Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Дизайн-код и паблик-арт: как визуал меняет облик Воронежа
Об этом эксперты рассказали в рамках одной из лекций фестиваля интернет-технологий «РИФ».
480
Поделиться с друзьями
Фестиваль интернет-технологий «РИФ-Воронеж» проходит в эти дни в главном корпусе ВГУ. Одно из самых ожидаемых событий года собрало на своей площадке в 2022 году более 80 ведущих специалистов в сферах IT, маркетинга, менеджмента и дизайна.
 
Программа форума в этот раз разделена сразу на пять потоков: «Маркетинг и реклама», «HR + разработка», «Разработка», «Дизайн + mobile», а также «Государство и IT». Организаторы поставили перед собой задачу: сделать мероприятия форума максимально эффективными для тех, чья работа связана с интернет-отраслью, осветить изменения, тенденции, дать практические рекомендации, а еще – устроить ярмарку вакансий от воронежских компаний. 
 
 
Побывали на лекции, посвященной дизайну. Узнали, «Как мир вокруг становится красивее, когда мы не боимся сложностей». Вместе со спикерами попытались разобраться, зачем интегрировать паблик-арт в городское пространство, в чем сила дизайн-кода, можно ли создавать действительно яркие проекты в условиях, которые готовы предоставить городские власти инициативным застройщикам. 
 
Дизайн-код Воронежа. Как улицы становились «чище»
 
Сейчас уже сложно поверить в то, что всего несколько лет назад на улицах Воронежа визуального шума – вывесок, банеров и неуместной/некачественной рекламы – было гораздо больше. Умерить пыл горе-маркетологов, разложить по полочкам (или хотя бы попытаться) как надо и как не надо делать помогло внедрение дизайн-регламента.
 
– По своей сути, дизайн-код – это сборник иллюстраций, который говорит что и как делать. Разрабатывают регламент для конкретных территорий: отдельного здания, квартала или города. Код не может быть одинаковым в Москве и Воронеже, поскольку везде есть свои особенности, – объясняет архитектор INSIGHT ADB, кандидат архитектуры, доцент ВГТУ Анна Азизова-Полуэктова. 
 
Первый дизайн-регламент в России внедряли в Москве в 2012 году. Изменения коснулись всего 11 главных улиц, разработкой документа занималась студия Артемия Лебедева. В Воронеже аналогичная работа началась немного позже. За то, чтобы город стал «чище» отвечал дизайнер Илья Осколков-Ценципер.
 
Как отмечает спикер, «очищением» улиц страны мы во многом обязаны развитию социальных сетей. До этого люди не так активно обменивались фотографиями, соответственно, не так часто сравнивали, а как там, в других городах. 
 
Разработанный для Воронежа документ изначально носил рекомендательный характер. С его помощью рассчитывали решить несколько задач. Открыть архитектуру, которая была испорчена рекламными фасадами, ликвидировать смешение и перенасыщение визуальных стилей, «шума». 
 
 
Огромный плюс 120-страничного регламента в том, что он именно наглядно показывал, как можно делать, а как не следует: там были прописаны параметры входных групп, содержались советы по использованию шрифтов и даже оформлению кронштейнов, на которых крепили вывески.
 
Спустя несколько лет можно сказать, что дизайн-регламент все-таки работает. В городе «открылись» фасады в том числе исторических зданий, входные группы в большинстве своем оформлены довольно аккуратно, визуального шума на зданиях и в витринах магазинов стало намного меньше, хотя он все еще присутствует, есть над чем работать. А еще в городе сейчас если и устанавливают киоски, по преимущественно выполненные в одном стиле и хоть как-то вписывающиеся в облик города. 
 
По мнению спикера, важнейшим профитом от действия дизайн-регламента стало появление новых мест, которые в свою очередь помогают формировать визуальную культуру. Речь идет не только о коммерческих объектах, но и об общественных пространствах, которые работают на имидж города.
 
– Все мы хотим жить в комфортной среде. Мое жизненные кредо: люби город и он полюбит тебя. Занимайте проактивную позицию и меняйте город, – подытоживает Анна Азизова-Полуэктова.
 
Зачем в городе нужен паблик-арт и чем он отличается от обычных граффити
 
Следующий спикер – паблик-арт художник, куратор, основатель «Daipyat» gallery Ян Посадский рассказывает о том, зачем в современных городах нужен паблик-арт.
 
 
Под термином, оказавшимся в заглавии лекции, следует понимать современное искусство вне художественной инфраструктуры. По сути, оно может принимать довольно разнообразные формы, может быть постоянным или временным, абсолютно разным по масштабу, быть официальным или нет.
 
Паблик-арт следует отличать от обычного граффити. Последнее зародилось в Америке еще в 70-е годы, и развивалось внутри хип-хоп культуры. Граффити по своей сути не предназначено для широкого зрителя. Его посылы, теги, которые художники включают в работы, обычный человек вряд ли расшифрует. Граффити создается представителями субкультуры для представителей субкультуры.
 
Паблик-арт это искусство, короче всегда работает с контекстом, существует вне институций и почти всегда работает с неподготовленным зрителем/прохожим. Оно может отличаться эфемерностью или своей монументальностью, а еще работает с вовлечением.
 
Огромные муралы, напоминающие картины, которые нередко можно встретить на стенах российских многоэтажек, не работают с окружающим пространством, тогда как объекты паблик-арта «говорят» с прохожими, в них заложено куда больше смысла.
 
В пример качественного паблик-арта художник приводит работу на здании библиотеки в городе Томске «Мы буквы –  с нами текст», которая отлично работает как с текстоцентричностью российского искусства в целом, так и с окружающей средой – буквы на библиотеке.   
 
Еще дальше «интегрировались» в городскую среду активисты проекта «Партизанинг», которые рисовали пешеходные переходы, велосипедные дорожки и дорожные знаки там, где они должны быть, но у властей руки еще не дошли.
 
 
Качественный паблик-арт способен идеально вписаться в городскую среду, дополнить ее, сделать современней и интересней. К сожалению, не все готовы к такого рода интеграциям. Работы самого Яна Посадского уничтожали уже не раз. Художник говорит, что к этому привык.
 
Фото – Алина Полунчукова.
 
Фоторепортаж с фестиваля смотрите здесь.
Автор: Алина Полунчукова