В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Губерния 12086

В тишине Тишанки (Репортаж из общины истинно-православных христиан)

Около 40 лет в селе Тишанка Таловского района живут последователи Федора Рыбалкина, основателя движения истинно-православных христиан. Их история началась в 1922 году, когда в родное село Новый Лиман нашей области с войны вернулся человек, который, по утверждению федоровцев, творил те же чудеса, что и Христос: ходил по воде, лечил больных, воскрешал мертвых. К Рыбалкину потянулись люди со всего Черноземья.

Одни верили в его силу, другие считали, что во время войны он заразился сифилисом и сошел с ума. Так или иначе, движение федоровцев росло, вскоре составив несколько тысяч человек. Рыбалкин был убежден, что Ленин -- антихрист, и Федора арестовали. После длительных пыток он был сослан на Соловки, где пропал, тело его не найдено: по словам федоровцев, он стал невидимым. Советская власть начала на федоровцев репрессии, которые длились 60 лет. В живых осталась небольшая группа людей.

Направляясь в Тишанку, мы ожидали увидеть федоровцев столетними стариками. Найти их было не так просто: живут на окраине деревни. Бодро прошагав от автобусной остановки километров десять, мы встретили молодую женщину на велосипеде.

-- Вы не знаете, где здесь федоровцы живут?

-- Сами вы их не найдете, только если я отведу.

-- А вы с ними знакомы?

-- Я одна из них.

Через 20 минут мы были у дома, где под надписью «Закрывайте дверь на цепок» выбита другая: «Христос Воскрес». В трех скромно обставленных комнатах живут Людмила -- наша провожатая -- и три бабушки. По соседству -- брат Георгий. Все вместе они ведут хозяйство. Всего в Тишанке около 40 федоровцев, но живут они не автономно, а среди других тишанцев, дома разбросаны по всей деревне. Все вместе федоровцы собираются только по выходным и праздникам, чтобы спеть псалмы и почитать Евангелие.

Хозяйка проводила нас на кухню, усадила за стол и принялась готовить чай: нам -- дорогой «Гринфилд», себе -- простую «Лисму». Перед тем как приступить к чаепитию, прочла молитву и перекрестилась. На столе, на наше удивление, лежали мобильный телефон и свежий номер «Курьера». Федоровцы внимательно следят за новостями.

-- Может, у вас и телевизор есть? -- спрашиваем мы.


-- В нашем доме нет, но у некоторых молодых семей есть.

Мы переглянулись. Готовясь к встрече, прочли множество материалов о федоровцах, где было написано, что они соблюдают обет безбрачия, что, собственно, и является причиной их вымирания. «У нас нет браков, потому что некому венчать, нет у нас священников, но безбрачие -- тяжкое испытание, поэтому некоторые создают семьи», -- объяснила Людмила.

У федоровцев нет и церквей, они молятся дома перед иконами и убеждены, что истинных священников не осталось, а нынешние отошли от православия, каким оно было до большевиков. В 1922 году в православной церкви произошел обновленческий раскол. А в 1927-м была принята декларация митрополита Сергия Страгородского, основной идеей которой была поддержка большевиков. Федоровцы поддерживать нововведения отказались, решили исповедовать то православие, которое было в России до революции.

Сейчас федоровцы есть в Воронежской, Ростовской областях и в Краснодарском крае. Людмила рассказывает, что, когда она была маленькой, им говорили, что федоровцы есть и в Канаде. Но, к сожалению, связей с ними нет. С ростовскими федоровцами тоже не удается общаться, потому что там уже почти все умерли. А молодежь теряет связи -- у всех свои заботы, свои семьи. Старики получают пенсию, те, кто помоложе, зарабатывают на жизнь мелкими строительными работами, занимаются сельским хозяйством. Ищут такую работу, которая позволяла бы соблюдать православные праздники.

Самым юным федоровцам в Тишанке -- 13 лет, но неизвестно, сохранят ли они свои религиозные убеждения. Сами выберут. Из сознательных самому молодому 28. «Федоровцами мы называем тех, кто верит во второе пришествие Христа, -- говорит Людмила. -- Была у нас в Тишанке одна бабушка, Анисья. В юности она читала много религиозной литературы, ходила по юродивым. Одна из юродивых сказала ей: «Не ходи, не ищи, залезь ты на печь и сиди там 40 лет, а потом, когда среди лета запоют Пасху, ты узнаешь». В 70-х в Тишанку стали съезжаться федоровцы, как раз прошло 40 лет. Анисья пришла, поинтересовалась. Сперва сомневалась, жребий кидала. Написала три бумажки, под икону положила, помолилась и вытащила «идти». Она не поверила. Помолилась и вытащила бумажку во второй раз. Опять «идти». Пошла. Анисья дожила до 100 лет.

-- Вы что-нибудь читаете? -- спрашиваем мы у Людмилы.

-- В основном духовную литературу. У нас есть книга «История наших дней», которую написал Арсений Иващенко, он сам слушал проповеди Федора Рыбалкина. Она о спасении своей души, которое можно достичь через веру в Бога.

Федоровцы не стараются распространить свои религиозные убеждения среди других людей, но всегда готовы рассказать интересующимся о своей жизни.

-- Вы никогда не думали уехать из Тишанки?

Людмила немного смущается: «Совсем что ли? Как же бросить все? Не было таких мыслей. Людей мало. Заменять некем. А если кому-то интересно, пусть приезжают или письма пишут… А вот и брат Георгий, пойдемте знакомиться…». Рукопожатие у брата Георгия крепкое, хотя одна рука у него почти не сгибается: ему повредили ее во время пыток в лагере. «Была такая пытка -- сознательная рубашка -- ремни, которыми через позвоночник руки-ноги стягивают, дожидаясь, пока человек потеряет сознание, -- говорит он. -- В камере мы были, как селедки. Поворачиваться на другой бок -- по команде: один встанет, а другой повернется. В общие камеры сажали с неверующими: курят, мат -- специально с развратным миром, чтобы сломать. Но никто не сломался». Последователи Рыбалкина вынесли не меньше страданий, чем их пророк, которого по приказу советского руководства ставили на раскаленные угли, на лед, поливали холодной водой после бани.

-- Как же вас в Тишанку занесло? -- спрашиваем Георгия.


-- После лагерей мы не теряли связь -- переписывались. Вот и решили собраться в одном месте. Здесь было много свободных домов. Однако продавать их нам власти запрещали. Но мы все равно покупали хаты у тех, кто уже уехал отсюда. Документы оформлять нам отказывались, так что приобретали дома под расписку. Тишанцам же местные власти говорили, что мы преступники, и изо всех сил стремились нас таковыми выставить. Вот случай был. В 1977 году к нам присоединился конюх Леонтьев. А как все вышло? Его тесть, как и мы, в лагерях сидел и о нас слышал. И говорит тесть зятю, мол, давай к ним съездим, посмотрим на них, если те федоровцы, о ком я думаю, то они истинные православные. Приехали -- убедились, и примкнул к нам конюх. И сразу на работе ему стали грозить увольнением. Леонтьев не отступался. Тогда власти поспособствовали краже колхозных коней, а в воровстве обвиняли федоровцев. Конюх не поверил. Тем не менее уволиться его заставили. Но ничего страшного не случилось -- мы уехали работать в Хреновое. А в 80-е нас обвинили в клевете на советскую власть за то, что мы ее уличили в краже коней. Но развития дело не получило. А в 1991-м Ельцин подписал указ «О реабилитации жертв политических репрессий», и наше доброе имя было восстановлено.

В Новом Лимане есть памятник репрессированным рыбалкинцам, к нему федоровцы приезжают два-три раза в год. Казалось бы, жизнь наладилась. Но кое-что федоровцев все-таки беспокоит. «ИНН, полисы -- части сатанинской печати, -- утверждают они. -- Дальше сделают электронную карту со штрихкодом, а потом будут вживлять чип. Все не случайно. Иначе как вы объясните, что любой штрихкод содержит в себе три двойные тонкие линии, которые считываются компьютером как комбинация трех шестерок?».

Анна БАГРИНЦЕВА, Евгений КУРСИН