Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Исполнение воронежскими СМИ закона "О защите детей"
5139
Поделиться с друзьями

Меченые законом

Как медиасообщество исполняет закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию».


Вступивший в силу 1 сентября федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, способных развить в подрастающем поколении порочные наклонности, сформировать искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Теперь информационные продукты должны соответствующим образом маркироваться, чтобы можно было сразу понять, для какой аудитории они предназначены.


Пионерский значок

Законодатели разделили детей на несколько возрастных категорий: «0+ », «6+», «12+», «16+» и «18+». Маркировка «0+» означает, что данную телепередачу могут смотреть все без ограничений, «6+» - для детей, достигших возраста шести лет, и так далее. В первую очередь закон направлен на то, чтобы хоть как-то упорядочить информационный хаос на российском телевидении. Документ был принят еще в 2010 году, но только в июле 2012-го Госдума внесла в него поправки, касающиеся телеканалов. Теперь все, что, по мнению законодателей, может нанести детям потенциальный вред, помечается в эфире соответствующими маркерами. Они должны появляться перед началом программы, в анонсах и после окончания каждого рекламного блока в рамках ее показа. Маркер должен занимать не менее 5% площади экрана. Значок должен висеть на экране не менее восьми секунд, и этим телеканалы, как правило, и ограничиваются: включив наугад телевизор, сразу понять, можно ли программу смотреть детям того или иного возраста, подчас невозможно.

Закон касается всех каналов - эфирных, кабельных и спутниковых. Однако маркируются не все программы, и нарушений здесь нет. В интервью «Российской газете» глава Роскомнадзора Александр Жаров сказал, что к идущим в прямом эфире передачам закон не применяется. 4 сентября Роскомнадзор опубликовал рекомендации к закону - помимо прямого эфира не должна маркироваться «информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества».

Как это часто бывает с нашими законами, не обошлось без курьезов. Теперь информация, подпадающая под категорию «18+», то есть вовсе для детей не предназначенная, должна транслироваться после 23.00. Например, к этой категории относится информация, «способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством».

В связи с этим общественность взбудоражила новость о том, что «Ну, погоди!» придется показывать поздно ночью, потому что Волк там курит. Далее начали вспоминать многие фильмы, которые теперь можно трактовать как несущие детям вред. Так, деловой портал Slon.ru составил ничтожную часть того, чего теперь может оказаться под запретом на ТВ. При этом авторы даже не упоминали боевики, такие признанные шедевры, как «Криминальное чтиво» (кровь, мат, наркотики, убийства), «Реквием по мечте» (драма про наркоманов) и тому подобное. В список запретного для показа могут угодить, к примеру, «Приключения капитана Врунгеля» (бравый капитан с трубкой вообще не расстается), «Семнадцать мгновений весны» (одни кадры из лагерей смерти чего стоят), «Андрей Рублев» (припомнили сцену с горящей коровой), «Берегись автомобиля» (Деточкин, конечно, молодец, но закон нарушал, а значит, фильм может оправдать противоправные нарушения) и «Один дома» (там насилия, причем совершаемого ребенком, пусть и в благих целях, - вообще немерено).

Впрочем, медиасообщество не сомневается, что здравый смысл все-таки восторжествует и большинство фильмов все же будут отнесены Роскомнадзором именно к категории информации, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность.


Телеканалы закон соблюдают, маркируют вещаемую продукцию производителей добросовестно. Но, кажется, делают они это часто для галочки. Например, «Первый канал» программу Андрея Малахова пометил значком «16+» и по-прежнему показывает ее в 19.50, когда дети еще не спят. А там недавно «громыхнул» сюжет о 13-летней девочке, которую изнасиловал родственник. НТВ практически всю свою продукцию предназначил для аудитории старше 16 лет. Так что бесконечные «ментовские» сериалы и «Программа максимум» никуда не делись. Единственный канал, вообще не маркирующий свою сетку вещания, - «Культура». Но и тут без оглядки на суровый закон не обошлось: руководство просветительского канала благоразумно сняло с эфира фильм «Анатомия ТАТУ» про известную поп-группу. При том что, по словам режиссера фильма Виталия Манского, его и так должны были показывать после 23.00.

Воронежские телеканалы также начали маркировать свою продукцию. В эфире ВГТРК никаких значков пока не видно. Представители канала рассказали, что они «делают программы, идущие в прямом эфире, поэтому закон их не касается». Вся продукция «ТНТ-Губернии» предназначена для аудитории старше 12 лет. «Вещательная политика канала не изменилась. На своих программах мы ставим категорию «12+», появление программ с маркерами «16+» и «18+» мы не планируем», - сообщила руководитель канала Зоя Грязева. По ее мнению, «10 секунд достаточно, чтобы зритель мог определить, смотреть ребенку передачу или фильм или нет». Все программы «РЕН ТВ - Воронеж» помечены маркером «16+».


Эти песни не задушишь…

Коснулся закон и радио. В том же интервью «РГ» Александр Жаров заявил: «Очевидно, что в песнях звучат разные слова. В некоторых описываются довольно натуралистичные действия. И мы договорились, что Национальная ассоциация вещателей создаст свою экспертную структуру, которая будет по желанию СМИ проводить предварительную экспертизу музыкальных произведений по заявлению радиостанций. Постепенно они проанализируют весь спорный музыкальный контент и вынесут рекомендации: какие песни подлежат маркировке, а какие нет».

Между тем медиасообщество пока не скрывает своего беспокойства относительно возможного регулирования музыкального контента. Некоторые уже предлагают списки запрещенных песен. Достаточно вспомнить хотя бы «Пачку сигарет» Цоя и «Стаканы» (та, где «Все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду») Бориса Гребенщикова. «Я недавно зашел в музыкальный магазин, там вся иностранная продукция с маркером «18+», а Михаил Круг почему-то помечен значком «6+». Для того чтобы детей защищать от вредоносной продукции, на мой взгляд, лучше им не продавать алкоголь и сигареты. А разбирать, о чем поется в песне, на мой взгляд, не самое правильное решение. Я считаю, что закон в большей степени нужен, но его необходимо хорошо доработать», -- комментирует главный редактор радио «Европа Плюс -- Воронеж» Сергей Нехаев.

В выпущенных Роскомнадзором рекомендациях в отношении радио указано, что маркировке не подлежат прямой эфир и информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Однако не реже четырех раз в сутки в эфире должно появляться сообщение, для какого возраста предназначены радиопрограммы.

«У нас несколько раз в день идет информационное сообщение с нашими выходными данными. И там же говорится, что наши программы предназначены для слушателей старше 12 лет. Местные передачи также предназначены для аудитории «12+». Песни мы пока не маркируем, но, если будет нужно, сделаем», - говорит Сергей Нехаев.

«В Москве «Шансон» заявился на аудиторию «18+», и слушателям младше данного возраста их программы не адресованы, - рассказывает коммерческий директор радио «Шансон-Воронеж» Юлия Юшина. - Мы же, радиоканал «Ваше радио», радио «Шансон - Воронеж, «102,8 FM», являясь в какой-то степени ретранслятором радио «Шансон - Москва», свои программы в течение всего дня делаем и ориентируемся на слушателей старше 12 лет. Естественно, стараемся не ставить в эфир песни, где звучат слова, не предназначенные для этой аудитории, и маркируем все информационные продукты и рекламу в том числе в соответствии с федеральным законом. Например, одна из любимых воронежцами программ - это «Автоновости» на «Шансон - Воронеж» - выходит с маркером «Для слушателей старше 12 лет». Так что законодательство исполняем!».


Крепко припечатали

Впрочем, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» заставил побеспокоиться не только работников микрофона и телекамер, но и акул пера, несущих печатное слово в интернет-изданиях. Роскомнадзор выпустил рекомендации и для газетчиков, в том числе и для сетевых газет. Маркер необходимо поставить на первой полосе печатного издания, и он «должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания». Но в то же время выпуск и распространение периодики, специализирующейся на информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без маркировки.

Сетевые издания должны ставить маркер для самой старшей аудитории на главной странице. Не маркируются новостные ленты и комментарии (сообщения) читателей.

Однако и тут не все однозначно. Некоторые комментаторы полагают, что требование о возрастной маркировке информационной продукции вызывает ряд противоречий. К примеру, сообщения деловых или общественно-политических изданий предназначены для взрослых, и логично предположить, что они никоим образом детям не навредят. Однако если деловое издание промаркирует свою продукцию значком «18+», то фактически оно признается в том, что в ней есть контент, который потенциально опасен для детей. В связи с этим предложенное Роскомнадзором понятие «информация производственно-практического характера», вероятно, нуждается в дополнительном разъяснении.


Отдельный разговор - и о рекламе, причем во всех видах СМИ. Руководство Роскомнадзора считает, что ее также нужно маркировать, но при этом ответственность за нарушение закона должен нести ее производитель, а не распространитель. В связи с этим электронным, печатным и сетевым СМИ рекомендовано четко и однозначно фиксировать в договорах с рекламными агентствами свои требования к содержанию рекламы и правильно разграничивать ответственность. При этом в отношении рекламы контролирующую функцию будет исполнять не Роскомнадзор, а Федеральная антимонопольная служба.


Запретный плод будет сладок?

Как бы там ни было, очевидно, что и телеканалы, и радиокомпании, и печатные издания со временем приспособятся к новым законодательным ограничениям и, может быть, даже, как это часто случается с большинством российских законов, быстренько найдут лазейки и начнут ими бойко пользоваться. Самый главный вопрос: будет ли вступивший в силу закон действительно защищать детей? Не получится ли так, что маркеры не оградят детей от вредной информации, а, наоборот, лишь подогреют интерес к «запретному плоду». В детстве, несмотря на запреты взрослых, мы все равно смотрели боевики и ужастики. А сколько адреналина добавляла спрятанная в тайном уголке кассета с матерными песнями «Сектора Газа»!

Кстати, в Роскомнадзоре считают, что следует маркировать еще и компьютерные игры, о вреде которых написано и рассказано уже немало. Но в этом случае все зависит прежде всего от продавца. На западе уже давно существуют несколько возрастных рейтингов для игр. И там никто не продаст кровавый боевик 10-летнему мальчику. У нас же некоторые производители так же копируют знаки возрастных ограничений, но трудно представить, что у среднестатистического воронежского подростка возникнут проблемы с приобретением игры-стрелялки, в которой проливаются моря крови. У нас пока с торговлей алкоголем не все до конца отрегулировано, а тут какие-то игрушки...

В общем, главную роль в спасении детей от вредной информации, как и в большинстве других случаев, все-таки должна играть семья. Ведь ребенка можно так занять полезными делами, что на телевизор или компьютер у него времени просто не останется. Главное, чтобы родители не ленились.


Руководитель управления Роскомнадзора по Воронежской области Лариса МАКЕЕВА:

-- Пока преждевременно делать какие-то выводы. Роскомнадзор совместно с медийным сообществом взяли месячный тайм-аут. Сентябрь будет переходным периодом, чтобы посмотреть, как закон будет действовать, выявить требующие доработок места, а потом вместе с государственными и общественными структурами обсудить их и отправить свои рекомендации как в качестве с законодательной инициативы, так и правоприменительной практики.

Какая информация признана вредной для детей:


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".



 

Автор: Александр Прытков