Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 5126

80-летний юбилей воронежского авиазавода отмечать не стоит


Как-то незаметно, в том числе и для нашей газеты, в Воронеже прошел 80-летний юбилей авиазавода. А, впрочем, что праздновать? Выпустили тысячный Ан-148 или сотый Ил-96? Построили дома для нуждающихся в расширении жилплощади работников или же удвоили им зарплату? Ничего такого нет, и, похоже, уже не будет. Все величие предприятия, которое за годы Великой Отечественной войны поставило на фронт 18 тысяч штурмовиков Ил-2, остается в прошлом. На ВАСО идут сокращения, завод избавляется от социалки, чтобы, соответственно, урезать издержки.

Между тем в преддверии визита президента Владимира Путина в Китай, намеченного на 5 - 6 июня, появилась информация, что Объединенная авиастроительная корпорация, главный акционер ВАСО, и китайская Comac подпишут соглашение о создании совместного предприятия. По словам замминистра промышленности РФ Юрия Слюсаря, цель партнеров - разработать на базе Ил-96-400 новый дальнемагистральный самолет с кодовым названием "2020". Почему 2020? Да, видимо, для того, чтобы потенциальные конкуренты, американский Boeing и европейский Airbus, не сообразили, что рассчитывать на первые машины заказчики смогут в 2020 году.

Россия внесет в СП интеллектуальную собственность, а Китай - юани. Цена вопроса, прикидывает Слюсарь, составит от 7 до 12 млрд долларов. На первом этапе, разумеется, запланировано маркетинговое исследование рынка КНР и России. А окупится проект, как уточнил Слюсарь, только при производстве сотен машин.

На первый взгляд, все замечательно. Крупный проект, блестящие перспективы нашего, ну и китайского самолетостроения. Как написала одна из федеральных газет, "Россия и Китай готовятся бросить перчатку Boeing и Airbus". Но есть одна проблемка. Новый дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер, созданный на базе Ил-96, будет производиться в Китае. Иными словами, президент России, летающий сейчас на воронежском самолете, рано или поздно пересядет на китайский.

Комментируя готовящую сделку, секретарь российско-китайской палаты по содействию торговле машино-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев заявил, что Россия от нее выиграет, получив, во-первых, большой рынок сбыта, а во-вторых - толчок для научно-технического развития, для пресловутой модернизации. Но, по-моему, мы расписываемся в собственном бессилии в расчете получить хоть какие-то отступные за интеллектуальную собственность советских инженеров. Первый самолет Ил-96, как известно, поднялся в небо на излете СССР, в 1989 году.

Нет, я все прекрасно понимаю. И про то, что Китай в геополитическом плане, пожалуй, занял место Советского Союза, и про то, что стратегически китайцы - наши партнеры, и про то, что условия глобализации диктуют крупные интеллектуально-финансовые союзы. Но понимаете, в чем дело. Я, возможно, вкладываю в понятие "патриотизм" не то же самое, что Слюсарь и Санакоев. А поэтому искренне скорблю о будущем Воронежского авиазавода. Ведь при тех договоренностях, на которые выходят наши и китайские власти, его судьба незавидна. В лучшем случае быть ему ремонтной базой с кодовым названием "2020".

Конечно, в том, что именно так все и будет, сейчас не признаются ни в руководстве ОАК, ни в руководстве ВАСО. Там, напротив, скажут, что у них громадье планов, особенно в свете недавних высказываний Путина о необходимости ускорить интеграционные процессы с Украиной по производству военного транспортника Ан-70. По превращению Воронежского авиазавода в эпицентр российского производства "антоновских" машин. Скажут, что, несмотря на отставание по срокам производства даже нынешнего скромного объема самолетов, ВАСО поставлена задача в 2012 - 2014 годах изготовить 21 Ан-148, четыре Ил-96, самолетокомплекты для Sukhoi Superjet 100 и Ил-76, агрегаты и узлы для Airbus.

Но что-то в последнее время не слышно ни о планах по строительству в Воронеже трех новых цехов стоимостью 5 - 6 млрд рублей (их анонсировал гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов), ни про сдачу новых машин заказчикам. Не исключено, что прошлогодняя катастрофа с участием воронежского Ан-148 и недавняя - SSJ 100 в Индонезии горой серьезно притормозят производство и продвижение на внутренний и внешний рынки региональных лайнеров отечественного производства. Сколько уже лет нас кормят обещаниями, что 148-ю машину запустят в серию, но воз и ныне там. Производство что Анов, что Илов остается штучным, а соответственно, малорентабельным.

Всякий раз, когда гуляю с дочкой мимо главной проходной ВАСО и вижу памятник лучшему штурмовику войны, который нацисты называли "черной смертью", я мысленно кланяюсь советским инженерам. Но о современниках, пусть они сами ни в чем не виноваты, того же сказать не могу. Тем более что вскоре их заменят китайцы.


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".