Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Эксперты: Современное образование страдает от инертности и алгоритмов
3 июня в Воронеже состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам современного образования
2383
Поделиться с друзьями
Новый учебный год приближается. Пока школьники отдыхают и набираются сил, педагоги и все причастные к сфере образования думают над тем, как сделать процесс обучения более эффективным и найти способы решения проблем, накопившихся за долгие годы.
 
Чему учить для успеха в будущем? Как замотивировать ребенка получать знания? Что не так со стандартными образовательными методами?
 
3 июня, в дискуссии «Современное образование: требования и перспективы», инициированной коллективом АНОО «Частная школа «Вектор», приняли участие региональные эксперты. Организатором мероприятия выступил Областной Дом журналистов.
 
 
Участники: Кузнецова Оксана Валерьевна: начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области; Ендовицкий Дмитрий Александрович: ректор Воронежского государственного университета, председатель Комитета по образованию, науке и молодежной политике; Киреченкова Наталия Сергеевна: директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра»; Санникова Ирина Ринатовна, директор АНОО «Частная школа «Вектор».
 
Реальность диктует свои правила и перед современным образованием стоит много вызовов. Например, как, сохраняя все наследие и традиции «старой школы», готовить детей к будущему, где их главным конкурентом будет искусственный интеллект? 
 
О том, что происходит в этой сфере на уровне региона, рассказала Оксана Кузнецова, начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
 
- Большое внимание уделяем подготовке и переподготовке педагогов, повышению их квалификации. Ведь каждое следующее поколение детей отличается от предыдущего. Важно, чтобы те требования, которые предъявляют к выпускнику вуз и экономика страны, были удолетворены в стенах школы. Система образования не должна быть инертной и обязательно должна успевать за всеми изменениями. 
 
 
Выбор профессии, сдача экзаменов и поступление в вуз - ключевые индикаторы эффективности системы школьного образования. Об уровне знаний абитуриентов рассказал Дмитрий Ендовицкий, ректор Воронежского государственного университета, председатель Комитета по образованию, науке и молодежной политике:   
 
- Все дети по-своему талантливы. Чтобы эти таланты раскрыть, детьми надо заниматься, в том числе используя современные методы и технологии. Если брать текущую ситуацию, то на качество поступления в вузы существенно повлияла ситуация с пандемией. Поэтому я считаю, что только дистанционная форма обучения ведет к снижению качества подготовки, демотивирует и т.д. Конечно, от цифровизации мы не уйдем, более эффективно использовать смешанные форматы. Учителя и преподаватели должны обязательно передавать свой жизненный опыт. Учебные заведения - места силы. В вузы нашего города (данные по приемной кампании за прошлый год) подавали заявления ребята из 82 субъектов РФ. Много талантливых, есть из кого выбирать. Школьников нашего региона достойно готовят к поступлению, качество обучения на очень неплохом уровне. Повторюсь, нам есть, с чем сравнивать.
 
Полная видеоверсия дискуссии:
 
 
Каждый ребенок - уникален. Как же раскрыть его таланты, совмещая этот процесс с обучением? Ведь общеобразовательные школы все-таки ограничены во времени и возможностях, поэтому не всегда могут «дойти до самой сути» каждого ученика. Биография лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна тому прямое подтверждение. Знаменитый физик не был в школе первым учеником и считал, что «механическое заучивание наносит вред творческому мышлению».
 
 
В таких случаях может помочь индивидуальный подход и создание особой образовательной среды.  О принципах учебы «не по алгоритму» рассказала Ирина Санникова, директор АНОО «Частная школа Вектор»:
 
- Важно, чтобы дети не зависели от отметок и не учились только ради этих цифр в дневнике. Конечно, ОГЭ И ЕГЭ нужно сдавать, но весь процесс обучения должен быть комфортным и интересным. В школу нужно хотеть идти! Главная цель -  реализация личностного потенциала каждого ребенка. Когда он самостоятельно делает выбор, какой предмет он любит больше; понимает, где он сделал ошибку; самостоятельно распределяет свое время. Что в основном происходит сейчас? За ребенка многое решают педагоги и родители. Я считаю, что важно научить осознанной жизни, умению общаться и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому мы хотим создать  школу «без стен». С выездными уроками и мастер-классами. 
 
Ирина Санникова  также сообщила, что осенью в Воронеже они хотят открывать АНОО «Частная школа Вектор», где совместят базовые знания с развитием «мягких навыков», без которых в современном мире просто никуда. Сейчас они в процессе лицензирования образовательной деятельности.
 
Эксперты: «Развитие личности ребенка важнее отметок в дневнике»
 
Часть дискуссии «про школу без отметок»:
 
 
Мотивация. Она важна всегда. Как работать с возражениями из серии: «Учить это не буду. Мне потом не пригодится»? Отвечает Наталия Киреченкова, директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра»:
 
- Нужно выстроить учебный процесс так, чтобы этих вопросов не возникало. Подобные мысли возникают из-за отсутствия интереса. У ребенка есть врожденная любознательность. Другое дело, что он с взрослением начинает ее терять. Главная причина: «У меня это не получается, я не хочу». Надо искать, почему пропало желание.
 
Для того, чтобы менять к лучшему систему образования, нужно действовать сообща и смотреть на несколько шагов вперед. Дмитрий Ендовицкий считает, что нужно расширять систему грантовой поддержки и ежегодно мониторить эффективность государственных и частных школ: «Разработать систему ранжирования. Не смешивать, а анализировать школы по отдельности. Мы сразу увидим те аспекты качественного образования, к которым надо стремиться и развивать». 
 

 
фото - Областной Дом журналистов
Автор: Воронкова Юлия