Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Чистой воды в Воронеже станет больше
6872
Поделиться с друзьями

Каждую каплю - на учет

Что дает Воронежской области программа «Чистая вода»


В конце августа правительство России утвердило социальные нормы потребления коммунальных услуг в сфере ЖКХ, которые будут поэтапно вступать в силу в ряде регионов страны, начиная со следующего года. На всей территории страны и по всем видам ЖКУ проект заработает в лучшем случае только в 2016 году. Такую временную протяженность эксперты отрасли объясняют всеобщей изношенностью отечественной коммуналки, которую, как надеются в столице, за ближайшие три года помогут подлатать различные федеральные программы - в частности, «Чистая вода».


Инициатива на перспективу

По словам замминистра регионального развития Владимира Когана, федеральным правительством принят поэтапный план введения соцнормы потребления ЖКУ: в 2013 году в 8 - 15 регионах будут реализованы пилотные проекты по электроэнергии, и если все будет удачно, то в следующем году данная норма начнет действовать на территории всей страны. В 2014 году также начнутся проекты по соцнорме водоснабжения, чтобы в 2015-м распространить ее на всю Россию. Примечательно, что в список пилотных точно не войдут Москва и Санкт-Петербург. То ли им социальные нормы ни к чему, то ли федеральные власти не решаются экспериментировать на чересчур раздраженных жителях столиц.

Коган пояснил, что базой для определения соцнормы станет среднее потребление услуги на душу населения по конкретному региону. Но в целом порядок определения нормы только разрабатывается и будет подготовлен не раньше ноября: «Ожидается очень большая дифференциация в зависимости от типа домов и регионов. Мы будем рекомендовать, чтобы 70% населения региона подпадало под эту норму. Мы также примем все меры, чтобы от введения нормы не пострадали социально незащищенные категории населения», - заверил чиновник. Цель введения нормы очень простая - пресловутая экономия или энергоэффективность, объясняемая сугубо экономическими интересами. Как сказал Коган, в среднем цена за сверхнормативный расход услуг ЖКХ будет на 70% выше нормативного (ранее чиновники обозначали «штрафную» цену лишь на четверть выше стандарта).

«Социальные нормы потребления таких видов коммунальных услуг, как отопление и газоснабжение, будут вводиться в самую последнюю очередь и только в том случае, если опыт предыдущей работы окажется успешным», - пообещал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который, будучи президентом, неоднократно призывал потребителей устанавливать счетчики воды и газа.

Планируется, что размер соцнормы в каждом регионе рассчитают и установят местные власти по методике, разработанной Минрегионом, Минэнерго и Федеральной службой по тарифам. При расчете будут учитываться особенности областей и интересы социально незащищенных групп (многодетных семей, жителей аварийных домов и т. д.). Впрочем, плавающие сроки проекта заставляют усомниться в его скорейшей неизбежности. Не случайно в первую очередь власти собираются экспериментировать на электричестве и воде. Дело в том, что в масштабах государства обеспеченность потребителей счетчиками электроэнергии и воды оценивается на уровнях 90% и 40% соответственно, с теми же отоплением и газоснабжением ситуация куда более сложная.

Специалисты Минрегиона, разрабатывая проект соцнорм потребления ЖКУ, наверняка опирались на показатели различных целевых программ, направленных на модернизацию отечественной коммуналки. Иначе вгонять население в рамки потребления просто нереально. Согласитесь, как можно, к примеру, планировать уложиться в месячное потребление определенного количества горячей воды, если осенью и зимой по утрам у вас из кранов около получаса сливается холодная (а счетчик все считает). Или когда на дырявых внутридомовых сетях теряются сотни литров воды - в чей норматив они потом войдут? Или, наконец, как можно соглашаться на соцнорму питьевой воды, если из кранов вытекает техническая, которую без дополнительной очистки употреблять страшно? Найти ответы на многие из перечисленных вопросов и призваны целевые федеральные программы, в частности, «Чистая вода».


Что имеем - не храним

Общеизвестный факт: 97,5% водных ресурсов на Земле приходится на соленые моря и океаны, под пресную воду отводится лишь 2,5%. Да и то 75% из них «заморожены» в горных ледниках и полярных шапках; 24% - грунтовые воды, находящиеся под землей, а еще полпроцента «рассредоточено» в почве. Получается, самый доступный и дешевый источник воды - реки, озера и прочие наземные водоемы. Но в мире они занимают всего 0,01% и нещадно эксплуатируются. Ученые делают устрашающие выводы: в ближайшие пять лет больше половины населения Земного шара столкнется с проблемой резко растущего потребления воды и невозможностью его удовлетворения в полной мере. Нашу страну в плане водных ресурсов считают благополучной, однако эффективность их расходования у многих ученых вызывает вопросы.

За последние 12 - 15 лет органами власти на местах в значительной мере утрачены механизмы качественного управления субъектами водоснабжения. Не в полной степени обеспечиваются условия их безопасной эксплуатации, прозрачность финансово-хозяйственной деятельности - жителям нашего города достаточно вспомнить перманентные скандалы вокруг муниципальных «Водоканала» и «Теплосети».

В целом же, по экспертным оценкам, около 90% муниципальных водоканалов в России не выполняют требования санитарных правил и нормативов по питьевой воде. У них нет денег на модернизацию оборудования и коммуникаций, которые находятся в плачевном состоянии. Очевидно, после анализа подобной информации еще в 2008 году в правительстве РФ зародилась идея госпрограммы «Чистая вода», действие которой рассчитывалось вплоть до 2020 года.

Ситуацию с питьевой водой в нашей области пока также можно охарактеризовать как напряженную. По данным Роспотребнадзора, более 58% из почти 1,5 тыс. проб, которые были взяты за девять месяцев 2010 года из водопроводной сети, не отвечают требованиям гигиенических нормативов. Выходит, что около 380 тыс. человек до сих пор употребляют опасную для здоровья воду. Как признают власти, на исправление ситуации необходимо пять-шесть лет. Благо наша область вошла в число регионов, где реализуется та самая федеральная программа «Чистая вода».

По данным областного управления ЖКХ, общий объем средств, затраченных на программу в губернии до 2017 года, превысит 17 млрд рублей. В том числе поступления из федерального бюджета ожидаются на уровне 1 млрд (5,4%), областной выделит больше всего - 12,9 млрд (75,6%), еще 3,2 млрд должны будут изыскать муниципалитеты (19%). С 2011-го в новые водопроводы и канализации вкладывается не менее 1,5 млрд по всей области, к 2013-му объем инвестиций дойдет почти до 3 млрд. Структура расходов также многообещающая: более 16,5 млрд - капвложения (96,7%), в том числе на приобретение оборудования (установку фильтров доочистки питьевой воды) затратят свыше 125 млн рублей. Небывалое дело: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы обещают направить более полумиллиарда.


Снизу - вверх и обратно

Подземные воды эксплуатируются во всех крупных населенных пунктах и на предприятиях области. По данным федерального статнаблюдения, на территории региона около 1,6 тыс. групповых и одиночных водозаборов, которые включают 8056 эксплуатационных скважин. В Воронеже из них всего 600, а основная часть (7006 единиц) считаются ведомственными, используются бывшими сельхозпредприятиями, фермерами и дачными кооперативами для водоснабжения сел, колхозов и орошения земель. Большинство скважин, понятное дело, построены 30 - 40 лет назад и практически отработали свой амортизационный срок, многие из них подлежат ликвидации во избежание загрязнения подземных вод.

По данным отдела Донского бассейна управления водных ресурсов по области, суммарный водоотбор в регионе составляет от 850 до 943 тыс. куб. м/сутки в разные годы. Больше всего воды забирают города и райцентры: 700 - 710 тыс. куб. м/сутки, или 75% от общего количества добытой воды. Четвертая часть используемой подземной воды достается селу. Основная доля водоотбора приходится на Воронеж - 490 - 526 тыс. куб. м/сутки. Еще в 60 - 90-е годы прошлого столетия организациями бывшего Мингео СССР (ныне - Министерство природных ресурсов и экологии РФ) для всех 15 городов области, пяти наиболее крупных райцентров и четырех поселков было разведано 80 месторождений и участков пресных подземных вод. Из них 46 эксплуатируются, а остальные 34 числятся в нераспределенном фонде недр. Потенциально область в избытке обеспечена питьевой водой. Однако на деле, признаются эксперты, проблема обеспечения населения высококачественной водой является одной из главнейших.

Причина - крайне неравномерное распределение ресурсов пресных подземных вод. Наиболее полно ими обеспечены северная и центральная части области, хуже - юго-западная и плохо - восточная и юго-восточная. Из 34 месторождений, числящихся в нераспределенном фонде недр, большая часть в современных условиях никогда не будет введена в эксплуатацию: в городах просто не осталось свободных земель для строительства новых водозаборов, нет защиты от техногенного загрязнения, а некоторые месторождения слишком удалены от потребителя. В сложившихся условиях те месторождения, которые никогда не будут осваиваться, целесообразнее списать с баланса, а взамен найти новые, находящиеся в более благоприятных эколого-геологических условиях. Но на все нужны деньги.

Еще одна проблема - прогрессирующее техногенное загрязнение подземных вод, в том числе и на освоенных месторождениях. Оно приводит к частичному или полному закрытию водозаборов. В итоге получается, что, несмотря на наличие огромного ресурсного потенциала пресных подземных вод, почти все районы области испытывают дефицит в питьевой воде: от 22% в Кантемировском до 66% в Борисоглебске и 70% в Воробьевском районах. Недостаток производственных мощностей водозаборов составляет не менее 300 тыс. куб. м/сутки.

Общая протяженность водопроводных сетей в области - более 9700 км. При этом не отвечают санитарным нормам и правилам (ветхие, не имеют зон санохраны) почти 5000 км (51,1%). Как следствие обеспечение централизованным водоснабжением населения в регионе составляет 62,4%. И если в десяти районах охват населения - до 50%, то в Воробьевском районе - 33,3%, в Грибановском - 5,6 %, в Терновском - 15,3%. Причем недостаточная санитарная надежность систем водоснабжения (износ до 60%), разводящих систем и канализационных сетей, приводит к вторичному загрязнению питьевой воды.

Пик ухудшения ее качества по сравнению с другими годами пришелся на 2009-й. Тогда до потребителя вода неудовлетворительного качества из сетей дошла в 31,6% случаев (в 2008-м -- 27,8%). Известно, что основным загрязнителями воды на территории области являются железо и марганец, имеющие природное происхождение. Содержание железа, превышающее предельно-допустимые концентрации более чем в пять раз, фиксируется в питьевой воде на территории 17 муниципальных районов и непосредственно в Воронеже, от 3 до 5 -- еще в шести районах.


Мокрое место

В Воронеже к моменту принятия программы «Чистая вода» ситуация с обеспечением населения живительной влагой оценивалась как крайне сложная. На утвержденных еще в 1973 году запасах воды действуют шесть ВПС (начало эксплуатации - 1938 - 1991 годы) - № 3, 4, 8, 11, 12, Южно-Чертовицкий. На неутвержденных запасах - три ВПС (построены в 1972 - 1999 годах), № 6, 9 и в микрорайоне Тенистом. При таких мощностях фактический объем подачи воды в город составлял 450 тыс. куб. м/ сутки, а потребность - около 600 тыс. кубометров в сутки. Мало того что недостаток воды составлял около 150 тыс. куб м/сутки, так и водозаборы работали без резерва эксплуатации, что является нарушением санитарных норм.

От подачи воды по графику Воронеж избавился только в прошлом году благодаря увеличению мощности водоподъемной насосной станции ВПС-4. Работы проходили как раз в рамках программы «Чистая вода». Возросшая мощность водозабора позволила увеличить на 50 -- 60 тыс. куб. м/сутки подачу питьевой воды в Центральном и части Коминтерновского районах, а также перераспределить потоки воды в Ленинский и Железнодорожный районы. Но эксперты все равно настаивают на том, что увеличивающаяся застройка в Левобережном районе требует проектирования и строительства ВПС-21 и ВПС-22. Проблему надеются решить также с помощью программы.

Другая сторона медали - канализационные сети Воронежа. Их общая протяженность - более 940 км, а износ даже больше, чем у водопровода - 72,1 %. Примерно 500 км дворовых и квартальных канализаций, а также 185 км коллекторов вообще находятся в аварийном состоянии. При этом считается, что в Воронеже услугой централизованного водоотведения могут пользоваться 790 тыс. человек, или 85,8% населения. В некоторых микрорайонах и кварталах индивидуальной застройки централизованная канализация до сих пор отсутствуют, причем зачастую это те территории, которые считаются наиболее престижными (например, склоны правого берега, вблизи Петровской набережной). Население там использует простые «системы отведения» - выгребные ямы, которые, конечно, лишь ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Региональные власти рассчитывают, что благодаря федеральной программе «Чистая вода» в перспективе будут обновлены более 130 км водопроводных сетей. Это позволит обеспечить централизованным водоснабжением около 70 тыс. жителей города. Кроме того, в Воронеже ждут введения в строй более 170 км канализационных сетей, что обеспечит централизованным водоотведением около 100 тыс. жителей.

Предусмотренные программой мероприятия должны дать и экологический эффект. В результате возведения и ремонта очистных сооружений производительностью 606 тыс. куб. м/сутки в районах области сократится объем сброса загрязняющих веществ в водоемы - следовательно улучшится санитарное состояние в реках Дон, Хопер, Битюг, Савала, Сухая Чигла и других, уменьшится загрязнение подземных водоносных горизонтов. Будет ли этого достаточно для нормального развития региона, очевидно, покажет время. Оно же, к слову, подтвердит и степень финансовой обеспеченности программы.

Губернатор Алексей Гордеев оценивает меры, принятые правительством региона в сфере водоснабжения, как беспрецедентные. Они позволят в течение пяти лет решить ключевые проблемы водохозяйственной деятельности. Очевидно, от своих планов не отступят и федеральные власти. Дальше запускать отечественную коммуналку просто нельзя, как и отдавать целиком на откуп бизнесу. По подсчетам экспертов, россияне уже задолжали поставщикам электроэнергии, газа и воды свыше 300 млрд рублей, а продолжающееся повышение тарифов лишь усугубит ситуацию.

Введение в перспективе повышенного тарифа на потребление сверх социальной нормы теоретически поможет снизить нагрузку на промышленных потребителей. Но, с другой стороны, конечный платеж может вырасти примерно для 30% населения. Результат будет зависеть от объективности методики расчета социальной нормы и того, как регионы станут ее применять.


Справка «ВК»: В целом по области за счет реализации программы к 2018 году предполагается ввести дополнительные мощности водозаборов в объеме почти 300 тыс. куб. м/сутки. Также за счет снижения утечек с 25% до 14% на сетях водоснабжения (в ходе их реконструкции) предполагается ликвидировать дефицит питьевой воды в размере еще около 317 тыс. куб. м/сутки. Программа позволит увеличитьобеспеченность централизованным водоснабжением на 13,4%, снизить ветхость водопроводов на 26,3%, повысить объемы подачи воды на 35,23%.


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".



 
 

Автор: Андрей Цветков