Воронежца, офицера, воевавшего в Афганистане с 79-го по 81-й год, подполковника в отставке Николая Ивановича Колесникова знали в Афгане по неофициальному позывному «Коля шесть подрывов». За полтора года командировки на войну командир разведывательного взвода Колесников подрывался на минах 6 раз. Настолько интенсивными были разведывательные рейды по горным тропам и дорогам, которые душманы минировали у афгано- пакистанской границы. В общей сложности, после ранений и контузий, лечился в госпиталях 3 года. Ветеран рассказывает, воевали в чужой стране, для того чтобы защитить южную границу СССР от многотысячных банд, потока оружия и наркотиков — собой заслоняли советский народ от угрозы извне. А когда возвращались на Родину, вспоминает Николай Иванович, некоторые представители этого самого народа, особенно из властных кабинетов, встречали воинов-интернационалистов фразой «Я тебя туда не посылал»...
Николай Колесников в Афганистане
Николай Колесников, подполковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане:
— У людей, возвращавшихся с войны, было сильно обостренно чувство несправедливости. Мы проливали кровь за мирную жизнь сограждан в тылу, а когда возвращались, часто сталкивались с полным игнорированием наших проблем — будь то здоровье или трудоустройство в гражданской жизни. Есть даже песня «Ордена не продаются» — о том, как незнакомая старушка на вокзале обвинила паренька, вернувшегося из Афгана, в том, что он нацепил бутафорский орден, а афганский загар приняла за загар с черноморского побережья.
Николай Колесников в молодости и наши дни
Слова песни «Ордена не продаются»
Что ответить старушке седой, не обидеть бы старость.
А слова оправданий не лезут, как будто-бы в тягость.
Только орден рукою прикрыл, чтоб обидой не пачкать,
И вдруг вспомнил афганское небо, наше небо прозрачное.
Я бы мог рассказать той старушке, как плакали горы,
Как снега вдруг краснели от яркой рябиновой крови.
И как быстрые реки топили последние крики.
И как небо швыряло на землю горящие «Миги».
Совещание в Афганистане. Молодой Колесников
Большинство афганских песен, констатируют ветераны, — это музыкальная интерпретация реальных жизненных ситуаций 80-90 х годов. Председатель Воронежской региональной организации инвалидов войны в Афганистане, отставной офицер артиллерии ВДВ Николай Владимирович Прийменко вернулся из Афгана без ноги почти по колено. Таких, как он, искалеченных войной молодых мужчин, в 80-е годы в страну возвращалось немало. Рассказывает — в СССР к службе в армии сначала готовили в школе на военной подготовке, в ДОСААФ, затем военнослужащего направляли в учебную часть и только после этого солдат попадал в Афганистан, где его сознание полностью перестраивалось под военную обстановку — мир становился черно-белым, делился на своих и врагов. То есть к войне готовили аж в несколько этапов, а вот подготовки к возвращению в мирную жизнь не проводилось никакой. В 80-е и 90-е годы, отмечает ветеран, государство свалило эти обязанности на общественные организации.
Николай Прийменко
Николай Прийменко, председатель ВРО ОООИВА «Инвалиды войны», участник боевых действий в Афганистане:
— И вот дальше мы получили результат — часть афганцев пошли в бандиты, немало спились, и реально только около 40 процентов, которые как-то нашли себя после войны. Офицеры, вернувшиеся в армию, более-менее нашли себя после Афгана, некоторые нашли себя на гражданских должностях. 60 процентов, вернувшихся из Афгана, для нормальной жизни мы потеряли! Если не принимать меры — сейчас такие же цифры можно будет проецировать и на вернувшихся с СВО, я думаю. Будет то же самое, если государство, конечно, не решит ряд проблем. Не надо доводить до злости тех, кто научился стрелять. Тем более, в отличие от нашего советского поколения, эти ребята не такие терпеливые. Например, воинов, прошедших Афганистан, в регионе сейчас около 20 000 человек, думаю, цифры по ветеранам СВО будут не меньше.
Николай Владимирович рассказывает: реабилитация участников боевых действий состоит из пяти направлений — медикаментозного, психологического, социо-культурного, трудового и семейного. Результата можно достичь, только применяя все это в комплексе. Это получается не всегда даже у опытных в отстаивании своих социальных прав воинов-интернационалистов.
Николай Прийменко и Николай Колесников
Николай Прийменко, председатель ВРО ОООИВА «Инвалиды войны», участник боевых действий в Афганистане:
— Мы отправляем людей на восстановительное лечение в санаторий «Русь». И что имеем сейчас... Территориальный фонд обязательного медицинского страхования отказывает в отправке на лечение жен ветеранов боевых действий, да и ветеранам пытаются ограничить число этих выездов, а женам категорически с этого года отказывают — хотя без семейной реабилитации ничего не строится. Сегодня вот двоим отказали. Когда наша организация была сильнее, выстраивали процесс так, чтобы люди ехали не только с женами, но и с детьми. Если не решить проблему сейчас, потом вернутся пацаны с СВО и с этой же проблемой столкнутся. Я власть предупредил!
Проблема с семейным отдыхом участников боевых действий, отмечает Николай Владимирович, возникала и раньше. Но благодаря личному участию губернатора региона последние два года вопрос решался в пользу семей ветеранов. Поэтому в организации надеются, что так будет и в будущем.
Фото – Вадим Заложных, архив Николая Прийменко и Николая Колесникова.
Автор: Сергей Агапов