Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Оборотные штрафы против западных IT-компаний — важный шаг в верном направлении
Авторская колонка Владимира Сапунова.
2567
Поделиться с друзьями
В конце прошлой недели мировой суд Таганского района Москвы признал виновными компании Google LLC (входящую в зонтичную структуру Alphabet) и Facebook Inc (с этого года Meta Platforms) в повторном нарушении порядка ограничения доступа к противоправному контенту на территории Российской Федерации. Отечественный суд впервые назначил «оборотные штрафы», составляющие определённую долю от выручки компаний за год в России. Google LLC была оштрафована на 7,22 млрд рублей, а Facebook Inc на 1,99 млрд рублей. В отношении компаний 4 и 27 октября соответственно Роскомнадзор составил административные протоколы по ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ за неудаление материалов, признанных судом и уполномоченными органами государственной власти запрещенными к распространению на территории РФ.
 
Иными словами противостояние  российской власти и глобальных медиагигантов перешло на новый уровень. Российским регуляторам надоело ограничиваться предупреждениями и фиксированными штрафами, в дело пошли денежные взыскания, рассчитываемые от оборота компаний. Законодательство РФ предусматривает, что западные IT-компании обязаны удалять противоправные материалы, и позволяет взимать штрафы в размере от 1/10 до 1/20 их прибыли, если медиамонстры не подчиняются требованиям надзорных и судебных органов. При этом сумма штрафа в этом случае не может быть меньше 4 миллионов рублей, и в законодательстве точно не устанавливается — от какого именно оборота компаний должно взиматься денежное наказание — российского или общемирового. 
 
Представители Роскомнадзора неоднократно заявляли, что требования к западным медиакомпаниям не являются политическими, а носят профилактический характер в отношении особенно чувствительных преступлений и правонарушений: принадлежащий Google видеохостинг YouTube, а также Facebook и находящийся в его владении Instagram, не удаляли материалы экстремистских и террористических организаций — разжигающие  религиозную рознь, оскорбляющие чувства верующих или направленные на раскол государства, пропагандирующие употребление наркотических средств, демонстрирующие места реализации самодельного оружия, опасное отношение к жизни и здоровью несовершеннолетних («зацепинг», «руфинг»,  умышленная асфиксия) и тому подобное. 
 
В отношении Google в этом году российский суд рассмотрел 16 административных протоколов за неудаление противоправной информации в установленный срок. По состоянию на октябрь сервис не удалил порядка 2,6 тыс. материалов и был в том месяце привлечен к административной ответственности в размере 37,5 миллиона рублей. В отношении Meta Platforms с начала года суд рассмотрел 19 административных протоколов, сумма штрафов составила 70 миллионов руб. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев после встречи с представителями Google в октябре заявил, что компания выплатила 32,5 миллиона рублей, то есть на 5 миллионов меньше, чем полагалось. А главное, компании так и не удалили все противоправные материалы, которые потребовали изъять из Сети российские судебные органы. Роскомнадзор полагает, что Google до сих пор не закрыл 20% запрещённого российским законодательством контента. 
 
 
 
Колоритная история нарушения IT-гигантами законодательства ЕС — преступления и наказания 
 
 
Если российские надзорные органы только вступают по-настоящему в судебную борьбу с американскими медиагигантами, то в Европейском союзе за последние 15 лет выработались шаблоны борьбы с их противоправными действиями и привычные правоприменительные практики. В условиях цифровизации европейского медиасектора возникли новые правовые коллизии между ЕС и глобальными медиакомпаниями – те, что диалектически вытекают из развития технологий и соответствующих сущностных изменений в каналах массовой коммуникации. 
 
Старые правовые проблемы в меняющихся условиях трансформировались и приобрели новые смыслы, европейские силовые структуры это хорошо поняли и реализовали своё понимание на практике. К главным проблемам в сфере медиазаконодательства ЕС, исходя из практики взаимодействия глобальных медиакомпаний с регуляторами Евросоюза, стоит отнести следующие: 
 
Авторские и смежные права. Новые проблемы были зафиксированы в сентябре 2018 года Директивой ЕС об авторских правах на едином цифровом рынке. Это касалось прежде всего «сниппетов» — анонсов материалов СМИ на онлайн-платформах — и ссылок на посторонние сайты, на которых размещены исходные материалы прессы. И за то, и за другое IT-компании заставили платить. Например, в январе 2021 года компания Google France подписала базовое соглашение с Альянсом прессы общей информации, объединяющим 287 французских изданий, о процедуре выплат за публикацию в своей поисковой системе их материалов — прежде всего вводных материалов к текстам, фото и видео.
 
«Право на забвение» и проблема безопасности персональных данных. В 2014 году «право на забвение» стало частью законодательства Евросоюза — Европейский суд принял сторону испанского гражданина Костеха, требовавшего удалить информацию о себе из глобальной поисковой сети Google. В январе 2019 года Европейский суд обязал медиакомпании изымать из своих сетей ранее размещённые материалы граждан по их требованию, хотя постановил при этом, что «право на забвение» в интернет-поисковиках не должно выходить за границы ЕС. В том же месяце Национальная комиссия Франции по информационным технологиям и гражданским свободам (CNIL) оштрафовала Google на рекордную сумму в 50 миллионов евро за нарушение европейских правил о защите персональных данных (GDPR), которое было принято в Евросоюзе в мае 2018 года. 
 
А 12 июля 2019 года Федеральная торговая комиссия США наложила на Facebook штраф в 5 миллиардов долларов из-за утечки данных пользователей по итогам расследования деятельности компании Cambridge Analytica, которая  незаконно получила доступ к личным данным 87 млн пользователей и использовала их в политической рекламе перед президентскими выборами 2016 года. 
 
Налоговая сфера. В Италии и Великобритании правоохранителям удалось взыскать с Facebook, Alphabet (владелец Google) и Apple укрытые от законодательства налоговые суммы. Итальянское правосудие получило за это 100 миллионов евро от Facebook Italy S.R.L и 300 миллионов от Apple, а Alphabet вернула в бюджет Великобритании украденные 130 миллионов фунтов. 
 
29 августа 2016 года Еврокомиссия постановила взыскать с американской корпорации Apple €13 млрд (около $14 млрд) украденных налогов в пользу Ирландии. Как установили исполнительные структуры ЕС, компания c 2004 года незаконно пользовалась налоговой льготой, уходя при этом от выплаты налогов в США. В 2018 году Apple выплатила штраф, который и по сей день является рекордным для IT-компаний в странах Европейского союза.
 
А в марте 2019 года Франция объявила о том, что вводит налог в 3% на компании, оборот которых превышает 750 миллионов евро по всему миру и 25 миллионов евро во Франции. Эта мера коснется прежде всего четвёрки GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple) и должна обеспечить поступления в бюджет Франции 500 миллионов евро в год. Примеру Франции в 2020 году уже последовали Великобритания, Испания и Испания, но общеевропейского единства в этом вопросе достичь пока не удалось. 
 
Антимонопольное регулирование. 18 июля 2018 года Еврокомиссия оштрафовала Google на 4,3 миллиарда евро по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства — поскольку компания замкнула операционную систему Android в закрытой и полностью подконтрольной ему экосистеме. Иными словами, пользователи Android при первом же входе получают уведомление о том, что им надо привязать свой аккаунт к почте GMail, мотивируя это тем, что это даст возможность пользоваться более широким набором услуг. Если пользователь регистрируется, Google просит согласиться на некоторые настройки, не объясняя их значение. Например, когда Google просит согласия на показ персонализированной рекламы, компания не предупреждает, что речь идёт о рекламе во всех её сервисах, хотя положения европейского законодательства требуют конкретного согласия пользователей в каждом случае.
 
По итогам разбирательства устройства на базе Android перестали продавать в ЕС с предустановленным программным обеспечением Google. Ранее, в июне 2017 года, Европейская комиссия оштрафовала Google на сумму в 2,42 миллиарда евро за злоупотребление доминирующим положением на рынке поисковых систем в интернете.
 
 
 
Движение в правильном направлении 
 
 
Как видим, в странах Европейского союза и в рамках этой организации в целом налажена эффективная система борьбы со склонностью крупнейших IT-компаний к монополизации и мошенничеству. Главное отличие российских проблем от евросоюзовских в том, что в нашей стране медиагиганты выполняют очевидный политический и идеологический заказ и отказываются удалять сведения, представляющие серьёзную угрозу личности, обществу и государству. Если в ЕС IT-гиганты больше заботятся о том, чтобы уклониться от налогов или создать незаконно хорошие условия для своего бизнеса, то в России мы имеем дело с общей стратегией ментальной войны против России, которая с 1990-х приобрела особенно опасные формы и по-прежнему направлена на «ашиклекизацию» нашей молодёжи (ашиклекизация – это, в соответствии с книгой Кира Булычева «Ловушка», процесс превращения детей в невежественных и злобных карликов – прим. автора), а иногда и на обыкновенный геноцид с помощью пропаганды наркотиков или суицида в разных формах. 
 
Поэтому увеличение штрафов на медиакомпании за противоправную деятельность и привязывание денежных наказаний к обороту — важный шаг в очищении российского медиапространства от вредной и опасной информации. Наряду с «Законом о суверенном Интернете», вступившем в силу 1 ноября 2019 года и серьёзно уменьшившем возможность американской корпорации ICANN, распределяющей доменные имена и IP-адреса, затруднить России доступ к глобальной Сети, нынешние меры призваны значительно подрезать крылья западным IT-гигантам в попытках контролировать российскую медиасферу. 
 
Однако, как показывает китайский опыт, когда речь идёт об идеологической войне, символический капитал может оказаться важнее материального. Напомним, что восточный сосед годами пытался урезонить Google, требуя удалить из китайского сегмента интернета деструктивную информацию. Компания при этом регулярно платила штрафы, но по сути требования китайских властей не выполняла. Настал момент, когда Пекин посчитал, что моральный вред от деятельности американской компании превышает материальный ущерб, и просто запретил её деятельность на своей территории. Ранее то же было сделано с Twitter и Facebook, сейчас в медиасфере КНР не работает ни одна крупнейшая американская IT-компания. 
 
Поэтому риск потерять прибыль может медиагигантов не остановить — хотя российский интернет с точки зрения идеологических стратегий гораздо более важен, чем китайский, и риск потерять его неизбежно будет вынуждать американцев действовать осмотрительнее. Про выручку, впрочем, они тоже явно не забудут. И пример социальной сети LinkedIn, принадлежащей Microsoft и заблокированной по требованию Роскомнадзора в августе 2016 года, или «Твиттера», «замедленного» в марте этого года — показывает, что российские власти могут быть вполне решительными. В августе 2021 года суд в очередной раз оштрафовал Facebook, Twitter и WhatsApp на 36 миллионов рублей уже по другому поводу — за отказ перенести базы данных российских пользователей на серверы территории РФ.  Мы, конечно, надеемся на благоразумие западных IT-компаний. Однако, увы, «войны запретов», которая не пойдёт на пользу ни одной из сторон, исключать нельзя. 
 
Фото – Pixabay.