Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

Губерния 3980

В Воронеже прошел показ иранского оскороносного фильма

Зрители столицы Черноземья имели возможность увидеть картину «Развод Надера и Симин» - первый иранский фильм, получивший премую Оскар.

Действие кинокартины начинается на судебном заседании – идет бракоразводных процесс супругов Надера и Симин, которые пытаются «поделить» свою 11-летнюю дочь. Симин, мать девочки, стремясь обеспечить ребенку, по ее мнению, лучшие перспективы, старается эмигрировать за границу, однако глава семейства не дает на это согласие. В общем-то, и к разводу привели супругов не какие-то серьезные семейные проблемы, а причины бытового характера – сам Надер выехать в эмиграцию не может. С Родиной, помимо всего прочего, его связывает престарелый и страдающий болезнью Альцгеймера отец. Между тем, решение  Симин уже приняла. Сделаны все необходимые документы.  Провокационный вопрос судьи о том, нет ли у ее дочери перспектив в Иране, Симин оставляет без ответа.  По всей видимости, она действительно уже давно все решила. Не с мужем – так без него, но ей необходимо выехать из страны, забрав с собой дочь.  Развод затягивается тем, что сам ребенок, 11-летняя Терме, выбор  между родителями не сделала, и временно, до принятия окончательного решения остается с отцом, понимая, что только таким образом она может остановить выезд матери и сохранить семью.

Можно смело отметить, что кинокартина представляет собой своего рода суд, где коллективным судьей, этакой огромной коллегией присяжных выбраны зрители всего мира. Именно в этом качестве видят они сложную и полную противоречий жизнь героев фильма. Не будучи в состоянии поддерживать порядок в доме, присматривать за больным отцом  и помогать дочери в учебе, Надер нанимает Терме репетитора, а также приглашает в качестве служанки благочестивую женщину – знакомую его жены Разие. Та, столкнувшись с серьезными финансовыми проблемами, готова взяться за любую работу. Женщина вынуждена даже брать с собой малолетнюю дочь. Ситуация осложняется тем, что муж Разие, Ходжат, не знает о том, что его жена работает в доме одинокого мужчины, что с точки зрения религии и общепринятой в стране практики – явление немыслимое, а потому женщина вынуждена скрывать от супруга свой источник скудного дохода.

Впрочем, уже вскоре Разие допускает оплошность – она оставляет отца Надера привязанным к кровати, и выходит из дома по своим делам. В это время возвращаются с Надер с Терме. Обнаружив своего отца упавшим с кровати, Надер выставляет в служанку за дверь. А уже очень скоро он оказывается в полиции – выясняется, что Разие была беременна и потеряла ребенка. Она обвиняет в его непреднамеренном убийстве и своем избиении бывшего работодателя.  

И вновь зрители имеют возможность решить, «кто прав, кто виноват». Только теперь они превращаются в следователей, постепенно по ходу картины выясняя для себя все новые подробности произошедшего. Теперь на виду у них уже жизнь и взаимодействие сразу двух семей, принадлежащих, ко всему прочему, еще и к совершенно разным социальным группам. Состоятельные Надер и Симин, каждый из которых имеет собственный автомобиль и располагающие средствами на плату служанке – отнюдь не «ровня»  Разие и Ходжату, у которых нет даже постоянной работы.

Интересно, что в фильме зритель не может увидеть ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев. Каждый из тех, кто показан в картине – хороший человек, однако человек реальный, далекий от какого-либо идеала. Каждый имеет свои, как положительные, так и неприглядные стороны, под воздействием тех или иных обстоятельств совершает, как достойные, так и не украшающие его поступки. Все герои лгут. Все они действуют во имя своей выгоды. Все являются заложниками своеобразной сложившейся системы отношений, которая -  не хорошая и не плохая. Она просто есть. «Развод Надера и Симин» совершенно свободен от какого-либо морализаторства, навязывания идеалов и навешивания ярлыков. В правдивости и честности – одна из основных заслуг картины и ее режиссера Асгара Фархади.

Разрывается этот трагикомический  семейный круговорот единственным во всех отношениях бескорыстным поступком. Разие, не ища для себя какой-то выгоды, отказываясь и от денежной компенсации, и от расположения мужа,  ведомая лишь религиозными мотивами, вдруг рассказывает правду. Как оказалось, она  потеряла ребенка,  потому что накануне была сбита автомобилем, а Надер - невиновен. Здесь можно увидеть положительное, оздоравливающее влияние религии на жизнь общества в целом и показанных в фильме семей в частности.  

Впрочем, проблемы Надера, Симин и их дочери Тэрме это не решило… Окончательно узел будет развязан без взглядов зрителей…  Все в том же суде – который во второй раз появляется на экране. Терме вынуждена будет сама сделать свой выбор. И судей у нее уже не будет. Даже в виде зрителей.

Кстати, сказав, что в фильме нет полностью положительных героев, мы, в след за лгущими персонажами «Развода», сказали лишь полуправду – как минимум два таковых все же есть. Это – дети.  Терме, пытающаяся всеми силами примирить родителей и страдающая, как от их развода и скандалов, так и от последующих событий, связанных с уголовным делом  в отношении ее отца…  Сомайе, маленькая дочь служанки Разийе, ставшая  невольным свидетелем изгнания матери из дома Надером…   Дети, несмотря на всю сложность и неоднозначность ситуации, оказываются «выше» взрослых, предстают подлинными «цветами жизни».  

В этой связи нельзя не отметить блестящую игру именно юных актрис. К сожалению, им, в отличие от взрослых коллег по фильму, серьезных международных наград не досталось. Однако актерская игра исполнительницы роли Терме Сарины Фархади и совсем маленькой Кимии Хосейни, ставшей на экране Сомайе, поистине выше всяких похвал. Оказавшись в числе главных героев столь серьезной психологической драмы, названной некоторыми критиками даже «семейным триллером», Фархади и Хосейни справились со своей задачей  целиком и полностью.  Что касается взрослых актеров, то, как уже было сказано, качество их работы было отмечено многочисленными премиями и наградами самых престижных кинофестивалей и конкурсов.

Огромное значение в картине имеет сценарий, написанный самим режиссером. В отсутствии каких-либо спецэффектов и другой показной «яркости», именно он заставляет зрителей на протяжении двух часов, не отрываясь, разбираться в проблемах иранской семьи. В этом – заслуга Асгара Фархади-сценариста.

Вне сомнения, «Развод Надера и Симин» - кино сложное. Кино «не для всех». Возможно, этим объясняется ограниченный показ данного фильма в России, киноиндустрия которой в значительной степени ориентирована на извлечение коммерческой выгоды, а значительное число зрителей предпочитает «облегченный» продукт.   В частности, в Воронеже, где автору статьи и удалось посмотреть «Развод», состоялось лишь два его показа – 4 и 5 марта в рамках тематического кинофестиваля.  

Неоднозначно складывается судьба картины и его режиссера и в самом Иране, где на днях была отменена церемония чествования Асгара Фархади. Первоначально в понедельник 12 марта Высший совет иранских кинематографистов и Центр иранских режиссеров планировали отметить автора «Развода Надера и Симин» как первого иранца, завоевавшего самую престижную в мире кинонаграду – премию Оскар. Однако незадолго до этого власти запретили церемонию без объяснения причин. Некоторые эксперты связывают запрет с общественной деятельностью режиссера, призывавшего к амнистии представителей творческой интеллигенции, участвовавших в уличных беспорядках 2009 года.