В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Авторы 3105

Балканский вояж: чем живёт Косово и Метохия (продолжение)

some alt text
Итак, корреспондент 36on Владимир Сапунов стал первым российским журналистом, которому удалось попасть в Косово и Метохию с начала последнего кризиса. Сегодня второй материал из региона, который в эти дни вытеснил в повестке международных СМИ даже вооружённый конфликт на Украине.
 
 

Косовские сербы настроены воинственно
 

Первое, на что обращаешь внимание, в разговорах с сербами в Косовской Митровице – на агрессивное восприятие ситуации в Космете. Пожалуй, наиболее ярко высказался местный таксист, заявивший, что «когда начнётся война с шиптарами, это будет счастливый день в его жизни». Шиптарами сербы презрительно называют албанцев. Невена, девушка, продающая сувениры в местном магазинчике, вторит ему: «Шиптары убили моего деда, превратили нашу семью в беженцев. Если начнётся война, я первая возьму в руки оружие».

Сербов в Косово можно понять – они натерпелись от албанцев и их западных хозяев, как мало какой народ на Земле. Резня, уничтожение старинных сербских церквей, выселение 250 тысяч сербов из Косово. Многие стали беженцами во второй раз. Сначала они вынуждены были покинуть Боснию или Хорватию в 90-е, потом бежать из Приштины, центрального и южного Косово в 2000-е. Сейчас подавляющее большинство сербов живёт на севере Косово, фактическая их столица – Косовска-Митровица – северная часть Митровицы, её отделяет от южной, албанской части мост через реку Ибар. Во время любого кризиса по обе стороны моста начинают собираться агрессивно настроенные люди – причём албанцы обязательно с оружием в руках. В конце прошлой недели на мост зашли и боевики так называемого албанского спецназа ROSU – чтобы подтвердить серьёзность намерений Приштины. 

«ROSU совсем обнаглели», – говорит пожилой серб, продавец в газетном киоске, – «появляются где хотят. Что на мосту, что в Яринье или Брняке. А наши силовики по Брюсселькому договору интегрированы в местную полицию. Чем им отвечать?». По Северной Митровице действительно ходят люди с эмблемой «Республики Косово» на рукаве. И это сербы. 
 

Брюссельский договор 2013 года здесь без грозного мата обычно не вспоминают и считают, что его цель была только в том, чтобы обмануть сербов. «Под шумок» после этого договора албанцы взяли под контроль все КПП на границе с Сербией, добились признания многими международными организациями (в том числе спортивными), открывали посольства и консульства, наконец, при поддержке натовских инструкторов начали создавать свою армию. Последнее, конечно, является наиболее иллюстративным нарушением резолюции 1244 Совбеза ООН. Она предусматривает не только территориальную целостность Сербии и статус Косово как автономного края, но и ограничивает возможность создания вооружённых формирований «силами безопасности». Однако албанцы с 2018 года создают полноценную армейскую структуру, которую готовят натовцы и бывшие полевые командиры террористической «Армии освобождения Косово» (UČK). В то же время главный и, можно сказать, единственный плюс этого договора для сербов – создание на севере Объединения сербских общин (ZSO) фактически сведён на нет. Албанцы это условие договора не выполнили. На главной прогулочной улице Косовской-Митровицы (такие улицы в Сербии называются «шеталиште») висит баннер «Добро пожаловать в Союз сербских общин». Баннер висит, а Союза нет.
 

«Потешная армия» Косово и западная военная машина
 

Создание «косовской армии» носит сугубо демонстративный характер. Разумеется, она не может решать никаких серьёзных задач — поскольку их взяла на себя американская база «Кэмп-Бондстил» в районе Урошевца, вторая по величине американская военная база в Европе после немецкой «Рамштайн». Формирование ВС Косово, которые сейчас насчитывают пять тысяч регулярных служащих и три тысячи резервистов, планируется завершить только к 2028 году.
 

В марте прошлого года на уровне муниципального совета албанской части Митровицы было принято решение о создании собственной базы на севере Косова, населённом преимущественно сербами, — поддержанное властями в Приштине. Выбор места для будущей базы не случаен: холм Церуша — одна из самых высоких точек Косова, это командная высота, с которой «простреливаются» четыре ближайших муниципалитета — Митровица, Косовска-Митровица, Звечан и Вушрин. Безусловно, если эта база будет создана, она будет представлять из себя очень серьёзный укрепрайон и будет использоваться как дополнительный инструмент давления на оставшиеся в Северном Косово сербские муниципалитеты. В НАТО тогда заявили, что не имеют отношения к строительству базы, но нет сомнения, что, по крайней мере, марионеточные власти Приштины согласовали его с альянсом. Пока это всё на словах, но к делу могут перейти в любой момент.
 

А что Белград?
 

Если в Сербии и Боснии местные жители в разговорах со мной сразу после темы СВО на Украине переходят к экономическим вопросам, то сербов в Косово волнуют в основном вопросы безопасности. И прежде всего – что будет делать Белград, если албанцы и их западные покровители постараются завершить этническую чистку Косово и решить «сербский вопрос» по примеру Хорватии. 27-летие операции Oluja в Сербской Краине сербы вчера вспоминали как траур, а хорваты по этому поводу отмечают праздник. 
 

«На самом деле Oluja у нас продолжается уже 23 года, с момента бомбардировок НАТО и Кумановского соглашения», — говорит Йован, учитель математики в местной школе. «Беженцев из Косово уже больше, чем из Краины». Из Хорватии, напомним, в 1995 году вынуждены были бежать 250-300 тысяч сербов. Однако недавно президент Вучич заявил, что Приштина готовит операцию по выселению сербов по примеру хорватской «Бури» в октябре. 

Несмотря на всю решительность косовских сербов, понятно, что защитить себя сама немногочисленная (около 120 тысяч человек) сербская община Косово и Метохии от албанского большинства не сможет. Необходима будет помощь сербской армии.  Президент непризнанного Косова Вьоса Османи постоянно заявляет, что, если армия Сербии пересечёт границу Косово, она встретится там с американскими войсками. И она знает, о чём говорит. В открытом вооружённом конфликте против сербской армии у косоваров нет ни малейших шансов, даже если им придёт на помощь армия Албании и/или добровольческие албанские военизированные формирования из Македонии. Поэтому статус-кво в регионе, выгодный США и ЕС, поддерживается американской военной базой «Бондстил».

При этом официальный Белград заявляет, что никакой границы между Сербией и Косово нет, а статус Косово и Метохии определяется резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. Но это только слова. Сербы ждут, когда их власть перестанет ограничиваться лишь громкими заявлениями и перейдёт к действиям. Переброску бронетехники и «Панцирей-С1» в Рашку и полёты МиГов к границе в прошлом сентябре сербы справедливо называют «бессмысленной тратой горючего». Белград, подписав пресловутый Брюссельский договор в 2013 году, поставил себя в условия, когда по поводу любых действий со стороны косовской администрации, он может лишь обращаться к ЕС – с просьбой угомонить албанцев. Что они иногда могут соизволить сделать, а иногда нет. Фактически Сербия сейчас может рассчитывать лишь на то, что американцы поступят с Косово, как с Афганистаном. 

Формирование армии Косово, конечно, имеет целью показать Приштине, что вечно на натовский зонтик рассчитывать не приходится. Если что воевать в будущем придётся самим. Для этого, в частности, регулярно происходят новые поставки вооружений – прежде всего британских, немецких и хорватских.
 
 
 

Реальная надежда только на Россию
 

И, конечно, со стороны Сербии гарантом безопасности и формального следования резолюции СБ ОНН 1244 является Россия. Смысл албанско-американских провокаций сейчас понятен – Россия слишком занята Украиной. Расчёт Вашингтона на то, что Кремль в случае начала новой войны на Балканах не сможет вмешаться и «воевать на два фронта». В то же время, если приштинские формирования с подачи Вашингтона пойдут на силовую операцию, не вмешаться Белград не сможет.

Здесь в Косовской-Митровице понимают, что без помощи России им в конфликте с НАТО надеяться не на что. И в один голос говорят, что вся надежда на Москву. В один голос – не преувеличение, так высказались все мои собеседники. Наташа, жена владельца местного кафе, говорит максимально жёстко: «На Белград в случае войны какая надежда? Их самих бомбить начнут. Поможет только Россия». Мои собеседники также сходятся во мнении, что Москве сейчас конфликт на Балканах не выгоден, поэтому «шиптары и НАТО и ведут себя так нагло». Отвечаю им, что в случае вооружённого противостояния для России будет главным попытка предотвратить вмешательство НАТО. И сделать это возможно только после реальных успехов на Украине. Впрочем, соблазн взять определённый реванш за поражения киевского режима у Вашингтона и Лондона велик. Инфраструктурно Россия сейчас к вооруженному конфликту на Балканах, подобному украинской кампании, не готова. Разговоры о военной базе в Сербии таковыми и остались. Какая там база, российскому гуманитарному центру в Нише Белград не может дать дипломатического статуса. 

Очевидно, что Россия в этих условиях должна приложить все политико-дипломатические усилия, чтобы задержать начало нового военного конфликта на Балканах. Подкрепляя это военными успехами на Украине и готовностью, если что, вести войну «шестого поколения» с Западом, с использованием всех средств вооружения. Как бы ни чесались у Вашингтона руки провести маленькую победоносную войну на Балканах, американские аналитики понимают, что это приведёт к открытому вооружённому конфликту «НАТО-Россия» с вероятностью, близкой к 100 процентам. Чего западные страны, любящие воевать чужими руками, конечно, не желают. А Россия последние 15 лет твёрдо высказывается за следование основным положениям резолюции 1244 СБ ООН. Для того чтобы официального международного признания Косово не было, Москва приложила немало усилий. Пусть пока так. А после победы на Украине вполне может быть по-другому. И косовские сербы на это очень надеются, живо обсуждая успехи России на Донбассе.

Над неповторимыми косовскими горами и холмами спускается вечерняя дымка, кафешки в центре Митровицы заполняются людьми, обсуждающими повседневные проблемы. В следующем материале – об экономике и культурной жизни сербской столицы Косово.

Фото и текст: Владимир Сапунов.