Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Психология социальных сетей: зачем люди выкладывают Instagram Stories
Разбираемся в том, что и зачем мы рассказываем о себе в соцсетях.
6804
Поделиться с друзьями
Социальные сети навсегда измени способ коммуникации с обществом. Благодаря публикациям в Instagram каждый из нас может узнать, чем занимается, с кем общается и даже что ел на завтрак абсолютно незнакомый человек в другом конце мира.
 
Появление раздела Stories в Instagram совершенно изменило привычный подход к способу потребления информации через эту социальную сеть и дало толчок для того, чтобы активнее выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение.
 
 
Но какие психологические факторы мотивируют нас выставить очередное селфи в Stories? На самом деле, за этим действием стоит не только желание покрасоваться перед своими подписчиками, всё несколько сложнее... 
 
Прокомментировать рассматриваемые ситуации* и разобраться в психологии поведения людей помогла конфликтолог и медиапсихолог,  профессор Воронежского государственного университета и ведущая авторской youtube-программы «Конфликтология» Алла Шестерина.
 
 
 
 
Желание быть замеченным
 
 
По данным проекта «Country meters», который представляет собой счётчик населения Земли в реальном времени, на июль 2021 года численность людей в мире составляет 7,9 млрд. Не мудрено, что в такой обстановке у каждого из нас есть потребность в собственном «Я» и желание обрести определённое место в социуме.
 
Раздел Stories в Instagram как раз ориентирован на устранение такой потребности. Никто не запрещает высказывать своё мнение по актуальной проблеме на вашей личной странице в этой социальной сети. Поэтому посредством использования коротких видеосообщений или текста в Stories человек создаёт видимость, что он также принадлежит к социуму и его голос тоже что-то значит.
 
 
Вопрос эксперту
 
 
Как Вы считаете, можно ли связать публикацию Stories с желанием выделить собственное «Я» на фоне остальной массы людей?
 
– Нельзя сказать, что человеком в данном случае управляет только одна потребность. Как правило, это комплекс потребностей. Желание выделиться может входить в их число. Но также это довольно часто бывает связано с желанием поддерживать коммуникацию. Довольно часто человеком в данном случае управляют негативные установки – не «для чего-то», а «чтобы не случилось что-то». Например, человеком может управлять страх потери подписчиков. Несмотря на то, что количественные показатели у многих пользователей не приносят конкретной практической выгоды, момент отписывания от профиля может быть очень неприятным, может восприниматься, как признак того, что ты перестал быть интересным. В этой ситуации, как и в реальности, человек активизируется и пытается вновь привлечь к себе внимание, – комментирует Алла Шестерина.
 
 
 
 
Демонстративная конкуренция
 
 
Наверняка вы часто наблюдаете, как кто-то из ваших знакомых выставляет в Stories видео с шумной вечеринки, хвастается дорогой покупкой или тем, как нежится под лучами солнца на курорте. 
 
Мотив желания выставить подобный контент заключается не просто в том, чтобы разделить свою радость, например, от покупки нового дорогого смартфона. Вся суть состоит в неосознанной потребности демонстративной конкуренции или по-другому – в стремлении показать, что ваша жизнь просто бьёт ключом.
 
Для экономической составляющей демонстративной конкуренции даже есть собственное научное явление, которое называется Эффект Веблена. Это демонстративное потребление, которое возникает при использовании благ, которые не доступны для большинства потребителей в связи с их высокой ценой. Если опираться на психологическую основу этого феномена, то всё объясняется стремлением человека продемонстрировать свою уникальность с помощью того, чтобы показать, что он может позволить себе подобный образ жизни.
 
 
 
Новый способ флирта
 
 
С изобретением интернета процесс поиска второй половинки стал намного легче. Созданы десятки приложений и сайтов, главная цель которых – поиск любовного спутника.
 
Хоть Stories в Instagram и не представляют очевидных намёков для флирта с незнакомыми людьми, но они частично выполняют функцию приложений для знакомств, и эффект, который они оказывают на эту сферу жизни, немного больше, чем мы можем себе представить. 
 
Если объяснять проще, то выставляя провокационную Stories в нижнем белье или селфи с игривым взглядом, мы, может и не сознательно, рассчитываем на ответную реакцию со стороны аудитории, которая заставит обсуждать привлекательность автора.
 
Преимущественно среди представителей молодого поколения сформировалось определенное клише: девушки и парни стремятся выглядеть в лучшем свете в своём профиле в Instagram для того, чтобы сформировать исключительно положительное впечатление у потенциального партнера. На самом деле, Stories «с намёком» публикуются с расчётом на то, что их посмотрит лишь двое или трое конкретных людей. Они в свою очередь делают то же самое. И всё это похоже на своеобразный брачный ритуал по привлечению внимания противоположного пола.
 
 
 
Вопрос эксперту
 
 
Действительно ли раздел Stories в Instagram является своеобразным инструментом для того, чтобы привлечь внимание противоположного пола через фото, текст и другие материалы с явными «намёками» для потенциальных партнеров среди их подписчиков?
 
– Такое поведение встречается. Но в этом плане Stories мало чем отличается от других форматов. Если у человека есть такая потребность, он реализует ее и в ленте. Публикациями в Stories управляют очень разные потребности. Для многих людей они направлены на формирование привлекательного образа себя (своего рода имиджевый инструмент), но не всегда это связано с противоположным полом. Это, например, может быть связано с попыткой стать популярным для референтной (эталонной – прим. автора) группы и со многими другими обстоятельствами.  
 
 
Итоги
 
 
Подводя итоги нашего исследования, выделим основные психологические потребности, которые удовлетворяют люди, выкладывая Stories в Instagram. Комментирует Алла Шестерина.
 
Во-первых, Instagram помогает компенсировать реализацию некоторых потребностей. 
 
 
 
Instagram, как и любая социальная сеть, позволяет компенсаторно реализовать те потребности, которые человек почему-либо затрудняется реализовать в реальности. Механизм сублимации обеспечивает возможность перенаправления психической энергии с одного вида деятельности на другой. И, например, вместо того, чтобы сделать более интересной свою реальную жизнь, человек пытается сделать ее более интересной в Stories.
 
 
 
Во-вторых, стоит отметить, что иногда Instagram может служить одним из способов психологической защиты, суть которого состоит в том, чтобы предаться фантазиям и убежать от реальности через посты в соцсеть. 
 
 
 
Мы большую часть времени проводим в фантастических мирах, а Instagram становится прекрасной площадкой для того, чтобы реализовать там свое воображение. Кроме того, ряд исследователей отмечают и работу такого механизма, как регрессия. Взрослый человек в сетях может вести себя как подросток и выкладывать посты, фиксирующие такие действия, которые он никогда не повторит в реальности на глазах у всех.
 
 
 
 
В-третьих, Instagram является отличным источником для того, чтобы восполнить сосуды некоторых потребностей. 
 
 
 
Не менее важный механизм – трансфер. Например, если нам не хватает коммуникации – мы восполняем это в Instagram. Если не хватает эмоций – то же самое.
 
 
 
*При подготовке материала использовались данные исследований из открытых источников (Rb.ru, Gorabbit-ru, Supa.ru, Snob.ru).
 
Фото – Pixabay.
 
Читайте также: В погоне за просмотрами: возможно ли стать звездой «ТикТока» в 2021 году
 
Автор: Алина Завалишина