Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Люби Воронеж: как создают комфортную городскую среду у нас и в других городах
Об этом эксперты поговорили в рамках форума «Зодчество ВРН».
1200
Поделиться с друзьями
В воронежском Театре оперы и балета сегодня, 27 мая, проходит ежегодный, уже пятнадцатый по счету, архитектурный форум «Зодчество ВРН». Его центральная тема была обозначена организаторами как «Человеческий масштаб».
 
 
Открылся форум сессией с участием воронежского градоначальника Вадима Кстенина и его коллег – липецкого мэра Евгении Уваркиной и главы Сысертского городского округа Свердловской области Дмитрия Нисковских. Спикеры поговорили о создании современной комфортной городской среды, знаковых проектах, которые по-настоящему способны изменить облик города, о том, почему важно бороться с потребительским отношением местных жителей к благоустройству и какова во всем этом роль главы города. Модератором встречи выступил куратор Международного форума «Зодчество» Алексей Комов.
 
 
Как Воронеж стал «флагманом архитектурной конкурсной политики»
 
Глава столицы Черноземья Вадим Кстенин в начале своего выступления отметил многогранность роли мэра в развитии города, отметив две важных функции градоначальника: стратегия и тактика.
 
– Стратегия – это в первую очередь расстановка приоритетов и целеполагание. Каждый мэр вынужден очень серьезным образом подходить к расстановке приоритетов: повысить зарплаты или реконструировать парк, и если реконструировать парк, то какой? Важно наладить обратную связь с населением, чтобы правильно определять эти приоритеты, исходя из запросов самих горожан, – поясняет мэр.
 
Тактика – это подход к решению задачи. Реализация благоустройства общественных пространств предлагает разные пути: от самого простого – расходования бюджетных средств – до привлечения социально ответственного бизнеса и заключения концессионных соглашений.
 
– Мы должны уметь работать со всеми, брать на себя ответственность и определенные обязательства, грамотно выстраивать взаимоотношения, давать возможность бизнесу и вкладывать инвестиции, и окупать их, – добавляет спикер.
 
Какой бы путь не был выбран, нужно помнить, что в итоге все это делается для людей. Например поэтому в воронежском парке «Дельфин», который реконструируют за счет концессионера, сначала появилась инфраструктура: дорожки, лавочки, деревянная набережная с пирсом, а уже потом – киоски с фаст-фудом и платные активности, за счет которых концессионер сможет постепенно возвращать себе затраченные на ремонт городского пространства средства.
 
 
Самый сложный путь – государственно-частное партнерство. В Воронеже с помощью такого подхода будут реконструировать Петровскую набережную. Проектом предполагается три очереди. Финансирование первых двух возьмут на себе власти, а третью – намывные территории – будут модернизировать с помощью бизнеса, который туда зайдет.
 
Модератор встречи Алексей Комов отметил, что Воронеж за последние годы стал «флагманом архитектурной конкурсной политики». Мэр добавив, что система показала свою эффективность и отказываться от нее власти не планируют.
 
Каждый новый объект – это, разумеется, дополнительная нагрузка на бюджет. Однако бояться этого не нужно, уверен Кстенин.
 
– Скажу очень простую фразу: не бойтесь много тратить, бойтесь мало зарабатывать. Мы строим много социальных объектов. И с точки зрения эксплуатации, выплаты зарплат – все это ложится на бюджет. Но не нужно бояться тратить. Нужно больше зарабатывать, и давать зарабатывать бизнесу. 
 
Инициатива, действие, соучастие
 
Каким бы благоустроенным город не был, как бы активно не развивался, недовольные будут всегда. В градостроительстве для этого даже есть специальный термин – «городской инфантилизм». 
 
Мэр Липецка Евгения Уваркина уверена, что с потребительским отношением к городскому благоустройству нужно бороться, активно работать с населением, чтобы те не оставались безучастными и равнодушными, объяснять, привлекать и вовлекать людей. 
 
– Есть два основных аспекта, на мой взгляд, которые важны для мэра: нужно любить свой город и уметь влюблять в него горожан. Важно уметь воспринимать критику, формировать у людей чувство сопричастности. Такое отношение даёт правильный результат – появляются активисты, которые реализуют важные и нужные проекты. У нас в Липецке есть объединения спортсменов, экологов, граффитистов и социально ответственный бизнес, берущий на себя решение многих проблем. Наша задача – помогать им, ведь только совместными усилиями – власти, жителей и бизнеса – мы сможем изменить энергетику города.
 
 
В Липецке последние несколько лет активно ведется строительство новых школ и детских садов, ремонтируются и прокладываются дороги, реконструируются парки и общественные пространства. 
 
В прошлом году вопреки пандемии провели масштабный Fox Rock Fest – один из немногих рок-фестивалей, который все же состоялся тем летом. На организацию бесплатного тестирования на ковид для зрителей потратили дополнительно порядка 15 млн рублей и, по словам Уваркиной, «получили от Роспотребнадзора», зато, где находится Липецк, теперь знают многие меломаны.
 
Креативность – новое железо
 
Следующий спикер Дмитрия Нисковских – мэр Сысертского городского округа – приехал из типичного уральского городка, где в свое время было градообразующее предприятие, железодельный завод, вокруг которого и крутилась вся жизнь. Со временем этот завод был заброшен.
 
– Сердце города, можно сказать, «остановилось». Со временем мы поняли, что это все-таки место силы, и решили его реанимировать, – рассказывает спикер. – В 2019 году у нас прошел воркшоп «Re-школа» с участием молодых профессионалов, которые исследовали территорию завода. Его результатом стала концепция приспособления исторического комплекса цехов в качестве креативного кластера.
 
В 2020 году впервые зашли на безжизненную территорию завода. Начали с создания минимальной летней инфраструктуры и начали активно тестировать пространство: какие активности тут можно проводить, что интересно туристам и кому из предпринимателей выгодно работать в локации.
 
За это время в пространстве завода успели провести несколько симфонических концертов, театральные перформансы, организовали точки общепита. Территория зажила. Пространство в 2020-2021 годах (прим. – площадка работает только в теплое время года) посетило более 70 тысяч человек, было организовано в общей сложности более 200 разноплановых мероприятий, удалось вовлечь локальный бизнес.Таким образом креатив буквально стал для маленького городка на 200 тысяч жителей новым железом, который вернул в Сысерть жизнь.
 
 
Фото – Алина Полунчукова.
Автор: Алина Полунчукова