Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Татьяна Черниговская в Воронеже: «Всё взять и поDelete»
Всё, что вы хотели знать о мозгах
13726
Поделиться с друзьями
Она ненавидит Google, кнопкой Delete на компьютере пользуется чаще, чем всем остальным на свете, моментально отвечает на письма, несмотря на свою невероятную занятость, она лучший «специалист по мозгам» в стране и «правая рука» Кудрина. Доктор биологических и филологических наук, заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, профессор СПбГУ, зав. лабораторией когнитивных исследований, член Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Она, она, она… Она просто шикарная женщина, которая даст жару любому из нас! В Воронеже побывала и покорила сердца Татьяна Черниговская.
 
Лекцию «Творчество как свойство мозга» профессор прочла на юбилее Школы «Репное», отмечающей в этом году своё 5-летие. Подробнее о событии читайте в материале «“Репка” отмечает пятилетку». В этом же мы расскажем, какие конкретны советы и рекомендации были даны элите.


Татьяна Владимировна Черниговская
 
Воронежскую элиту предупредили о тёмной энергии у неё внутри…
 
Организаторы назвали семинар и изданный к юбилею альманах «Будущее где-то рядом». И оно действительно было рядом. И было оно тёмным. Так, по крайней мере, считает Татьяна Владимировна. «Как известно, — предупредила в самом начале воронежскую элиту специалист по мозгам, — тёмная материя составляет огромный процент того мира, в котором мы живём. Причём она находится не в каком-то другом мире, а прямо тут! Внутри нас!». Воронежская элита переглянулась. «Не знаю, как вы, а я не понимаю, как справиться с этой информацией и как жить дальше», — добавила Черниговская.
 
Впрочем, тёмной материи предшествовал рассказ о разломе цивилизации:
 — Я думаю всем, кто немного чувствителен к происходящему вокруг, понятно, что слом цивилизации не впереди — он уже случился. Мы оказались в другом типе цивилизации и не очень понимаем, как нам жить. Остановить это нельзя. Виртуальная жизнь зачеркнула географию, время, пространство, индивидуальность. Разрушены базовые антропологические и физические характеристики мира, в которых человечество жило тысячелетия.  В новом мире сплошные опасности. Нам надо с этим что-то делать, — сказала Татьяна Владимировна.    
Беда в том, что наш мозг — часть Вселенной, полной опасности и тёмной материи. Черниговская напомнила о высказывании философа Вячеслава Лекторского, написавшего:  «Мозг находится в мире, но мир находится в мозге».
— Как нам справиться с этой дилеммой? — спросила у воронежской элиты профессор. И добавила: — Мы сами изучаем свой мозг. Это абсурд, но у нас нет выхода.
По её словам, объём информации в мозге гигантский. У нас более 100 млрд нейронов. И каждый может иметь от 50 до 100 тысяч связей с другими частями мозга. Если посчитать, получится запредельная цифра. Ничего сопоставимого со сложностью мозга, кроме самой Вселенной, нет.
 
— Есть ли у нас шансы понять, как функционирует эта система? Я считаю, что нет, — расстроила воронежскую элиту Татьяна Владимировна.
 
…а потом успокоили: в мозг влезет всё!
— В США и Европе идёт большая работа по изучению мозга, вкладывают огромные деньги. А что делают в Азии и Иране! Они не пушечки делают, понимаете? И они, конечно, правы, — кто делает «пушечки» Татьяна Владимировна уточнять не стала, воронежской элите было ясно без слов.
 
 — Не перегружаем ли мы мозг?, — продолжала Черниговская. — Ответ: нет, не перегружаем. Влезет сколько угодно. Мы его перегружаем не объемом информации, а другими вещами, о которых нет возможности (времени — авт.) говорить. — Обычно говорят, что наш мозг — это компьютер. Я и сейчас так скажу. Но у нас пока нет другой более совершенной модели. Но если это компьютер, то, во-первых, не один, а как минимум, два, а, может, и двадцать два. Один обрабатывает факты, другой «зыбкую» информацию и так далее. Когда кулинар советует «немножко помешать» блюдо, что он имеет в виду? В каких частотах измеряется «варить до готовности» и «посолить по вкусу»? Хочу посмотреть на безумца, который попытается вывести алгоритм. Однако большую часть данных мы получаем в таком виде. Мы должны отказаться от представления информации как потока нулей и единиц.

 
Объяснили: учиться никогда не поздно
—  Не всем так повезло, как Эйнштейну. Но, наверное, многие знают, что он очень странно развивался. Его считали чуть ли не умственным отсталым, не хотели принимать в школу, он поздно начал говорить. Поэтому нужно быть настороже: не каждый из детей, который ещё не говорит или выглядит странно, таким и является. Он может быть из этой «корзинки». 

Учение происходит не только за партой — всегда. Нельзя есть плохую пищу, пить плохие напитки, общаться с плохими людьми, читать плохие книги и слушать плохую музыку. Мозг — не решето, через него ничего не просыпается. Всё, что туда попало, там и есть. Человек, который собирает в лесу цветы, получает не меньше информации, чем человек, который в это время изучает сопротивление материалов.

А ещё напомнили: система образования устарела
— Мы не можем делать вид, что после Ньютона ничего не было. Но также мы не можем оставлять детей в школе на 16 лет. В детстве мозг человека пластичен, но большие дозы конкретных данных загубят его. Мы рискуем получить поколение профанов, или зацикленных на своей специализации людей. Мы либо должны вырезать куски из школьной программы, либо изменить систему образования. Зачем мне, например, знать, когда Наполеон женился на Жозефине? У меня и так голова полна хламом. Если мне надо будет, я через секунду найду эту информацию в Goggle (терпеть его не могу). Я недавно забыла, как делать соус Гуакамоле из авокадо — ну забыла и дома не могу найти рецепт! — ткнула пальцем, и получила сто вариантов, один хуже другого.
 
Наша система образования чудовищна. Правда, она такова во всём мире. Она напоминает карикатуру, где учитель говорит животным – слону, рыбе, обезьяне: «Сейчас мы объективно проверим ваше умение залезать на дерево». Меня ещё в школе интересовало, почему я должна прыгать через «козла»? Кто такой этот «козёл»? Почему я должна была всё время через него прыгать? А возьмём IQ, которым пользуется весь мир. Чудовищный тест! Он проверяет лишь один из видов интеллекта. Перельман или Пушкин бы его провалили. Открытия не делаются компьютером.

А как нам правильно классифицировать и упаковывать информацию? Ежедневно ко мне поступает тонна статей, каждую надо запомнить. Но как я должна её отсортировать: по имени автора, содержанию? Это большая проблема. Я (и, думаю, многие из вас так делают) складываю всё в папку, которая называется «Другое». Размер этой папки превышает размеры Вселенной. С помощью кнопки Delete её можно спокойно удалить, потому что в ней невозможно ориентироваться.
 
 
И вновь успокоили: делиться на учёных и поэтов не надо
 — Обычно науку и искусство противопоставляют. У меня была докторская по правому и левому полушарию. С тех пор я их ненавижу со всей возможной страстью. Потому что я точно знаю — это не делится надвое. Это делится на 122 тысячи. Это стало известно ещё в 80-х годах, когда Роджер Сперри получил по этой теме Нобелевскую премию. Но в быту до сих пор считается, что левополушарные — люди с высоким IQ, а правополушарные — это поэты, художники и музыканты. Это абсолютно неправильное деление! Художники-пуантилисты могли сосчитать, сколько точек краски нужно положить на квадратный сантиметр холста, чтобы за семь метров он выглядел как цветок сирени. Это структурная работа. Математику тоже нельзя противопоставлять творчеству. Ведь не понятно, о какой математике идет речь – об арифметике или стереометрии.
 
Посоветовали не оглядываться на других…
— Творческие люди учатся сами. Они никому не подчиняются, они нарушают правила и всё делают наоборот. Эти люди испытатели и авантюристы: они лезут туда, где могут расшибить себе голову. Но на них держится наша цивилизация. Если мы хотим, чтобы все вели себя правильно, у нас не будет никаких леонардов и шекспиров. Нам нужно снять когнитивный контроль. Не оборачиваться на других. Если бы мы всё время оглядывались, у нас бы по-прежнему был каменный век.
 
 
…и заставить «репку» работать
Хорошая новость — нервные клетки восстанавливаются. Мозг должен быть занят тяжёлой работой, иначе он загнётся. Для каждого она своя. Для бабушки, сидящей на лавке, тяжёлой работой может быть разгадывание кроссвордов. А для учёного — расшифровка сложных теорем. Не важно, что. Главное, что для данного мозга это было напряжением.
 
Это не метафора. Когда мозг работает, образуются новые нервные связи. Плотность и качество нейронной сети увеличивается физически, в зависимости от того, чем занят мозг. После нашей беседы и у меня, и у вас мозг изменится.
 
Наконец, воронежскую элиту обрадовали: нефти хватит ещё на 150 лет!
 
Сделал это уже другой профессор — Сергей Афонцев.
 — Глобальный кризис закончился! — сообщил профессор уже изменившей к тому времени свои мозги воронежской элите. После этих слов мозги у воронежской элиты вновь изменились.
Афонцев предложил не заниматься интерпретацией, а взять в руки факты и цифры. По ним выходит, что, начиная с 2010 года, мировая экономика демонстрирует устойчивые темпы экономического роста. С 2012 по 2014 он составлял 3,4% в год. Это, по словам экономиста, очень хороший показатель. Если же посмотреть на темпы роста за последние 5 лет, то окажется, что это будут те же цифры (3,96%), что мировая экономика выдавала за десятилетие до кризиса.

— Иными словами, после кризиса 2008–09 годов мировая экономика вернулась к тем же темпам роста, что и в докризисный период. Из этого следует, что глобальный кризис закончился, — поставил точку в этом вопросе Сергей Афонцев.
Однако если для всего мира кризис закончился, то для стран СНГ нет. То, что мы там видим «выбивается из общего контекста». Почему так — непонятно. А для России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Киргизстана экономисты так вообще прогнозируют спад.
 — Куда нас заведёт мировая экономика, учитывая существующий рост? — спросил профессор и сам же ответил: — К 2020 году доля развитых стран будет составлять 39%, доля США — почти 15%, Европы — чуть выше, доля Китая, с учётом паритета покупательской способности, будет выше доли США и ЕС вместе взятых.
Профессор отметил, что сегодня повышается внимание к ресурсам. Причина в том, что вызовы, с которыми сталкивается мировая экономика, лежат именно в этой сфере. Рост конкуренции за сырьевые ресурсы ведёт к тому, что мы человечество будет искать (и уже ищет) заменители и разрабатывает технологии. Но волноваться не стоит, уверен Афонцев:
— С конца 19 века говорили, что ресурсы исчерпаются через 20 лет:  то говорили, что исчезнет уголь, то железная руда, то нефть. Время идёт, а ничего не кончается, и опять не кончается. По самым скромным оценкам, газа и нефти мировой экономике хватит на 100–150 лет точно. Беспокоиться не о чем: нам, нашим детям и внукам нефти хватит точно.
Как изменились в этот момент мозги воронежской элиты можно только догадываться.
 
 
От автора. Вечером того же дня мы с главным специалистом страны по мозгам Черниговской и философом Микиртумовым увеличивали плотность мозга благородными напитками. От сумасбродного Пушкина, любившего прокатиться верхом на страусе (да, была такая чудная история!), речь перешла к сумасбродам нынешним. У Черниговской, как специалиста в этой области, поинтересовались, что сегодня происходит с мозгами наших правителей. Татьяна Владимировна отхлебнула немного кальвадоса, заговорщицки подмигнула и сказала: «Одна надежда на Йеллоустоунский вулкан в США. Вы знаете, что извержение может произойти в любой момент?». От себя я бы добавила: и на воронежскую элиту.
 
 
Соавтор Евгения Курилёнок
Фото автора и пресс-службы Школы «Репное»
Автор: Юлия Репринцева