Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Авторы 2381

Если коляска, то вездеход: как маломобильные люди живут в Воронеже

some alt text
Одно дело пройти по узким улицам города, совсем другое – проехать по ним. Анастасия Симонова при рождении получила травмы и теперь прикована к инвалидному креслу. Сама она не может передвигаться по городу, делает это только с мамой, которая и везет коляску. Но вот незадача: в автобусах нет пандусов, а если и есть, то их опускают далеко не каждый раз. Преодоление бордюров, пандусов к дому и в магазин – задачка не из легких. Как добраться до двери аптеки под углом 90 градусов? 
 
«Никогда не сдаваться! Прямо идти к своей цели!»
 
 
Третьим героем нашего социального проекта стала хрупкая девушка Анастасия Симонова. Она живет с мамой в Воронеже не так давно – всего полтора года – и на протяжении всей жизни борется с недугом. Девушка прикована к инвалидной коляске, ее руки совершенно не слушаются, единственный выход – делать все пальцами ног. Эта девочка «из стали», и каждое плохое слово о ней делает ее только сильнее. 
 
 
Мы проделали полуторачасовой маршрут ради встречи с Настей. Зайдя в дом, мы увидели ее лучезарную улыбку и поняли – все не зря. Всем кажется, что ее жизнь – сплошной ад, а она уверенно едет вперед. Нам не нужны были слова, потому что комната раскрывала весь внутренний мир Насти. Справа на шкафу стояли грамоты, дипломы и медали за победы в соревнованиях, творческих конкурсах. Слева – уголок с фотографиями счастливой девушки. Прямо перед нами на огромном диване сидела Настя, которая, как мы уже сказали, покорила нас своей улыбкой. На стене сзади – коллаж из рисунков и жизнеутверждающих надписей, на одной из них было написано огромными буквами: «Никогда не сдаваться! Прямо идти к своей цели!» Именно под этим лозунгом Настя и живет.
 
Будем честны, когда мы только зашли в комнату и поняли, что Настя не разговаривает членораздельно, были шокированы. Ведь наша переписка ничем не отличалась от диалогов с друзьями или однокурсниками. Практически весь разговор шел с мамой девушки Викторией, но к концу беседы мы уже и сами могли кое-что понимать.
 
В квартире все максимально сделано для удобства девушки. Комната находится на параллельном освещении: выключатели и у двери, и у дивана, который всегда разложен. Ноутбук не убирается, а просто откладывается на время сна в сторону. Телевизор и свет управляются пультами. В ванной комнате установлены и ванна, и душ. 
 
По словам Виктории Симоновой состояние ее дочери связано с родовой травмой. Женщина долго не могла родить. В итоге дочь захлебнулась в околоплодных водах и чересчур долго находилась в состоянии кислородного голодания. В это время начали отмирать клетки мозга. Врачи предупредили родителей, что в будущем будет тяжело. Но развитие, несмотря на прогнозы, шло хорошо. Однако потом девочке поставили в поликлинике прививку, после которой ей стало хуже. Но доказать, что это и стало причиной усугубления состояния, так и не удалось. Через месяц с инвалидностью было решено окончательно.
 
– Я не знаю, правда. Может, это и прививка повлияла. А, может, так просто сложились обстоятельства. У Насти задето ядро, отвечающее за двигательный аппарат. А интеллект абсолютно цел, – рассказывает мама.
 
 
 
«Так вы ногами попробуйте»
 
 
Не так давно Настя с мамой приезжали на фестиваль «Парус надежды». Там им предложили поиграть в бочче. Маму тогда это очень удивило, как же дочь будет играть, если руки ей не подчинены. «Так вы ногами попробуйте», – предложил один из организаторов фестиваля. Потом их уже заметил тренер и позвал на тренировку.
 
– Растерялась даже сначала. Мы из Лисок, как мы будем часто тренироваться? Ну, и вопрос как-то сам собой решился. Играть хотелось больше, чем жить в том городе, – вспоминает Виктория. 
 
Если раньше в Воронеж семья приезжала где-то за неделю до соревнований, то полтора года назад было решено переехать в столицу Черноземья насовсем. Да и к тому же в Лисках не было никаких возможностей для коляски. Кстати, свои первые соревнования по бочче в Брянске Настя выиграла. 
 
 
Сейчас же девушке становится труднее и труднее заниматься бочче. С каждым годом ее тело все меньше и меньше слушается. Насте тяжело прикладывать столько сил, чтобы пнуть мяч. Единственный оставшийся вариант – игра с ассистентом. Этот вариант подразумевает, что девушка только указывает направление «броска», помощник поля вовсе не видит. Физически силы не тратятся. Но для этого требуется специальное оборудование, которое стоит по-настоящему диких денег. Например, специальный желоб для бочче (б/у) продается за две тысячи долларов. Мама Насти признается, что если бы не кредиты, то она бы пошла на все ради счастья дочери.
 
 
«Ну, а зачем сидеть дома»
 
 
По словам Виктории, они с Настей где только не были в Воронеже: и парки, и фонтаны, и торговые центры видели. «Ну, а зачем сидеть дома», – удивляется мама Насти. Они много путешествуют и не видят в этом особых трудностей.
 
Да и в Лисках Настя активно жила. Она выигрывала конкурсы по публицистике, рисовала картины и выставляла их в местном ДК, делала коллажи как раз на тему путешествий, писала стихи. Для работы девушка использует ноутбук: печатает, двигает мышкой с помощью пальцев ног. Но из-за этого она не до конца рассчитывает свои силы, поэтому техника изнашивается сильнее. Тем не менее, Настя хорошо разбирается в ней и в различных программах. Если, например, маме требуется помощь, то она все объяснит и исправит. 
 
 
Подойти к теме городской среды было непросто, но мы-то в нашем проекте делаем акцент на этом. 
 
– В автобус-то я ее поставлю, а куда деваться после? Улицы у нас совершенно не оборудованы под коляски. Если пандус на спуск есть, то второго, на подъем, может уже и не оказаться. Ступеньки – самый настоящий ад. Если я куда-то иду, то делаю это на автомате, только потом начинаю задумываться, проеду ли здесь с Настей, – говорит Виктория Симонова.
 
При этом за полтора года жизни в Воронеже женщине с коляской водители автобусов всего дважды откидывали специальную площадку. 
 
Виктория отметила и то, что она помогает дочери передвигаться. А как же быть тем, кто делает это самостоятельно? 
 
Виктория для сравнения рассказала, что Анапа от и до – для людей на колясках. Там везде не просто есть пандусы, они сделаны качественно. У нас, кажется, их ставят лишь бы были.
 
Несмотря на такие трудности с городской средой, мама с дочкой все время куда-то ездят погулять, что-нибудь посмотреть. А если говорить про путешествия глобальнее, то тут РЖД предоставляет помощь на вокзалах, а в метро есть служба сопровождения. 
 
Насте нужно было заменить паспорт (в том году девушке исполнилось 20 – прим. авт.). Мама приехала в отделение со всеми документами, но ее не приняли, требовалось личное присутствие владельца документа. В следующий раз перед зданием женщина стояла уже с дочерью. Пандуса обнаружено не было. На специальный звонок пришла маленькая, хрупкая девушка. И чем она могла бы помочь? Затаскивать коляску пришлось Виктории, а сотрудница просто страховала, чтобы Настя не вывалилась. 
 
– Иногда у магазинов нет пандусов, а еще расстояние между прилавками минимальное. И мне приходится оставлять дочь на улице около входа, будто собачонку. Я, конечно, стараюсь подвезти ее как можно ближе, но порой все равно нахожу мелочь от похожих в ее руках, – без какой-либо обиды рассказывает мама Насти. 
 
 
 
Зачем американские горки, если есть русские пандусы?
 
 
Наш проект направлен именно на городские проблемы, поэтому и было решено на собственном опыте проверить дворы Воронежа. Алёна (один из авторов проекта – прим. ред.) села на коляску и попробовала заехать на бордюры, крутые пандусы, а также попросить помощи у сотрудников ближайшей аптеки.
 
Перед Алёной стояла непростая для неподготовленного человека задача: заехать хотя бы на один рельсовый пандус на инвалидной коляске. До опрокидывания нашего транспортного средства порой оставались считанные секунды.   
 
На коляске Алёна проехала не так много, но достаточно, чтобы сделать выводы. Из минусов – слишком крутые пандусы, которые иногда даже не рассчитаны на коляски (слишком широко расставлены рельсы, а перила к ним – впритык), кнопка вызова сотрудников не работает (а может, не работают сами работники), разбитые бордюры. Несколько раз экспериментатор была на грани падения или с коляски, или с пандуса. Плюсы найдены не были. 
 
 
 
Что с городской средой?
 
 
Руководитель Центра реабилитации детей (ЦРД) «Абилимпикс» Наталья Золотарева рассказала нам о проблемах инвалидов-колясочников:
 
– Если, например, глухим подходит ряд профессий, и они могут учиться, то колясочникам приходится туго. В основном они работают из дома. В городской среде нехватка пандусов, переездов с бордюра на бордюр, да даже посещение мероприятий им малодоступны. Как улучшить жизнь? Сделать путеводитель с доступными местами с обеспечением входа и специализированного санузла. Сейчас есть пункты, где можно напрокат взять средства передвижения, в образовательных организациях оборудуют места общего пользования, есть социальное такси, служба волонтеров, доступные пляжи. 
 
По данным одной из районных управ Воронежа, сегодня в городе продолжается реализация транспортной реформы. Идет активная закупка городских автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных граждан. Например, в 2020-2021 годах приобрели 140 новых автобусов, полностью отвечающих требованиям городской среды. У них есть откидные пандусы, кнопка вызова водителя у дверей, пневматическая подвеска, которая позволяет «наклонять» автобусы до уровня бордюра – для удобства перемещения, а также система речевого информирования. Каждый год должно увеличиваться количество техники, приспособленной для перевозки маломобильных граждан. 
 
 
Руководитель Воронежского учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александр Попов рассказал о ситуации в городе: 
 
– Только несколько лет назад началась плотная работа по адаптации тротуаров, пространств, учреждений. Много было сделано, но это лишь небольшой процент от того, что нужно сделать, чтобы город был комфортен для всех жителей, в том числе и маломобильных. Если работа пойдет в таком темпе, то лет через 10-15 мы сможем говорить, что город более или менее удобен.
 
Основные проблемы для маломобильных людей: отсутствие занижений бордюров, разбитые дороги, мало лавочек (мест отдыха), плохо проработана система навигации и информации в городе, неудобен общественный транспорт. Но ежегодно многое меняется: пандусы, оборудование, санузлы, сама территории. В прошлом году большим достижением стало начало работ по адаптации подъездов жилых домов. 
 
Надеюсь, что с каждым годом все больше людей смогут выйти из четырех стен, в которых они заперты без вины.
 
Авторы проекта: Алёна Хлевнюк, Екатерина Дыгало.
 
Видеограф: Артём Саблин.