Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Социум 1191

«Кого находят, несут к нам»: как работает Центр охраны животных «Наша природа»

some alt text
Портал 36on.ru запускает новый спецпроект, посвященный деятельности НКО, которые функционируют на территории Воронежа и области. Мы будем рассказывать, как и зачем появляются некоммерческие организации, кто за этим стоит и можно ли подключиться к активностям общественников, чтобы помогать людям или животным. Если вы представитель такой организации или просто знаете, о ком нам точно следует знать, пишите на почту news@36on.ru.
 
 
Как выкормить колонию из 300 летучих мышей
 
Центр охраны животных «Наша природа» официально появился в Воронеже три года назад. Хотя о местных активистах в городе узнали раньше.
 
– Все началось, когда я еще училась на биологическом факультете, – рассказывает директор организации Елена Шерстяных. – Мне нужно было выбрать тему дипломной работы, и в итоге я остановилась на летучих мышах. Поняла, что ничего о них не знаю, стало интересно. В процессе выяснилось, что они вообще очень слабо изучены. Чтобы отыскать собственно объект исследования, приходилось лазить по подвалам и чердакам, но мыши от меня все время ускользали. 
 
По совету друга Елена создала группу «Летучие мыши Воронежа» во «ВКонтакте». Так будущему дипломированному биологу начали приносить найденных животных.
 
Защита диплома прошла, а мыши остались. Сначала в качестве хобби, а потом и основной деятельности.
 
– Выяснилось, что если летучих мышей в городе не принимаю я, то их не принимает никто. А значит, зверьки будут обречены на верную гибель.
 
 
О создании организации пришлось всерьез задуматься, когда Елене и ее единомышленникам передали колонию из 300 особей – пока в одной из местных больниц меняли окна, там успели обосноваться животные.
 
– Дело было в 2018 году. Первый центр реабилитации в России только-только открылся при Московском зоопарке, но они не были готовы принять такое количество мышей. В крупный центр в Харькове передать животных у нас тоже не получилось. В итоге с друзьями нашли пустующую квартиру, установили там холодильники, организовали для животных зимовку. Стали звать неравнодушных горожан поучаствовать в процессе кормления – сами справлялись с трудом. Процесс отнюдь не быстрый, особенно когда животных не десятки, а сотни. Когда те на наших питательных насекомых окрепли и набрали вес, весной, постепенно стали выпускать их на волю.
 
Наука, просвещение и реабилитация 
 
Сферу деятельности со временем пришлось значительно расширить. Стало понятно, что если человек нашел какое-то дикое животное, которое нуждается в помощи или просто оказалось вне естественной среды обитания по каким-то причинам, то нести его некуда. Ни одна государственная организация его не примет. 
 
Преобразовать свою деятельность в НКО общественникам нужно было по нескольким причинам. 
 
– Во-первых, обычный человек в принципе не имеет права подбирать дикое животное, поскольку по закону оно является собственностью государства. По сути, без статуса мы точно такие же браконьеры, которых можно привлечь к ответственности за то, что мы понабрали государственной собственности и что-то пытаемся с ней делать. Во-вторых, нам нужно было на законных основаниях получать финансирование. Тот же Фонд президентских грантов работает только с юридическими лицами. А траты у нас не маленькие. Не знаю, как мы выжили в самый первый год. Наши друзья нас так хорошо разрекламировали, что животных нам несли без остановки. Траты в месяц выходили в районе 80 тысяч рублей. Ну и третье – нам нужен был статус. Одно дело, когда условной девочке Маше отдают животное, другое дело – в организацию, которая отчитывается перед государством, – поясняет Елена.
 
 
Сейчас центр занимается работой по нескольким направлениям, в их числе – реабилитация диких животных, работа с населением и научные исследования.
 
– Мы принимаем летучих мышей, птиц, мелких млекопитающих. С крупными видами чуть сложнее, но по предварительной договоренности тоже можем забрать. В случае с теми же косулями нужно сначала понять, где это «припарковать».
 
С копытными много проблем не только потому, что нужен вольер для размещения, но еще и потому, что они к нам часто попадают после того, как из сбивает машина. Такие инциденты квалифицируются как ДТП. Водителю за сбитое животное грозит штраф. Так что многие просто уезжают, пока никто ничего не заметил. Вообще, в первую очередь хорошо бы понять: а нужно ли спасать животное, попавшее под колеса машины, или лучше избавить его от мучений и провести эвтаназию. Например, косули. Специфика животного такова, что оно не выносит рядом с собой человека, и проблемой может оказаться уже не травма, а бегающие вокруг люди, которые пытаются с ним что-то сделать. 
 
 
Если говорить о том, кого к нам приносят чаще всего…Стрижей приносят. Понятно, что в данном случае мы скорее спасаем не вид – стрижей у нас много, а помогаем человеку, который нашел раненую птицу. Человек и мимо не может пройти и, что делать, не знает. 
 
В прошлом году у нас было прям «черепашье проклятье»: только одну пристроим, в центр приносят другую. Многие очень удивляются, когда узнают, что это не какая-то тропическая, а вполне себе обычная для наших широт черепаха. Они у нас в области в озерах обитают. Туда и выпускаем. Вообще, почти каждый день звонят с вопросом: «Куда пристроить красноухую черепаху?». С этим в России огромная проблема.
 
Если говорить именно об экзотических животных, пару раз нам приносили белочек Дегу. На самом деле, нет проблемы, чтобы организовать передержку и пристроить звереныша. Самый простой вариант – опубликовать объявление на «Авито», почти наверняка заберут. Но вообще у нас в центре экзотов не принимают.
 
Пожалуй, одно из самых необычных обращений было в прошлом году. Нам прислали видеозапись, на которую попала обезьянка. И вот тут мы всерьез призадумались, как ее ловить и что с ней делать. Животное серьезное: сильное, кусается. Службу спасения что ли привлекать? Но в итоге обезьяна скрылась. Мы про нее больше не слышали.
 
Огромная проблема связана с организацией условий для бурых медведей. К нам часто обращаются из других регионов, жалуются на плохие условия содержания животных – на маленькие и грязные вольеры, что кормят какими-то отходами. Но беда в том, что в России нет ни одного приюта для взрослых медведей. 
 
 
Не навреди
 
Еще одно направление работы Центра защиты животных – просветительская деятельность. Множество обращений в центр связано именно с незнанием: кто-то увидел птенца и решил, что ему нужна помощь, хотя на самом деле – нет, кто-то испугался ежика, копошащегося в городской клумбе, хотя к тем же белкам все привыкли, их в лес срочно никто не тащит.
 
Чтобы такое происходило как можно реже, сотрудники и добровольцы работают с людьми. Устраивают различные акции, в том числе «День птиц», «Ночь летучих мышей», и вообще стараются присутствовать на всех экологических мероприятиях. 
 
– Еще мы работаем со школами и детскими лагерями, вузами и даже экстренными службами. Не так давно я ездила читать лекцию в Службу спасения в Москву. Вообще, в «112» же поступает множество звонков, так или иначе связанных с животными, а поскольку тема достаточно специфичная, там не всегда знают, что делать. Поэтому связываются с профильными структурами, чтобы проработать различные ситуации. Наши спасатели почему-то в этом плане не так активны, как столичные, хотелось бы практику продвигать.
 
Инструкции и памятки, что делать в том или ином случае, кстати, можно найти, в официальном сообществе или на сайте «Нашей природы».
 
О волонтерстве
 
– Мы всегда рады активности со стороны неравнодушных горожан. Самое простое, если времени на что-то другое нет, – это финансовая помощь. Сейчас у нас, например, идет сбор на кислородный концентратор – это для птиц и зверей, которые пострадали в результате удара. Кислородная терапия помогает восстановить очень тяжелых пациентов. 
 
Систематически идут сборы на покупку еды. Для диких животных очень важно соблюдение рациона, такого, каким он должен быть в природе. Нельзя сову или каких-то мелких хищных птиц кормить курятиной. Им нужны грызуны. Насекомоядным нужны насекомые. Это не опарыш, не мотыль, это сверчки, тараканы и так далее.
 
Помимо оказания финансовой помощи, волонтёры могут приходить и помогать физически. В стационаре у нас очень много дел. Всегда нужно кого-то мыть, кормить, за кем-то убирать. 
 
На мероприятиях тоже всегда нужна помощь. Там нужны те, кто умеют работать с детьми, занимаются фотографией, видео. 

У нас многие спрашивают, почему мы не выкладываем в Сеть, например, процесс кормления или что-то еще, что собирало бы много просмотров и, как следствие, нам бы активно донатили. На это банально не хватает времени и сил. У нас не так много сотрудников. На постоянной основе, кроме меня, в центре работают 3-4 человека. И когда к нам с таким вопросом приходят волонтеры, у каждого из них дергается глаз.
 
Еще одно перспективное направление, к которому мы привлекаем волонтеров, – интеллектуальный труд. Создание презентаций, написание статей. Юристы, бухгалтеры, дизайнеры всегда очень нужны. Сейчас вот сайт переделываем, чтобы он был максимально полезен. На самом деле, у нас есть целый перечень направлений, по которым нам можно помочь. Если человек не знает, чем может быть полезен, просто скидываем этот список.
 
Всегда нужны волонтеры на машинах. Животных часто приходится возить в клинику, а еще – перевозить корма, доставлять ветеринарные препараты и т.д.
 
Мы, кстати, обучаем волонтеров. У нас есть проект «Зооволонтер», в рамках которого мы помогаем с освоением нужных нам специальностей. Можем отправить на стажировку к партнерам для освоения навыков SMM, например. А еще, если нужно, можем сделать отметку в волонтерской книжке.
 
Еще в центр можно попасть на экскурсию. Анонсы периодически появляются в группе во «ВКонтакте». Специалисты центра не только знакомят посетителей с местными обитателями, но и рассказывают об особенностях того или иного вида животного.
 
Помимо этого, у «Нашей природы» есть онлайн-лекции, в рамках которых также можно узнать об особенностях взаимодействия с различными группами диких животных (ёжиками, белками, летучими мышами, лосями, птицами, лисами и т.д.). Коллекция со временем пополняется.
 
 
О тратах, нуждах и планах
 
Пока центр ютится в совсем небольшом пространстве. Тут всего три комнаты: помывочная (она же склад), крохотный офис и комната с животными (работает как приемный пункт/стационар, еще часть обитателей центра живет в другом месте).
 
Сегодня в небольшой комнатке в центре – больше десятка обитателей. Пожалуй, самый экзотичный из них – Енотовидная собака. С самого рождения она фактически слепая. Так что в дикую природу ее уже не выпустят. Сейчас вопрос передачи животного обсуждают с парком «Дельфин». Там готовы обеспечить должный уход.
 
Еще в комнате обитают осоеды. Сразу несколько. Птицы включены в Красную книгу Воронежской области. 
 
– Самый экзотический товарищ – белый осоед. Нормальная окраска у них либо серая, либо коричневая. Он не альбинос. Просто такая мутация. Таких птиц в России нет точно, в мире – тоже не встречались. Он у нас чуть ли не единственный в своем роде.
 
По соседству, прямо в здании напротив, – ветеринарная клиника. К коллегам-медикам активисты обращаются постоянно. Своих ветеринаров в штате пока нет.
 
– Ветеринарное обслуживание и корма – это, пожалуй, основные расходы, от которых никуда не уйти, – говорит Елена. – Например, нам очень часто приносят птиц. А пернатым первым делом нужно сделать рентген. Если у млекопитающих травмы, как правило, заметны, то птицы таят в себе множество загадок. Они так устроены, что даже если все очень плохо, то птица показывает, что она цела, что она молодец. В природе если особь показывает, что ей плохо, ее тут же съедает птица покрупнее или даже себе подобные. У них это так устроено. Взять хотя бы филинов. Если один филинёнок «загрустил», он тут же становится едой для братиков и сестричек. Если делать рентген в сторонней клинике, то одна проекция обходится в 600 рублей. То есть за одну птицу нужно заплатить 1200. И это только чтобы посмотреть, оценить состояние. Поэтому нам бы не помешал не только свой ветеринар (в городе, честно говоря, не очень хорошо обстоят дела с помощью пернатым), но и минимальный набор оборудования.
 
 
Чтобы снизить расходы в плане питания, в планах общественников – создание мини-фермы кормовых животных (насекомых, грызунов, перепелок). Сейчас корм заказывают из столицы. Там находятся основные фермы.
 
– Грызуны в основном идут заморозкой, насекомые – по-разному, в зависимости от сезона. Закупки делаем оптовые, так что практически всегда в центре есть запас. Случаются, конечно, перебои. В начале этого года, например, не было мышей. Летом могут целые фермы вымирать из-за инфекций. А тебе при этом нужно 50 кг сверчков…Тогда объявляем сбор и закупаем что-то у местных заводчиков. На постоянной основе с ними сотрудничать не можем. Во-первых, они не производят товар в таких количествах, во-вторых, особенность НКО в том, что закупки делаются по безналу, обязательно все это фиксируется в документах.
 
О чем по-настоящему мечтают общественники, так это о собственном участке земли, где можно было бы разместить не только складские помещения, морозилки (в нынешних условиях это большая проблема), но и организовать просторные вольеры для животных, в которых пушистые, когтистые и пернатые постояльцы центра могли бы восстанавливаться.
 
Остальные материалы можно найти тут:
 
 
Фото предоставлены Центром охраны животных «Наша природа».