Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Пленочные редкости: воронежец собрал коллекцию из сотен винтажных фотоаппаратов
Увидеть их можно совершенно в неожиданном месте - рассказываем про внезапный «секретный музей» уникальных пленочных фотоаппаратов в Воронеже
1620
Поделиться с друзьями
Подход к коллекционированию бывает разный: кто-то трепетно и тайно «над златом чахнет», а кто-то с удовольствием демонстрирует плоды «охоты и собирательства». 
 
Воронежец Николай Беляев принадлежит ко второй категории коллекционеров. Сам себя он скромно называет собирателем. 
 
 
Предметом его увлечения являются винтажные пленочные фотоаппараты. И увидеть их может каждый - экспозиция (как найти - здесь) соседствует с паркетом и пробкой. Вот такой вот внезапный «секретный музей» в магазине.
 
 
Мы напросились на экскурсию: Николай Анатольевич рассказал о своей коллекции пленочных фотоаппаратов.
 
Как все начиналось
 
Мне 57 лет, родился в Воронеже, закончил ВГАСУ, занимался строительством мостов, в начале «нулевых» открыл магазин напольных покрытий. Первое знакомство с фотоаппаратом случилось, как я только появился на свет. Отец, который многое дал мне в этом направлении, и все ближайшие родственники (дядя, брат) на серьезном любительском уровне увлекались фотографией. Фотолаборатория была в каждой квартире. Мы жили на ул. Героев Стратосферы, там была кладовка, которая предназначалась для хранения вещей, но она была полностью занята под проявку и печать фотографий.
 
 
Я увлекся лет 20 назад: после смерти родственников все фотоаппаратура оказалась у меня. 40 серьезных экземпляров. Они мешались, и я решил их продать. Выставил на сайт объявлений несколько штук, совершенно не зная, сколько они стоят. В итоге мне позвонил один опытный коллекционер и говорит: «Их цена в 10 раз меньше».
 
Панорамный фотоаппарат на 180 градусов - «Горизонт» 1969
 
 
Выяснилось, что стоимость фотоаппаратов - отдельная тема, которой нельзя никак научиться или где-то прочитать. Это похоже на нумизматику. Про фотоаппараты отечественного производства существует только одна книга - «1200 фотоаппаратов из СССР» (авторы: В. Суглоб, С. Кочергин, Г. Шатерник).
 
 
Мне очень радостно, когда люди приходят в магазин и, видя эту небольшую витрину, потом приводят детей или внуков со словами: «На этот фотоаппарат я в детстве фотографировал», «А вот такой был у нашего дедушки». Молодежь же этого практически не знает - они уже из поколения «цифры». 

Про пленочные редкости
 
Я неровно дышу к гармошечным фотоаппаратам. Они выпускались до 1955 г., если говорить про нашу страну. В остальном мире  их продолжают производить для павильонных съемок. Эти гармошечные фотоаппараты мы «передрали» у немцев. Разновидностей очень много. 
 
 
Гармошечных у меня их штук 30, они довольно дорого стоят. Цена за выпуски 1900-1905 гг. может достигать сотни тысяч. Мой самый старый  экземпляр датируется 1902 г.
 
Тот самый антикварный Kodak 
 
А первая отечественная гармошечная камера появилась в 1900 г. Ее ценность несоизмерима деньгам. Вот сколько стоит «Мона Лиза»? Сложно оценить. 

Принципы коллекционирования

Я - не коллекционер, я - собиратель. Появилось время: выбрал, купил. Никакого высокого искусства. Сколько у меня фотоаппаратов? Трудно сказать. Большое количество находится в обменном фонде или же они не представляют интерес для коллекции. Наверное, их где-то 800. 1000 -  если считать со всеми дублями.
 
 
Основное направление - советское производство. Из зарубежных - более современные виды пленочных фотоаппаратов, но без цифровой печати.
 
Исправность для коллекционера не является чем-то основным. Главное: найти то, чего еще нет. Монету и марку можно как-то подделать. Фотоаппарат по внешнему виду не воссоздать.
 
 
Я охочусь за нераспространенными образцами. Например, ищу «Сокол - 3» с черным кольцом выдержки, обычно оно белое. Комбинация обыкновенной камеры с той «фитюлечкой», которая есть не у всех - завораживает. 
 
В СССР иметь «Зенит» считалось престижно, это был хороший фотоаппарат. Сейчас его «тушка» без объектива стоит от силы 500 рублей. «Зениты» выпускались с 1952 г. до 2005 г.  За этот период времени было произведено более сотни видов (около 20 моделей, а в каждой линейке - различные модификации).
 
 
Они очень интересны даже в одном модельном ряду. Штучные экземпляры, опытные образцы - вот истинная ценность для коллекционеров. Два года назад мне достался фотоаппарат, который уже был в коллекции, а я даже не знал его истинную стоимость. Выставил на популярной аукционной онлайн-площадке, и он ушел за 104 тыс. руб. А купил за 500 руб. Это один из самых первых «Зенитов», 260-й,  год выпуска определяется по номеру.
 
Производство фотоаппаратов в СССР и России
 
Если говорить про наши фотоаппараты, то массово мы начали производить их с 1930-х гг., это было настоящим достоянием. Корреспонденты тогда имели свою технику. Если говорить про тех, кто работал в годы войны, то они снимали на «Зоркий». Это полностью скопированная Leica (по крайней мере, первые модели).
 
 Кажется, что это разные фотоаппараты. На «золотом» написано Leica. Но они совершенно одинаковы. Это кастомизация «Зоркого» очень грамотными людьми из мест не столь отдаленных. А сам «Зоркий» - копия «Лейки».
 
 
Вообще, Leica - прародитель этого вида пленочных фотоаппаратов.  Огромное  количество фотоаппаратов (узлы или внешний вид полностью) было заимствованы у Германии и США.
 
 
Кстати, советские журналисты очень ценили зарубежные экземпляры. Хотя для них выпускались широкоформатные «Киев-88», «Салют»
 
 
Не могу сказать, что мы могли сами предоставить что-то серьезное. Есть некие «чисто наши» вещи, но они недоработаны. Например, был произведен фотоаппарат «Алмаз»: сейчас его рыночная стоимость в районе 5000 руб. Через мои руки прошли десятки, но работающих я не видел. Не работают они из-за ошибок, допущенных либо на этапе конструирования, либо изготовления. Также я не видел исправных «Зенитов-6». 

Последний российский завод по производству фотоаппаратов  закрылся в начале «нулевых». Никто не пошел по пути модернизации производства в ту же цифровую технику. А на заводах стояло высокоточное оборудование, исключительные станки, которые были разработаны нами. Единственное производство теперь работает на космическую отрасль (речь про завод в Подмосковье - Прим.ред.). Раньше там производили фотообъективы.
 
Как выгодно купить винтажный фотоаппарат и почему коллекция - не инвестиция
 
Фотоаппараты с «Мешка» будут стоить в несколько раз дороже, если их разместить на eBay. Зато там можно выгодно купить выгодно наши фотоаппараты, кроме единичных экземпляров, они не очень ценятся за рубежом. 
 
Фотоаппарат из 80-х
 
К примеру, я не покупаю фотоаппараты дороже доллара на рынке США. Ведь доставка, размером в четыре тысячи рублей, превращает его в ту же цену, за которую я куплю этот товар здесь. Относительно современная пленочная техника (Mamiya, Rolleiflex) будет стоить там очень дорого.
 
Kodak Brownie - начало XX века, Великобритания. Аппарат коробочного типа, очень простой: на стекле нанесена фотоэмульсия, в темноте заряжаешь, делаешь один кадр и снова перезаряжаешь
 
 
Моя коллекция по сути ничего не стоит. Затраты собирателя никогда в жизни не отобьются. Это не инвестиция, а пассивный актив. Просто греет душу. Вообще, каждый коллекционер приходит к мысли, что ему необходимо срочно продать«нажитое непосильным трудом». Как правило, это  случается уже в преклонном возрасте или с ухудшением состояния здоровья. Потому что обычно родственники не идут по его стопам. Открывать музей - экономически невыгодно.
 
 
То, что выставлено в магазине -  сжатая эпоха. Большинство вынуждено лежать в коробках. Этим надо заниматься. В Липецке у коллекционера Геннадия Таравкова 3 000 моделей, своего места уже не осталось. Он попросил у администрации любое помещение, чтобы люди бесплатно ходили.
 
В гостях у Геннадия Таравкова
 
Три года обивал пороги, в итоге дали в полуразрушенном доме. Он все посчитал: для восстановления придется продать  половину коллекции. 
 
Чем хороша пленочная фотография 

Сегодняшняя доступность цифровой фотографии полностью перечеркнула все понятие пленочной. Не все понимают эту разницу. Для меня она существенная, а для 95 % населения - нет. Приходится объяснять. Ценности пленки состоит в совокупности многих факторов. Начиная от понятия резкости и полутонов.
 
Компактный «Лилипут» - СССР, 30-ые гг. Целевая аудитория: дети и начинающие фотолюбители
 
Человеческий глаз воспринимает определенное количество цветов. Конечно, обработкой в различных программах, из «цифры» можно сделать все, что угодно.
 
 
Пленка - это эстетика. Лично для меня пленочная фотография получается более мягкой и сильнее всего приближенной к натуральному изображению. Снимаю ли я сам? Да, пейзажи.

Советы Николая Беляева начинающим «пленочным фотоманьякам» 
 
Пока не испортишь порядка пяти комплектов пленок - не поймешь, в какую сторону двигаться. Для начала подойдет любой современный «Зенит». Например, 122-й, 312-й. Он является отличным этапом для того, чтобы узнать, что такое пленка и с чем ее едят. Более современные модели таких «Зенитов» имеют встроенный экспонометр, который облегчает выставление экспозиции. 
 
Один из последних «Зенитов»
 
Почитайте советские книги по фотографии. Например, «В помощь фотолюбителю» Д. Бунимовича. Посмотрите работы Владимира Васькина. Это современный фотограф, он покупал у меня  старую рентгеновскую пленку, для съемок на павильонном фотоаппарате.
 
Он снимает крупноформатными камерами на пленку размером до 40х50 см, сделал самую большую крупноформатную камеру в России - 70х90 см, печатает альтернативным платино-палладиевым методом. У него есть талант выбора точки съемки и места, такое умение видеть достается не каждому.
 
 
все фото - 36on.ru
Автор: Воронкова Юлия