Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Темный рыцарь: Завершение легенды
3892
Поделиться с друзьями

В прокат вышел «Темный рыцарь: возрождение легенды». Режиссер Кристофер Нолан и исполнитель главной роли Кристиан Бэйл заявили, что картина -- последний фильм про Бэтмена с их участием. Что ж, завершение трилогии получилось достойным.

В последнем фильме создатели достигли апогея своей концепции понимания комиксов. Она заключается в максимальном реализме происходящего, в акценте на сюжет и психологию, а не большее количество спецэффектов. Именно для Бэтмена такая концепция была особенно необходима -- два фильма Джона Шумахера (в 1995-м и 1997 годах) про похождения человека в костюме летучей мыши были настолько ужасны, что от тех трешевых пятен, казалось, никогда не отмыться.

Отмылись. Причем с большим успехом. Первый фильм «Бэтмен: Начало» заложил основы. Спецэффекты здесь не играли важной роли, город Готэм был предельно реалистичен (и чего уж там, похож на Манхэттен), а Бэтмен больше боролся не со злодеями, а с самим собой: внутренние демоны оказывались пострашнее зла внешнего. Второй фильм «Темный рыцарь» собрал в прокате более миллиарда долларов (причем безо всякого 3D) и даже выходил в повторный прокат (что в наше время удивительно). Успех вполне объясним. Во-первых, последняя роль Хита Леджера (за Джокера он посмертно получил «Оскара»). Во-вторых, драмы и реализма стало больше. Вот только удержать концепцию у Нолана полностью не получилось -- уж слишком много вопросов из разряда «Почему так?» у меня накопилось к фильму. Если бы «Темный рыцарь» был стандартным кинокомиксом (как, например, «Железный человек» или «Мстители»), на вопросы я бы закрыл глаза, списав их на особенности жанра. Но если уж взялся сделать из развлекательного фильма драматический, будь добр сделать так, чтобы комар носа подточить не смог.

Наконец, третий фильм возвел удачи смешения киножанров в абсолют. Без огрехов, правда, все же не обошлось. Но он все равно один из лучших (если не лучший) кинокомиксов на сегодня.

Итак, после «Темного рыцаря» прошло восемь лет. Бэтмен взял на себя все грехи прокурора Харви Дента, чтобы сделать из него героя борьбы с преступностью. В Готэме наступил мир, и полиция потихоньку начинает заплывать жиром -- ловить особо некого. Бэтмен исчезает, оставив первую личину -- миллиардера Брюса Уэйна, который закрылся от мира в своем поместье и не лечит застарелые раны. Раны психологические -- он живет только в ожидании того, что Готэму снова потребуется Бэтмен -- и физические: приходится опираться на трость, да и рубцов на теле немало. Тем временем в городе появляется наемник Бэйн (Том Харди) с целью взорвать город атомной бомбой. Справиться с ним может, естественно, только Бэтмен.

По законам кино с первого раза у Бэтмена не получается. Не получается особенно жестоко -- Бэйн ломает ему позвоночник и оставляет в какой-то адской тюрьме, чтобы оттуда искалеченный герой следил за тем, как Готэм потихоньку погружается в хаос. Тем самым на первый план опять выходит не столько боль физическая, сколько психологическая. И когда герой выбирается из тюрьмы, его возрождение снова можно трактовать двояко.

Но к тому моменту кажется, что Бэтмен даже со своими союзниками (я и не думал, что можно будет так удачно вплести в повествование Женщину-кошку, которая то и дело пытается пробудить в Бэтмене эгоизм) никак не справится. Атомная бомба способна взорваться в любой момент. Власти (а точнее люди, ее олицетворяющие, даже простые копы) ведут себя не лучшим образом. Бэйн устроил в городе охлократию, выпустив на свободу всех преступников, которых когда-то посадил Харви Дент. Тем самым Бэйн показывает, что узаконенная власть на лжи ничуть не лучше власти толпы. В общем, происходящее точнее всего охарактеризовать нецензурным словом.

Претензии к фильму остались от предыдущих частей -- Нолан не докрутил их до полного реализма. Та же тюрьма в построенной создателями картине мира выделяется нарочитой мифологичностью и символичностью. Не добавляет плюсов нечаянный комизм в ситуациях, когда чуть ли не каждый второй говорит: «Привет, Брюс Уэйн, я знаю, что ты Бэтмен». С мелкими деталями тоже не все в порядке -- сначала Бэтмену вправляют рукой торчащий из спины позвоночник, после чего герой, повисев на веревке, исцеляется.

Во всем остальном, однако, фильм не подкачал. Два часа 40 минут проходят едва ли не на одном дыхании. И даже пришедшие дети лет пяти-восьми из зала ни разу не выходили, хотя фильм явно не рассчитан на их аудиторию. Сюжет подкидывает сюрпризы, драмы предостаточно. Причем каких-то запредельных спецэффектов здесь нет (и Нолан принципиально не снимал 3D). Особенно хочется отметить музыку одного из лучших композиторов Голливуда Ханса Циммера (он, в частности, написал саундтрек к «Пиратам Карибского моря»). Вряд ли его творчество будет жить отдельно от фильма, но вкупе с картинкой на экране музыка дает такую бурю эмоций, что можно и слезу пустить.

Плюс ко всему хочешь -- не хочешь, а в мир Бэтмена веришь. Потому что он не черно-белый, а черно-серый. Здесь нет абсолютного добра, как нет и абсолютного зла. Даже у самых положительных персонажей есть свои грехи. В отрицательных персонажах тоже можно увидеть белые нотки и понять, почему они поступают именно так. Да и аляповатый герой в плаще и маске с ушами (ну аляповатый же, что ни говори) смотрится уместно и органично. А когда поневоле начинаешь думать «а что было бы, если такое происходило с тобой», становится не по себе -- понимаешь, что личных качеств может не хватить, чтобы войти в когорту спасателей. А быть обычным человеком в мире (что нашем, что Бэтмена), наверное, еще страшнее. Наконец, реализма добавила стрельба в американском городе Аврора, где на премьере «Возрождения» Джеймс Холмс убил 12 человек и ранил 58.

Третьим фильмом Нолан поставил жирную точку в трилогии. Правда, если бы финал был чуть трагичнее, я бы аплодировал картине дольше (к слову, в зале был не я один такой). Конечно, режиссер оставил Голливуду лазейку для новых похождений Бэтмена. Но что-то мне подсказывает, что Нолан и Бейл сдержат слово и к летучей мыши не вернутся. А пока я не вижу никого, кто мог не то что переплюнуть, но выступить на одном уровне с новой историей о Бэтмене.


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".



 

Автор: Александр Прытков