно запомнилось предложение заместителя руководителя департамента дорожной деятельности Воронежской области Александра Дудина. Он увидел решение проблемы в том, что воронежцы должны вставать на час пораньше, что, по его словам, полезно для здоровья. Видимо, дополнительный час пути после работы тоже должен был нести целительные последствия. За это, разумеется, чиновник получил дополнительные эпитеты от горожан, которые экстраполировались и на всю мэрию.
 
 
К счастью за этим последовали более рациональные действия — была изменена система работы светофоров в районе путепровода, а также схема движения по проспекту Труда и Московскому проспекту, огромные пробки начали рассасываться. Постепенно автовладельцы и пешеходы привыкли к объездным путям, транспортный коллапс конца осени 2019 года сменился дорожным дискомфортом, который длился около года. 
 
1 октября 2020 года по виадуку началось техническое движение для легковушек, но представители горадминистрации призвали владельцев автотранспорта некоторое время не менять ставшие привычными за год маршруты, чтобы не создавать заторы. А 29 ноября возобновился проход  автотранспорта под мостом. Однако о полном завершении работ говорить было рано, на мосту они были завершены только со стороны улицы Донбасской, противоположная же колея по-прежнему была отделена пластиковыми барьерами. 
 
13 октября мэрия заключила с подрядчиком ООО «Региональная строительная компания» дополнительное соглашение к муниципальному контракту. По нему, московская компания обязана была полностью сдать путепровод до 25 декабря. 2 декабря вернули привычную схему движения на проспекте Труда и Московском проспекте, виадук и дорогу под ним перекрывали для ремонтных работ ёще несколько раз, и в полном объёме движение возобновилось только к новогодним праздникам. 
 
 
Пропускная способность виадука увеличилась с четырёх до шести полос, на подходе с проспекта Труда был установлен шумозащитный экран. В целом необходимость починки виадука, построенного в 1959 году и с тех пор капитально не ремонтировавшегося, не вызывала особых вопросов, они появились потому, что городские и областные власти не смогли должным образом технически подготовиться к осуществлению проекта и завершить его в сроки (что частично объективно объяснялось эпидемией коронавируса). Как не получилось в срок ремонт по-настоящему и начать.
 
 
Путепровод по улице Ленина
 
 
Ремонтные работы на виадуке между остановками «Железнодорожная поликлиника» и «Работница» начались после перекрытия в 18-00 24 октября 2020 года. На этот раз о реконструкции объявили за неделю до закрытия моста, а не за сутки, как в предыдущем случае. За год воронежцы некоторым образом привыкли к неработающему виадуку над Пешестрелецкой и осознали, что  возможность закрытия ключевого городского дорожного моста  существует, а передвижение по городу на этом не закончится.  Поэтому перекрытие виадука по улице Ленина воспринималось не так остро и без уничижительной критики.
 
Однако от самого факта трудностей, созданных ремонтом, было не уйти. Прежде всего, для жителей левого берега и работающих в Железнодорожном и Левобережном районах, а также для их коллег по несчастью в районах СХИ и Березовой Рощи. Горожане и их гости из двух последних районов стали лакомым куском для таксоперевозчиков, которые воспользовались ремонтными работами и нагрели на этом руки. Да и поездки на левый берег на такси  тоже подорожали.
 
Возросла транспортная нагрузка на Чернавский мост  и Ленинский проспект, проблемы пассажирского транспорта были сравнимы разве что со временами ремонта старейшего воронежского моста в 1990-91 годах. Тогда была беспрецедентная давка в транспорте, и длительное (а порой и безнадёжное) его ожидание на остановках. Сейчас, разумеется, главной проблемой стали пробки и изменения маршрутов сразу 24 автобусов. Для сравнения ремонт путепровода на 9 января заставил ездить по-новому 5 автобусов и приостановил работу 17-го троллейбуса. Иногда автобусы ездили по эпически замысловатым траекториям, как например, ПАЗик номер 10. Любая авария на набережной Массалитинова приводила к колоссальным заторам. После начала ремонта сотрудники ГИБДД управляли движением в районе виадука «вручную». 
 
Затронули ремонтные работы и железнодорожные перевозки. ОАО «РЖД» предоставило «глухое техническое окно» на 5 суток и 4 часа с 8-30 1 ноября 2020 года: за этот период были демонтированы и убраны конструкции путепровода. 
 
 
Генподрядчиком выступило ООО «СМУ-90». Это не могло не вызвать определённых вопросов, поскольку руководитель фирмы Александр Сотников несколько раз за последние годы являлся фигурантом уголовных дел о крупных налоговых махинациях, в результате чего ему приходилось возмещать ущерб бюджету. На надзор за строительством администрация Воронежа выделила 550,2 тысячи рублей. 
 
Путепровод в начале обещали открыть в январе 2021 года, но ремонтные работы снова затянулись — на этот раз на 4 месяца, власти объяснили это техническими проблемами при работе со сложным грунтом. Хотя в этом случае обошлось без допсоглашений, поскольку срок окончания работ по контракту был установлен с запасом — на 18 месяцев. Однако мэр Кстенин сразу пообещал сократить сроки работы мостостроителей, поскольку вместо двух пролётов у виадука теперь оставался один. 
 
По завершении строительства виадук по улице Ленина тоже стал шестиполосным (на 2 полосы шире, чем был). Путепровод не только расширился, но и стал выше — согласно требованиям железнодорожников. Шире стали не только дороги, но тротуары — 2,5 метра вместо одного. 
 
 
Плотина через водосброс Воронежского водохранилища
 
 
Поскольку этот объект не является ключевым для транспортной инфраструктуры Воронежа, закрытие дороги для ремонта водонапорной плотины 6 августа 2019 года не вызвало такого живого обсуждения в СМИ и соцсетях, как два предыдущих проекта. Однако капремонт принёс серьёзные неудобства жителям микрорайонов Шилово и Масловка, а также Семилукских выселок, Тавровки и других.  
 
Привыкшие пользоваться обычным маршрутом горожане в основном узнавали о перекрытии моста с интенсивностью движения около 10 тысяч единиц в сутки по факту подъезда к нему — никаких  предупреждающих табличек ни в Шилово, ни в Масловке не было. Хотя о предстоящем ремонте было объявлено ещё в феврале 2019 года, конкретные сроки не назывались. До начала ремонта плотины дорога от одного микрорайона в другой составляла 12 километров, теперь объездные маршруты увеличивали длину пути вдвое, ещё дольше его делали пробки. Вновь причиной ремонта стал возраст объекта — комплекс, состоящий из водонапорной плотины, моста и однокамерного шлюза, был построен в 1972 году. Тендер на капитальный ремонт мостовой дороги длиной в 211 метров выиграла компания «Центр-Дорсервис». 
 
При перекрытии моста ответственные лица говорили, что временное движение может быть возобновлено ещё до конца 2019 года, однако в феврале 2020 руководитель управления дорожного хозяйства Воронежа Олег Котов поведал, что о дате возвращения транспорта на шиловскую плотину объявят только в апреле. Причиной назвали плохую погоду. В итоге движение было возобновлено 20 мая, а полностью ремонтные работы были завершены в сентябре. 
 
 
 
Улица Острогожская (микрорайон Шилово – от ул. Теплоэнергетиков до поворота на плотину через водосброс Воронежского водохранилища)
 
 
6 апреля 2020 на сайте госзакупок появилась информация о том, что администрация Воронежа объявляет аукцион на реконструкцию участка дороги, проходящего через Шилово – от улицы Теплоэнергетиков до съезда с улицы Острогожской к плотине водохранилища. Необходимость реконструкции дороги объяснялась увеличением количества жильцов микрорайона Шилово, который сейчас населяют 18 тысяч человек.
 
Дорогу обещали расширить до четырёх полос, каждая из которых должна была быть не менее 3,5 метра. На объекте протяженностью около 2,4 км должны были быть организованы полосы разгона и торможения, наружное электроосвещение, установлены семь светофоров и 5 пар  остановок, из которых 2 будут новыми, а уже существующие предстояло отремонтировать. Кроме того, проект  предусматривал перекрёсток с кольцевым движением и петлями разворота, тротуаром, велодорожками шириной в 2 метра и длиной в 3,3 километра, а также ливнёвками.
 
В ноябре пошлого года руководство города и профильного департамента отчиталось о полном выполнении работ по перекладке сетей водоснабжения и водоотведения, завершении на пяти участках переустройства тепловых сетей и о близившемся финале работ по ремонту дороги в сторону центра города. Строительство сопутствующей инфраструктуры должно было закончиться 15 декабря. В июле этого года глава воронежской администрации отчитался о завершении реконструкции и пообещал увеличить протяжённость велодорожек ещё на 3,9 км — по улицам Острогожской и Краснознамённой на месте бывших трамвайных путей. Дорогу расширили до четырёх полос. Осветительные фонари, новые остановки и светофоры, работающие в автоматическом режиме (но не в «вызовном», что планировалось изначально), как обещали, установили. Кольцевое движение и разворотные петли сделали. Осталось засеять газоны вдоль отремонтированной дороги. 
 
 
Однако результатами ремонта остались довольны не все. В этом месяце в редакцию «Вестей-Воронеж» пожаловались жители микрорайона Шилово, которые выразили серьёзную обеспокоенность тем, что новую проезжую часть не оборудовали ни тротуарами, ни светофорами, ни пешеходными переходами. Шиловцы забили тревогу по поводу того, что ученики школы №103 ежедневно подвергаются опасности по дороге на занятия и обратно. И что самое ужасное, как считают жители, до начала ремонта школьники были на этом участке дороги в большей безопасности.  При этой в местной управляющей компании родителям учеников сообщили, что светофоры и тротуары в этом месте… не предусмотрены проектом. 
 
Согласно информации, предоставленной изданию 36on.ru  УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области, за период с 01.07.2019 по 30.08.2020 на указанном участке улично-дорожной сети зарегистрировано 9 дорожно-транспортных происшествий, в которых 2 человека погибли и 8 получили ранения различной степени тяжести. В период времени с 01.06.2021 по 30.06.2021  в этом районе зарегистрировано одно ДТП в котором 1 человек получил телесные повреждения. 
 

Участок федеральной автомобильной дороги км 633 – км 710  «Обход села  Лосево»
 
 
Новый платный участок трассы М-4 «Дон» протяженностью 85,17 км проходит по территории Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов Воронежской области. Целью строительства объезда было решение проблемы с многокилометровыми пробками, которые образовывали машины, следовавшие на южный отдых во время летнего сезона. Поскольку по М-4 ехали на курорты москвичи и петербуржцы, лосевский отрезок нередко называли  «главной пробкой страны». Интенсивность потока на новом участке трассы в первые пять лет его эксплуатации по прогнозам составит от 10 до 12 тысяч единиц автотранспорта в сутки. Движение по трассе организовано по четырём полосам. 
 
Подрядчиком стала компания «Трансстроймеханизация», с которой заключила договор ГК «Автодор». Государство профинансировало проект на 90%, остальные средства поступили от частных инвесторов. Для проведения работ пришлось менять рельеф местности — срезать холмы и засыпать овраги. Дорожные строители уверяют, что объект не потребует капитального ремонта в течение 30 лет. Вдоль трассы расположены мачты освещения и сотни видеокамер, в случае поломки на помощь должны приехать аварийные комиссары. Организовано метеонаблюдение. Иначе говоря  участок трассы соответствует требованиям категории Б1. 
 
Стоимость проезда для легковых автомобилей по всему новому участку в обход села Лосева и Павловска составляет на данный момент 240 рублей, для грузовиков и двухосных автобусов — 300 рублей, для более крупного автотранспорта — 580 рублей.  Максимально допустимая скорость 110  километров в час, в перспективе её планируется увеличить до 130, а затем и до 150. Хотя новый участок и длиннее на два километра, проехать по нему можно в два раза быстрее, даже если на бесплатном участке не будет заторов. Взимание платы за проезд по трассе планируется, как минимум, до 2109 года. 
 
 
Сдача участка в эксплуатацию ожидалась еще в 2019 году, потом – в первом квартале 2020-го. Но сроки вновь изменились — с апреля 2020 года их сдвинули из-за необходимости переноса магистрального газопровода, который проходил через последней участок новой трассы. 
 
Объезд ударил по сомнительной предпринимательской активности жителей села Лосева, которые часто создавали заторы искусственно (например, с помощью «сломавшейся» машины), а затем брали деньги с проезжающих, чтобы показать объездные пути. При  попытках же самостоятельного объезда, автомобилисты могли наткнуться на расставленные местными жуликами  доски с гвоздями или арматуру. Иногда мошенники забирали аванс и скрывались на мопедах, оставляя приезжих один на один с ухабистыми объездами. 
 
Понятно, что не обрадовались новому участку и вполне добропорядочные местные граждане, которые хорошо зарабатывали на продаже собственных продуктов вдоль трассы мучившимся в пробках автолюбителям. Теперь в роли клиентов остались в основном дальнобойщики. Местные власти обещают как-то помочь жителям Лосева, выделив им официальные торговые места вдоль нового участка трассы.
 
Свои комментарии по поводу реализации недавних  дорожно-ремонтных проектов в городе и области дали изданию 36on.ru эксперт Виталий Иванищев и автомобилист с 17-летним стажем Евгений Осенков. 
 
 
 
 
 
Вновь от автора
 
 
Как известно, ремонт можно начать, но невозможно закончить. В конце июля городские власти приступили к ремонту очередного виадука — на этот раз между улицами Олеко Дундича и Писателя Маршака. Снова недовольство водителей и пассажиров маршруток пробками на улицах Героев Сибиряков и Проспекте Патриотов, снова жалобы из-за того, что водители, потеряв в них время, затем увеличивают скорость и пренебрегают необходимыми остановками. Добавила проблем и неразбериха, возникшая из-за  встречного движения пассажирского транспорта, что иногда приводит к тому, что горожане едут не в ту сторону. Пока можно сказать, что на проект было выделено около 18 миллионов рублей, из-за его реализации пришлось изменить маршруты 15 автобусов. Ремонт планировалось завершить 15 ноября, но его удалось закончить раньше. Для автомобилистов мост стал доступен 2 октября. Насколько эффективным оказалось обновление сооружения, теперь предостоит оценить водителям.
 
Есть и менее известные ремонтные проекты, которые тем не менее приносят дискомфорт определённым категориям воронежцев, например, дачникам. Продолжается очередной ремонт в Семилукском районе – ремонтируют мост через реку Дон перед семилукской «Вышкой». В разные периоды образовавшуюся пробку можно проехать когда за 5-7 минут, когда  за 30-40, а подчас и за час-полтора. Водителям приходится выбирать маршрут для поездки на дачу (село Богоявленовка) на 20 километров длиннее (через трассу М-4). К слову, уже не первый год идёт разговор о необходимости ремонта плотины через знаменитый Богоявленский пруд с редкими лотосами, а это не только осложнит все транспортные процессы для дачников, но и будет спорно с экологической точки зрения.
 
Итак, пять основных дорожно-ремонтных проектов, реализованных в городе и области за последние три года, завершены. Необходимость их осуществления вопросов не вызывает, как и то, что они, в основном, сделали более комфортной жизнь автомобилистов и пешеходов, улучшили инфраструктуру города. Но при этом проекты выявили вполне взаимосвязанные и системные проблемы ремонтно-дорожного строительства нашего региона: 
 
 
Фото – Pixabay, архивы 36on.ru.
Автор графического материала – Роман Пляскин.