14 июля в Воронеже на X Открытом медиафоруме выступил Сергей Маклаков. Он рассказал о том, какие бывают фейки, откуда они берутся и дал совет, как не стать жертвой таких новостей. Чем же фейковые новости опасны для общественности и как их верифицировать?
АНО «Диалог» в 2020 начала свою работу по выявлению фейковых сообщений, связанных с пандемией. Сейчас деятельность расширилась до всех тематик. На базе АНО «Диалог» выстроена система верификации с органами исполнительной власти, в рамках которой мы можем оперативно получать данные от органов власти. Работает АНО «Диалог» по следующей схеме:
- Выявление;
- Верификация;
- Планирование;
- Опровержение;
- Оценка и контроль.
У фейка много понятий и определений. Сергей выделил свое: «Фейк – это информация о реальном или выдуманном новостном событии, опубликованная в СМИ и/или социальных медиа, представляющая собой недостоверное сообщение о социально значимых явлениях и происшествиях. Это своего рода информационный вброс, который содержит ложные или искаженные данные провокационного, резонансного или пугающего характера».
Какими чаще всего бывают фейки?
- Заведомо ложная информация;
- Частично достоверная или намеренно искаженная информация;
- Манипулятивная подача;
- Поддельные сайты и аккаунты;
- Мошеннические ресурсы;
- Технически искаженные материалы (дипфейк, монтаж, фотошоп).
Фейки и дезинформация существовали с древних времен. Например, Октавиан распространял фальшивые новости об Антонии, напрямую влияя на его репутацию и политический вес. А вот в 1835 году NewYork Sun опубликовал шесть статей о жизни на Луне, снабженных иллюстрациями голубых единорогов.
Понимая законы создания фейков, можно прояснить механизмы его воздействия и причины популярности.
Существует пять таких законов:
- Как правило контекст фейков не является самостоятельным сюжетом, а имеет больше нарратива определенной тематики;
- Собственная драматургия: завязка, кульминация, развязка действия;
- Формируются с позиции разных повествователей – как от первого лица, так и от третьего;
- В процессе распространение и пересказа обрастает новыми подробностями;
- Нарратив фейка может строиться как вокруг протагониста, так и вокруг антагониста;
В наше время развитие информационных технологий кардинально меняет ситуацию с фейками. У нас есть четкая эффективная система трансляции фейков за счет ресурсов, скорости интернета и тд. Каждый день появляются новые источники. Все это влияет на степень верификации транслируемой информации и способность людей освоить все объем фейков.
Чаще всего фейки распространяются через:
- UCC платформы;
- Псевдонаучные источники;
- Традиционные и электронные СМИ;
- Мессенджеры и чаты.
– Очень часто люди говорят: «Фейки – это некий тренд, мыльный пузырь, интерес к которому рано или поздно пропадет». Я не разделяю этого мнения, так как, во-первых, мы видим, что с каждым новым важным социо-политическим явлением (ковид, выборы, СВО) уровень дезинформации повышается. Во-вторых, есть несколько примеров, когда глупые новости приводили к трагедиям. Например, жительница Москвы прочла в интернете, что если заразиться коронавирусом в легкой форме, то переболеешь в легкой форме. В итоге москвичка умерла, а вся ее семья была госпитализирована с тяжелой формой, – рассказал Маклаков.
В 2021 году было проведено исследование, в котором был оценен масштаб распространения дезинформации. Оценка объема фейков, появившихся в СМИ, составила около 4% (1000 ситуаций).
«Более 50% фейков распространялись в иностранных соцсетях. Стоит отметить, что буквально за пару месяцев СВО мы выявили практически столько фейков, сколкоь было за весь 2021 год (количество уникальных фейков выросло в 5 раз)», - отметил Сергей.
Самыми популярными темами фейков является:
- Политическая сфера и государственная безопасность;
- Здравоохранение;
- Социально значимые происшествия.
Комментирование фейковых сообщений на данные темы, сопровождается повышенным эмоциональным и коммуникативным напряжением. Наиболее сильный отклик был замечен на политическую тему. 30% людей требуют властей разрешить проблему. Второе место занимают социально значимые происшествия. Именно эти фейки на 19% актуализируют защитную реакцию отрицания. Здравоохранение вызывает у 18% особое напряжение и переживание барьера.
Механики дезинформации:
- Фабрикация и подделка;
- Кликбейт;
- Ложные выводы;
- Псевдонаука и конспирология;
- Фрейминг и односторонняя подача;
- Ложная атрибуция;
- Повторение ложных тезисов.
В основном создают фейки деструктивные и запрещенные организации, активистские и политические организации, иностранные источники, ботофермы и креофермы. СМИ и рядовые пользователи косвенно относятся к этому списку, чаще всего они являются оружием в руках создателей фейков.
– Сейчас создание фейков – это уже отдельная профессия. Не только мы понимаем степень пагубного влияния, но и различного рода организации активно этим пользуются. Есть целые ботофермы, которые создают и распространяют фейки с целью достижения определенных целей.
Определить фейки можно по:
- кликбейтному заголовку;
- по орфографии (чаще всего такие тексты написаны с ошибками из-за плохого перевода);
- анонимной атрибуции информации («известный ученый», «уже всем известно и доказано»);
- перекладывании ответственности за достоверность данных («знакомый, друг, родственник из ФСБ»);
- настойчивой просьбы о распространении («поделитесь с близкими», «срочно отправь другу»);
- конструкции раскрытия правды («наконец выяснилось», «правда вскрыта», «нас обманывали» и т.п.);
- призывов к онлайн и офлайн действиям («пишите заявления», «выходите на баррикады», «закупайтесь продуктами, не пейте воду» и т.п.);
- неверному датированию события, использованию старых фото и видео, не относящихся к данным событиям и тд.
Правила верификации фейков:
- ищите первоисточник;
- анализируйте источник — он не должен вызывать сомнения;
- абстрагируйтесь от шаблонов и стереотипов;
- «Правило даблчек» (проверка по двум источникам);
- «Правило: проверь – перепроверь – проверь еще раз».
Существует множество инструментов, помогающих распознать фейк. Например, поиск по фото, ВебАрхив («cache:», сайт и плагин Wayback Machine), проверка монтажа (IPEGsnoop, Photoshop), проверка дипфейков (scanner.deepware.ai), специальные запросы и инструменты (dork, OSINT).
После теоретической части Сергей Маклаков подготовил интерактив. Участники форума посмотрели короткий видеоролик о том, что в детских учебниках публикуется реклама. Правда это или нет? Каждому предстояло разобраться и рассказать свою схемы верификации данного фейка. Совместное расследование доказало – что это фейк, который был создан как маркетинговая реклама.
Автор текста и фото: Екатерина Дыгало
КАТЕГОРИЯ 16+
фото - 36on
Организаторы:
Правительство Воронежской области
Союз журналистов
Генеральный радио-партнер: