Досье
Галина Умывакина, известна как «Крёстная мать», 69 лет
Авторитет, особо опасный преступник
Первое преступление совершила, будучи подростком, когда опубликовала первое стихотворение в газете «Молодой коммунар».
Общий стаж в литературе — 50 лет. Печатается с 1965 года.
Профессиональным писателем считается с 86-го года.
Темы творчества на протяжении преступной деятельности не менялись. Это темы детства, памяти, культурные сюжеты, связанные с воронежскими поэтами, писателями, художниками, с осмыслением текущего времени.
В юности была замечена на филфаке ВГУ, затем там же — в аспирантуре.
В течение многих лет вела подрывную работу среди молодёжи: была преподавателем в школе и институте, несколько лет руководила литобъединением при писательской организации. По собственному признанию, ей всегда было интересно с молодёжью.
В составе каких-то молодёжных группировок не замечена: «Я, скорее, наблюдаю со стороны». В ходе допроса удалось узнать, что «контакты бывают» и «достаточно тесные».
Умывакина — активный деятель общественно-культурной жизни Воронежа. Участник и организатор многих культурно-просветительских мероприятий и проектов.
Член группировки по увековечиванию в Воронеже памяти Андрея Платонова и Осипа Мандельштама.
Автор идеи мемориальной доски, посвященной приезду в Воронеж Анны Ахматовой к ссыльному Осипу Мандельштаму.

Один из инициаторов установки в Воронеже памятников Платонову и Мандельштаму, мемориальных досок Троепольскому и Жигулину.
Во многом благодаря её подрывной работе на культурной карте города появились библиотеки имени Жигулина, Б унина, Троепольского иДобрякова.
Способствовала объявлению в Воронеже «Года А.Кольцова», «Года А.Жигулина», «Года О.Мандельштама» и «Года С.Маршака».
Участник многих международных и российских литературных преступлений (фестивалей, конференций и прочая и прочая). На Международных Мандельштамовских чтениях в Варшаве выступила с докладом «Увековечивание памяти О.Мандельштама в Воронеже».
За свою преступную деятельность награждена многочисленными почетными грамотами, знаками, благодарственными письмами, медалью.
Председатель Воронежского отделения Союза российских писателей. Член, секретарь правления Союза российских писателей.
Нынешняя книга «Воронежские сюжеты» — восьмая.
Допрос
— Что из себя представляет новая книга?
— Это особый проект. Сборник вобрал в себя произведения, связанные с Воронежем, за всё, фактически, время моего литературного присутствия в Воронеже. В нынешнюю книгу вошло самое первое стихотворение 65-го года и последующие произведения, вплоть до 2014-го года. Половина книги — это эссе (воспоминания, статьи о литературе), другая — стихи.
Все тексты связаны с Воронежем, и географически и эмоционально, и сюжетно, и тематически. С моей личной жизнью в этом городе, с моими друзьями и учителями.
Книга вышла в самом конце прошлого года. 5 января была презентация в Камерном театре. Читала я, читали мои коллеги, друзья, это Полина Синёва, Лена Дудукина и другие, мой внук, мои читатели, актёры Камерного театра и Михаил Бычков. Получилось хорошее эмоциональное действие, с хорошим зрителем и хорошо подобранной музыкой.
— Можно ли назвать Воронеж городом поэзии и почему?
— Мне кажется, можно.
Во-первых, потому что здесь действительно родились или жили многие очень крупные русские поэты. Никак не обойти Кольцова, Никитина, Бунина. Если взять 20 век, то это, конечно, Алексей Прасолов, Анатолий Жигулин.
И здесь всегда очень много авторов рождаются, сосуществуют. Какие-то — очень короткое время, какие-то — подольше. Есть что-то в воронежском воздухе или почве, что способствует рождению тут поэтов.
Воронеж называют и литературоцентричным городом. Пусть будет и городом поэтов. Это не самое худшее название.
— Любимый поэт?
— Таких много. Самое яркое впечатление, если говорить о юности, на меня произвела, конечно, Марина Цветаева. Потом были и остаются любимыми Блок, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Арсений Тарковский. Из нынешних — Сергей Гандлевский.
— Быть поэтом в России — приговор?
— Конечно, приговор. Но я не вкладываю в это слово какое-то криминальное, уголовное, процессуальное и проч. значение. Занятие такого рода приковывает к себе всего человека, его жизнь, его образ действий, его способ мыслить, чувствовать. Но и это, конечно, большая ответственность, быть в России поэтом. Слово может спасти, а может и погубить. В этом смысле — приговор.
Строки — визитная карточка:
…Если бы всё повторилось,
Я бы хотела — сюда.
Внимание! Конкурс! Выбери «Поэта-36»!
Перед вами — стихотворение из новой книги Галины Умывакиной, которое выбрал сам автор. Читаем стихотворения других (ссылки в конце этого текста) и выбираем «Поэта-36»! Портал 36on.ru объявляет Воронеж городом поэзии!
***
Олегу Шевченко
Не всем же быть столичными провидцами,
не всем же на полсвета гомонить.
Кому-то нужно видеть из провинции,
кому-то нужно слушать издали.
И нет в том ни заслуги, ни провинности,
а просто выпало тебе и мне,
как говорили прежде: жить в провинции, –
поскольку места много на земле.
Сегодня, завтра ли – тут дело в принципе:
какие б ни случались времена, –
всё так же нами держится провинция,
как держится провинцией страна.
1988
Читать Досье на
Полину Синёву, проходящую по делу как «Радиоволна»
Читать Досье на
Лену Дудукину, она же «Болтушка», «Правозащитница» и «Диссидент»
Фото и коллаж автора