Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Здоровье и фитнес: сможет ли отрасль выйти из кризиса с минимальными потерями
Об этом и многом другом поговорили представители бизнес-сообщества, власти и общественности во время вебинара.
3038
Поделиться с друзьями
10 июня в Воронеже состоялся вебинар «Сохранение спортивной отрасли в условиях кризиса», в рамках которого представители власти, городского бизнес-сообщества, общественники и спортсмены поговорили о механизмах перезапуска спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса – сферы, которая, как и многие другие, существенно пострадала от эпидемии новой коронавирусной инфекции.
 
В рамках прямого диалога, инициированного центром «Мой Бизнес», АНО «Спортивная Страна» и отраслевой бизнес-площадкой «Fitness Expert», специалисты оценили состояние бизнеса в регионе, обсудили меры поддержки МСП, мировой опыт перезапуска спортивной индустрии, успешные кейсы и шаги по выходу из режима самоизоляции спорт-клубов в российских регионах, где их деятельность уже возобновилась.
 
Поможет ли господдержка?
 
С ситуацией, подобной пандемии 2020 года, общество не сталкивалось очень давно, и понятно, что для любого бизнеса нынешние времена – огромное испытание. Власти обещают не оставаться в стороне, а оказывать максимальную и всестороннюю поддержку представителям малого и среднего бизнеса, отмечал ранее руководитель регионального департамента предпринимательства и торговли Сергей Корчевников. В том числе, речь идет и о тех, кто реализует проекты в спортивной сфере.
 
– По поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева, на территории региона приняты беспрецедентные, на мой взгляд, меры, чтобы оказать содействие в первую очередь малому бизнесу в сфере физической культуры и спорта для того, чтобы он нашел свое развитие и реализацию, – отмечает руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области Владимир  Кадурин, который принял участие в вебинаре. 
 
Получить разъяснения о мерах поддержки представитель МСП может на сайте регионального департамента предпринимательства. Также за помощью или консультацией можно обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Воронежской области Павлу Ковалеву.
 
Преодолеть кризис, вызванный эпидемией, должна помочь и специальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в спортивной отрасли в Воронежском регионе», разработка которой сейчас ведется.
 
– Перед нами стоит задача изучить текущее состояние отрасли, субъектов малого и среднего предпринимательства, которые ведут свою деятельность в сфере физической культуры и спорта. Для этого мы проведем социологическое исследование, которое затронет не только город, но и районы области, – поясняет эксперт методического обеспечения проектов развития субъектов МСП в спортивной отрасли Воронежской области, тренер по теннису Валерия Долгополова. – Также необходимо будет посмотреть ретроспективу развития субъектов МСП, чтобы понять, какой вид спорта исчез из нашего региона, возможно, был не очень рентабелен, если мы говорим про бизнес, оценить дальнейшую возможность его развития.
 
 
Программа предполагает целый ряд специальных мероприятий, среди которых, в том числе, разработка и оказание мер поддержки для предпринимателей (отдельно – для стартапов), создание базы инвесторов, обучение и сессии.
 
– Состояние любой отрасли оценивается с точки зрения конкурентоспособности, – отмечает спикер. – Мы хотим посмотреть налоговую нагрузку, оценить макроэкономические показатели, особенно учитывая ситуацию с пандемией, разобраться, что можно предложить в качестве мер поддержки. Вопрос оценки влияния мер и механизмов государственного регулирования отрасли также будет затронут.
 
Итогом работы станет создание дорожной карты с подробным описанием, на которой будет указано, в каком районе какой вид спорта является наиболее популярным, какой формат – НКО, ИП, что-то другое – превалирует.
 
В рамках программы в регионе хотят организовать региональный форум.  Условия участия, программу, место и время ее проведения еще предстоит обсудить.
 
– Чтобы реализовать эту программу, нам действительно предстоит большая работа, – отмечает директор центра «Мой Бизнес» Воронежской области Андрей Демидов. – Но мы понимаем, что без представителей сообщества не сможем в полной мере проанализировать ситуацию. В рамках исследований мы должны понять, какие направления бизнеса в спорте развиты, а какие нам предстоит развивать. Мы выработаем конкретные решения, дадим советы, поможем составить бизнес-план, в каком направлении можно развиваться.
 
Тренировки в режиме «онлайн» и мастер-классы на YouTube
 
Как только ситуация по заболеваемости COVID-19 в стране усложнилась, в регионах начали вводить так называемый режим всеобщей самоизоляции. При этом отменили все массовые мероприятия, закрыли ТРЦ, кафе и рестораны, развлекательные заведения, спортзалы и фитнес-клубы. Первые несколько дней абсолютное большинство представителей бизнес-сообщества находились в прострации, не понимая, как выживать в такой ситуации. Однако этой сфере, как и многим другим, на помощь пришел интернет. 
 
– Крупные фитнес-сети используют в качестве площадки для проведения онлайн-тренировок YouTube. Такие игроки, как Alex Fitness, World Class выкладывают в сеть уроки, тренировки и, за счет небольшой рекламы, даже умудряются постепенно переходить к монетизации этой сферы, – рассказывает Олеся Селезнёва, член экспертного совета при губернаторе Воронежской области по вопросам спорта, генеральный директор спортивной школы по эстетической гимнастике «Резонанс» и председатель Воронежской федерации эстетической гимнастики.
 
Что касается мелких студий и клубов, то им приходится сложнее. Они теряют своих клиентов и, соответственно, доход. 
 
– Зарплата сотрудников и арендные обязательства – две болевые точки для всех предпринимателей. Важно понимать, что специалисты – это основная ценность любого спортивного клуба, и кадры крайне важно сохранить даже в такой сложной ситуации, как сейчас. Говоря об аренде, напомню, что в Воронежской области действует комиссия, которая решает вопрос и снижает стоимость арендных платежей до 50%. К сожалению, не все собственники спортивных объектов идут на уступки, – отмечает спикер.
 
Согласно статистике, доход предпринимателей и тренеров, которые ведут онлайн-тренировки, достигает всего лишь 5% (в лучшем случае этот показатель варьируется до 5 до 10%) от того дохода, который они получали до карантина. При этом с третьей недели марта наблюдается небольшой отток тех, кто активно взялся за онлайн-тренировки. Занятиям на YouTube, в Zoom, Skype и Instagram жители региона все чаще предпочитают прогулки на свежем воздухе и поездки на дачу.
 
– Замечу, что онлайн-тренировки большинство клиентов воспринимают как более выгодный вариант, который экономит от 30 до 50% средств, – говорит Олеся Селезнёва.
 
Во время опросов люди отмечают, что, несмотря на удобство домашних тренировок и экономию времени на дорогу, очень важен физический контакт с тренером. Особенно при работе с детьми. Поэтому речь о том, что после снятия ограничений люди просто не вернутся в фитнес-клубы, не идет. Однако, безусловно, работать залы будут в новых реалиях.
 
 
Можно ли минимизировать отток клиентов после открытия
 
О том, как фитнес-центрам минимизировать отток клиентов, рассказывает следующий эксперт, директор по развитию площадки «Фитнес-Эксперт» Илья Коноплев:
 
– С тех пор, как были закрыты клубы и залы, мы все с вами в какой-то степени научились работать в онлайн-режиме: как минимум на уровне коммуникаций, как максимум – на уровне проведения тренировок и получения какого-то дохода. Мы понимаем, что онлайн не стал основополагающей составляющей наших продуктов. В Москве объявили об открытии клубов с 23 июня, теперь мы ожидаем, когда это начнут делать в регионах. 
 
Самое неприятное, что ожидает фитнес-клубы после открытия – уход клиентов и требование вернуть денежные средства за неиспользованные абонементы. 
 
– Такие риски есть, и они подтверждаются коллегами, например, из Казани, где после открытия количество заявлений в сети клубов «Максимус» увеличилось в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В случае, если число перейдет за какую-то черту, это может стать большой проблемой клуба, вплоть до его закрытия.
 
Чтобы этого не случилось, эксперт предлагает ориентироваться на несколько факторов. Во-первых, сделать так, чтобы человек чувствовал себя в зале комфортно. Во-вторых, несоответствие ожиданиям: здесь идет речь о балансе, который необходимо соблюсти, выполнив все требования Роспотребнадзора и не загоняя клиента на тренажер, огороженный защитными экранами со всех сторон, так как это только повышает уровень тревожности. Третий фактор – это отсутствие результатов. Он был до пандемии и останется после. Сейчас клубам важно поддержать свою аудиторию. Есть еще и четвертая проблема, которую представители отрасли должны решить: непонимание того, что происходит. Сейчас как никогда важно организовать с клиентами быструю коммуникацию: показывать процесс подготовки к открытию, максимально оперативно реагировать на все вопросы.
 
 
Спикер выделяет пять задач, которые фитнес-клубы должны решать в июне: возвращение клиентов в клубы, вовлечение новых клиентов, трансформация ролей (обеспечить эффективность бизнеса в посткризисный период), перезапуск маркетинга и использование опыта разных стран в работе залов в новых реалиях.
 
– Мы думали, что период приостановки для нас станет тяжелым. Но на самом деле тяжелым будет выход из этого кризиса. Мы сегодня, собственно, все работаем, как стартапы, – подытожил спикер.
Автор: Полунчукова Алина