Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Директор филармонии ЛНР: Зал стал требовать «Пусть всегда будет солнце»
Дирижер Луганского симфонического оркестра и директор филармонии рассказали, что им пришлось пережить в 2014 году и как им удалось спасти оркестр.
1290
Поделиться с друзьями
В Воронежской филармонии накануне выступил Луганский академический симфонический оркестр. Перед концертом дирижер Александр Щуров и директор Луганской филармонии встретились с журналистами.
 
 
Музыканты из ЛНР – частые гости в столице Черноземья. Но вот академический симфонический оркестр Луганской филармонии приехал в Воронеж 16 марта только второй раз, до этого оркестранты приезжали сюда в далеком 2015 году. Более того, Воронеж – это первая точка гастрольного тура коллектива, что, как отметила руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур, большая честь для города.
 
– Очень сильное впечатление оставило выступление Луганского симфонического оркестра в 2015 году. И это не только потому, что была яркая концертная программа и прекрасное исполнение, но и потому, что была особая атмосфера, особый эмоциональный накал. Ведь эти артисты – это люди, которые лицом к лицу ежедневно и ежеминутно с такими трагическими реалиями сталкиваются, живут в этом, – поделилась мнением директор Воронежской филармонии Ирина Авралева.
 
 
Этот тур знаменателен еще и тем, что в коллективе, который выступил на воронежской сцене, на данный момент трое действующих военнослужащих, находящихся в увольнении. Они принимают участие в гастрольном туре с разрешения их командования.
 
– Вместо того чтобы провести 10 дней, которые им дали для отдыха, с родными, они выбрали искусство. Несмотря на то, что им пришлось пережить, защищая родную землю, они сохранили любовь к искусству, жизни и человечеству, – заключила директор Луганской филармонии Вера Геций.
 
Мужчины из этого оркестра в феврале прошлого года ушли на фронт. Они принимали участие в штурме Мариуполя и имеют боевые награды. Сегодня они, несмотря на полученные ранения, также остаются верными искусству.
 
Судьбы воронежской и луганской филармоний также тесно переплетены благодаря тому, что музыка – язык, понятный всем музыкантам мира. Из-за нехватки людей в концерте принимают участие воронежские музыканты – сестры Полина и Ульяна Смирновы, мать которых работает в луганском оркестре уже много лет. В столице Черноземья девушки получили образование, теперь они обе работают в Воронежской филармонии. Также в Воронеже сегодня трудятся музыканты из Донецка, Херсона и Северодонецка.
 
 
– Для нас огромная радость и честь начинать гастрольный тур именно здесь. Непосредственно как дирижера в первом своем гастрольном туре с луганским оркестром становление меня состоялось именно в Воронеже. Поэтому для меня это как второй родной город. Я счастлив выступать именно в Воронеже со своим коллективом, – рассказал дирижер Александр Щуров.
 
 
Кроме Воронежа, в тур включены также города Старая Русса, Великий Новгород, Рязань, Липецк и Москва. Музыканты поделились надеждой на то, что и Воронежский симфонический оркестр в ближайшее время обрадует луганскую публику своим приездом.
 
– Люди устали, истощены всеми тяготами событий последних лет. И музыка, да и культура вообще, помогают восстановиться, отделить зерна от плевел, увидеть истину. Вообще, музыка – это универсальный язык, интернациональный, и чем больше людей ее пропускают через себя, тем сильнее дух у нации и общества, – считает дирижер.
 
Когда началась специальная военная операция, как мы писали ранее, мужчины-оркестранты ушли на фронт, поэтому остались одни женщины. Директор филармонии ЛНР поделилась, что было очень сложно с этим работать: это далеко не все инструменты, которые должны были быть в коллективе. Пришлось искать выход из ситуации, использовать другой состав оркестра. И эти творческие искания были оправданы. Публика в городах Украины была удивлена тем, что предлагали им луганские музыканты: это были песни и на украинском, и на русском языках. Выходило так, что во время исполнения некоторых сочинений женщины в зале тихонько всхлипывали: у них был перечень того, что можно было слушать, а что нельзя, и то, что исполняли луганчане, было под запретом. Из зала слушатели при этом выходили счастливыми.
 
– Это было для нас диковинным открытием. Несмотря на то, что мы оказались в очень тяжелой финансовой блокаде, без света, без воды, нам никто не запрещал петь. У нас многие таблички на зданиях на украинском языке, и никому даже сейчас не пришло в голову совершить над ними какое-то варварство. Казалось бы: мы жили в других реалиях, в то время как у них было благополучие и курс на Европу. А угнетение людей было таким, что им не позволяли жить, – рассказала Вера Геций.
 
История того, как Александр Щуров пришел к тому, чтобы стать дирижером такого прославленного коллектива, имеющего большое количество наград и музыкантов с консерваторским образованием, очень непростая. Она началась в 2014 году, когда бывший дирижер оркестра был вынужден покинуть город, чтобы перевести свою семью в более безопасное место. По сей день, не без участия украинских политиков, он вынужден находиться в Европе и не может вернуться. 
 
После начала революции 2014 года оркестр пришлось собирать буквально по частям. В этот момент его история могла бы закончиться, если бы один из музыкантов, Александр Щуров, тогда не взял бы на себя смелость встать за дирижерский пульт. 
 
– Знаете, когда нет ни света, ни газа, ни воды, когда садится оркестр и идет исполнение мировой классики, люди, не зная, чем кормить семьи, все равно приходили в филармонию. Когда бутерброд состоял из куска хлеба, политого растительным маслом – это было достояние. А когда был просто кусок хлеба – это была просто еда. 
 
Так как не было связи и интернета, художественный руководитель коллектива ходила по городу, когда были слышны звуки разрывов снарядов, по памяти вспоминая, в каких домах жили музыканты. Не было в тот момент задачи показать профессионализм оркестрантов, нужно было их хотя бы просто найти. Благодаря этому и был собран оркестр. Если бы этого не произошло, никто бы сегодня не слышал оркестр Луганской филармонии. 
 
Когда город погрузился в депрессию, в атмосфере полного отсутствия новостей о том, что происходит, благодаря сарафанному радио все-таки удалось донести до людей информацию о предстоящем концерте. И зал, на удивление, был забит – все 500 мест.
 
– Все сидели молчком, не могли переключиться. Тревога была сильнее музыки, все были готовы вскочить и бежать в укрытие. На второй день мы собрали оркестр для следующего концерта. Зал заполнился, музыканты заиграли, зрители при этом молчали – они все еще не могли «переключиться». И тут зазвучала «Пусть всегда будет солнце», в этот момент наверху женщина как закричит: «Вы что, не видите – бомбят, отправляйте поезд!», она только что отправила в эвакуацию близких, и у нее началась истерика. 
 
Зал после этого стал неуправляемым, все стали рассказывать, кто что пережил, и плакать. А оркестр играл. И тут зал стал агрессивно требовать повторить сочинение. Когда в четвертый раз повторили «Пусть всегда будет солнце», после этого оркестр играть не мог: музыканты же тоже люди, они пережили все то же самое, они просто не видели нот в тот момент. Худрук вышла на сцену и говорит: «Смотрите, у нас тут ребенок, у нас будет будущее!». Оркестр снова собрался и еще 20 минут играл советские песни. И зал выдохнул, было счастье, что они нашли себя. И в финале снова попросили сыграть «Пусть всегда будет солнце». И эту песню исполнили дважды. Люди вышли из зала и впервые пошли по центральной улице. Это был переломный момент – все поняли, что жизнь будет. Настолько велика сила искусства, – заключила директор луганской филармонии.
 
Прочитать о концерте можно здесь. Больше фото есть в нашем фоторепортаже.
 
Фото – Мария Кирова.
Автор: Мария Кирова