Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Торговля и Услуги 1899

Побег из Instagram*: нужно ли бизнесу уходить из соцсети и куда

some alt text
Прошло чуть больше месяца с тех пор, как жизнь круто поменялась. Политическая ситуация, экономическая нестабильность, санкции, подорожание примерно всего – это, безусловно, больно ударило как по обычным людям, так и по бизнесу. Однако вряд ли предприниматели были готовы к тому, что они могут лишиться еще и привычных площадок продвижения.
 
Речь, разумеется, в первю очедерь об Instagram*, который за последние годы стал одним из главных сервисов для рекламирования и продажи товаров и услуг. Сюда идут и начинающие кондитеры, и представители бьюти-сферы, и крупные бренды, которые благодаря форматам соцсети становятся ближе к своему потребителю.
 
Для многих брендов платформа была основным рупором. И когда в конце феврале – марте 2022 года последовала сначала блокировка сервиса в России, а затем и признание компании Meta* (прим. – компания владеет указанными соцсетями, а также мессенджером WhatsApp) экстремистской организацией, многим пришлось спешно создавать запасной аэродром. Тогда же они извлекли новый для себя урок: никогда не клади все яйца в одну корзину.
 
 
Попробовали разобраться, грозит ли ответственность за использование Instagram* тем, кто пользуется соцсетью в качестве бизнес-инструмента, куда уходят предприниматели и насколько безопасно оставлять все как есть.
 
 
Паника, миграция и стремительное возвращение
 
 
Массовая миграция из Instagram* была активной, но непродолжительной. Тысячи русскоязычных пользователей за несколько дней успели оплакать аккаунты, в которые было вложено столько сил, насоздавать себе Telegram-каналов, вспомнить пароль от «ВКонтакте», а потом установить VPN и все так же постить фотографии, выкладывать сторис и следить за любимыми блогерами на привычной площадке.
 
Впрочем, надо признать, что отток пользователей после блокировки все-таки был. По данным Mediascope, у Instagram* в период с 24 февраля по 15 марта аудитория сократилась почти на 5 млн пользователей – с 39 до 34,1 млн человек, у Facebook* за этот же период – примерно на 4 млн: с 9,6 до 5,5 млн человек. 
 
Рядовому пользователю за посты с красивыми картинками и использование VRN-сервисов вроде бы ничего не грозит. Если тематика публикаций далека от политической повестки. С бизнесом сложнее. Использовать аккаунт как визитку в принципе ничто не запрещает. Так что бросать ведение «Инсты»* вряд ли стоит. Но нужно учитывать падение охватов и отсутствие таргета. Использование рекламного кабинета Facebook* теперь под запретом. С учетом новых обстоятельств это попадает под определение финансирования экстремистской деятельности. С другой стороны, остается реклама у блогеров и в пабликах. Рынок локальной рекламы в целом сейчас будет расти, так что списывать со счетов площадку рано. 
 
– Пока однозначно ответить, безопасно вести бизнес через Instagram* или нет, нельзя. Скорее да, чем нет, – говорит медиаюрист Светлана Кузеванова. – В решении о признании деятельности Meta* экстремистской в части реализации ею соцсетей сказано, что меры судебной защиты не будут распространяться на граждан и организации, которые используют соцсеть и при этом не принимают участие в запрещённой законом деятельности. Поэтому если вы не высказываетесь негативно о действиях российской армии, не распространяете фейки и не совершаете других правонарушений, то, скорее всего, вам ничего не грозит. Но гарантировать полную безопасность в таком случае все равно никто не может.
 
 
С учетом всех сложностей и размытых формулировок бизнесу придется организовать для себя запасную площадку. Аккаунты на платформах вполне можно развивать параллельно. Хотя, безусловно, потребуется больше сил и времени.
 
– Мы не уходим из Instagram*, продолжаем вести там свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Очень много сил потратили на эту площадку, – рассказывает создатель и руководитель цветочного бара «Чабрец» Константин Мухин. – Видим, что сильно упали охваты, очень явно сократилось число заявок. Люди смотрят, реагируют, но пишут действительно меньше, чем раньше. Instagram* для нашего бизнеса – самая удобная площадка. Но мы с самого начала параллельно развивали и Instagram*, и «ВКонтакте». В «ВК» есть даже более удобные инструменты, чем в Instagram*. Например, «Каталог», возможность в достаточно удобном формате вести переписку, различные приложения, рассылки и т.д. 
 
Сейчас мы видим заметный рост аудитории во «ВКонтакте» и продолжаем вкладывать свои силы в развитие сообщества. Telegram я бы не рассматривал как площадку для торговли товарами или услугами, хотя мы ведем свой канал и там. Просто не делаем большой ставки на него. Все-таки Telegram – это в первую очередь мессенджер. Для блогеров, новостных изданий, экспертов и маркетологов – да, это удобный канал связи. Но успешного кейса по продаже цветов я там еще не встречал. Также в качестве альтернативной соцсетям площадки у нас есть свой сайт. Там сейчас тоже заметно оживление. Люди, которые не хотят по каким-то причинам заходить в Instagram*, пользуются другими ресурсами: сайтом, иными социальными сетями, продолжает работать старое доброе сарафанное радио.
 
На фоне непростой экономической ситуации многие процессы ведения бизнеса тоже пришлось менять.
 
– Подорожание коснулось всего. Не только цветов, но и упаковочных материалов, форм для композиций, подкормки для цветов и т.д., – продолжает Константин. – Что мы сделали уже сейчас? Пересмотрели расходы, убрали все то, от чего сейчас можно отказаться. Естественно, пересмотрели ассортимент. Больше внимания мы сейчас стали уделять продукции российских компаний, у них цены тоже выросли, но не так сильно, как у зарубежных. Очень надеемся на наших местных воронежских фермеров, с которыми мы сотрудничаем уже несколько лет. В этом году сотрудничество будет, видимо, более плотным. Больше всего на данный момент подорожал ассортимент из Голландии и из Эквадора. Понятно, что здесь на стоимость одного цветка (прим. – расчеты осуществляются в евро) накладывается еще и логистика.
 
В период с 24 февраля по 15 марта аудитория «ВК» выросла с 46,5 млн человек до 50,3 млн человек в сутки. Согласно статистике компании, за месяц количество ежедневных просмотров видео увеличилось на 15,5%, ленты – на 25%.
 
Функционал соцсети довольно обширный. Таргет тут работает без проблем, а  разобраться с рекламным кабинетом можно быстро – он простой, к тому же «ВК» еще и курсы бесплатные запустили по его освоению.
 
Другое дело, что контент в разных соцсетях все-таки лучше не дублировать. Во-первых, так можно потерять внушительную часть лояльной аудитории, во-вторых, нужно учитывать специфику каждой платформы. 
 
На данном этапе компаниям придется пересмотреть привычный подход к контенту и повторно проанализировать аудиторию: это все те же люди, с теми же потребностями или из-за кризиса запросы поменялись? Работу потребуется выстраивать на более широкую аудиторию, на тех, кто еще никогда не слышал о бренде. Отсюда новый этап и пересборка позиционирования, ценностей и миссии бренда. Запросы и интересы у людей за последний месяц-полтора изменились. Настроения тоже. Многим нужны не развлечения, а поддержка и опора, которой может стать компания или блогер.
 
 
Telegram: не сойти с ума от количества каналов
 
 
После блокировки Instagram* пользователи начали массово мигрировать в Telegram. Аудитория мессенджера выросла больше всего – с 31,2 до 45,5 млн пользователей, и рост продолжается. 
 
Telegram прост с точки зрения входа, мессенджеру доверяют, тут довольно понятная аудитория. Однако для продвижения бизнеса платформа почти не приспособлена. 
 
– Конечно же, ситуация с блокировкой соцсетей для нас довольно неприятная, – рассказывает Кристина Клочкова, бренд-менеджер resale-пространства «Секция», магазина одежды Inspire и салона красоты G.Bar. – Больше всего она ударила по самому молодому нашему проекту – «Секции», – который существует всего лишь около года. Пока мы запускали проект, мы вкладывали достаточно много средств в его продвижение (таргетинг, блогинг, лидеры мнений) и развивали активно только страницу в Instagram*. 
 
Посетители приходят за покупками в «Секцию» довольно спонтанно: увидели в Instagram* пост или сторис о поступлении новой коллекции свечей, новой одежды – пришли в магазин. Блокировка равна спрятанному товару, считает Кристина. Все равно что говорить «Приходите, у нас есть платья», но не показывать их.
 
– Сокращение числа покупателей, конечно, огорчает. Но в данной ситуации важно правильно среагировать. Поэтому мы в первые дни блокировки сразу же направили все свои силы на развитие других площадок – Telegram и «ВКонтакте». В команду добавилось несколько экспертов и таргетологов по продвижению на этих платформах. Также мы рассматриваем для себя в будущем ведение платформы «Яндекс.Дзен», потому что видим в ней определенные перспективы. Но специфика этих платформ разная. Telegram – это не визуальная площадка, а во «ВКонтакте» достаточно специфичная аудитория, хотя никто не говорит, что это не наша аудитория. Может быть, это аудитория, с которой мы еще просто не работали. Мы воспринимаем это как квест, новый уровень игры. Сейчас важно не складывать лапки, а быстро думать, как развивать свой бренд на других платформах. Собственно, чем мы сейчас и занимаемся.
 
Также Кристина отмечает, что «Секция» всегда ориентировалась на крупные бренды, а сейчас происходит своего рода уравнение. При заходе на новую или хорошо забытую старую площадку многие преимущества у раскрученных компаний или блогеров-миллионников пропадают. 
 
 
По сути, каждая из платформ имеет свои плюсы и минусы. Например, в Telegram отсутствуют алгоритмы, которые предлагают пользователю контент в зависимости от интересов. То есть нужно искать конкретные каналы. Таким образом на первый план выходит качество контента. «ВКонтакте» хорошо заточен под бизнес и монетизацию: здесь можно запускать таргет, продавать товары прямо внутри соцсети, хотя аудитория специфична, многие пользователи давно ушли на глобальные платформы. Однако ситуация будет меняться, а сервисы – подстраиваться под потребности аудитории. Мигрировавшие из Instagram* блогеры и бренды в конце концов начнут менять аудиторию и контент в «ВК», выводя соцсеть на новый уровень, а Telegram вслед за «реакциями» ничего не мешает внедрить формат тех же сторис и больше задуматься о монетизации контента.
 
*Компания Meta и ее соцсети Instagram(«Инста») и Facebook признаны экстремистскими и запрещенными на территории РФ. 
 
Фото – Pixabay.