Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 10519

Старинная архитектура Воронежа в графических листах губернского архитектора В. Б. Белокопытова

Авторы статьи – Виктор Антонович Митин, профессор архитектуры, преподаватель ВГАСУ, член СА СССР (1987 г.), член СА России, и Ольга Доманина.

Журнал "Парадный квартал" продолжает публикацию историко-архитектурных материалов, посвященных 425-летию Воронежа. На этот раз мы дарим нашим читателям уникальную возможность увидеть, каким был Воронеж 200 лет назад. Василий Борисович Белокопытов – воронежский губернский архитектор – оставил нам богатое наследие, подробно зафиксировав в чертежах 78 казенных зданий, а профессор архитектуры, преподаватель ВГАСУ Виктор Антонович Митин в 2010– 2011 годах задумал и осуществил по его чертежам реконструкцию городской среды Воронежа рубежа хVIII и XIX веков. Приглашаем на прогулку в прошлое нашего города!

Давным-давно служил в Воронеже губернским архитектором Василий Борисович Белокопытов. Эту должность он занимал дважды – с февраля 1793 года по февраль 1804 года – 11 лет и с мая 1807 года по июнь 1808 года – 1 год, итого 12 лет. В.Б. Белокопытов не был профессиональным архитектором. В 1788 году он окончил Петербургский артиллерийский инженерный кадетский корпус и получил звание военного инженера. Нам неизвестно, по какой причине судьба забросила 32-летнего офицера с прекрасным военным образованием на сугубо гражданскую службу в Воронеж. Но то, что он выполнял ее исключительно добросовестно и со знанием строительного дела, явствует из его весьма солидного архитектурно-градостроительного наследия, сохраненного в центральных архивах страны. Наша же наипервейшая задача – вернуть из забвения добрые дела и имя Василия Борисовича Белокопытова. Василий Борисович подошел к своей городской теме избирательно. Он изобразил на своих многочисленных чертежах исключительно только лишь казенные, то есть принадлежавшие государству здания города. И только в одном случае показал частную жилую усадьбу, но покупаемую городскими властями в казну.



Ни на одном из чертежей В.Б. Белокопытова нет надписи или подписи, или приписок о цели такой объемной работы. Но, вероятнее всего, вполне возможно предположить, что "Санкт-Петербург желал воочию знать и даже зрить, каким казенным (государственным) наследием располагает губернский город Воронеж на конкретный период своего существования". Раннее последовавшее распоряжение из Сената было спущено действующему воронежскому губернатору, а тот переадресовал его конкретному исполнителю – губернскому архитектору.

Таким образом, за несколько лет кропотливой натурной (обмерной) и фиксационной (чертежной) работы появилось солидное наследие архитектора Белокопытова. Кстати сказать, начиная с 1770-х годов (с момента появления в Воронеже должности архитектора) и до последней четверти XIX века, то есть фактически за столетие, ни один из губернских архитекторов Воронежа не оставил такого крупного архитектурно-графического наследия.

Что же отобразил в своих чертежах В.Б. Белокопытов? Начнем перечисление по социальной значимости объектов:
– дом воронежского губернатора (генплан усадьбы, фасады, планы, разрезы основного дома,
флигелей, служб, конюшен и прочего, всего 5 каменных зданий);
– дом с усадьбой дворянки А.я. Белоговской, выставляемый на продажу казне в 1803 году, 5 зданий. После совершения купли-продажи здесь был поселен вице-губернатор города;
–  здания губернских присутственных мест, 5 двухэтажных каменных корпусов;
–  двухэтажный каменный дом городской Почтовой конторы и усадьба при нем, всего 6 каменных и деревянных зданий;
– комплекс зданий "Приказа Общественного Призрения", всего 9 каменных и деревянных зданий;
– одноэтажное каменное здание Народного училища с усадьбой, 5 зданий;
– каменный магазин для хранения соли (старый);
– каменный магазин для хранения соли (предполагаемый к замене старого);
– большой мундирный магазин (бывший петровский цейхгауз за рекой Воронеж на острове);
– малый мундирный магазин (в городе), 3 строения;
–  провиантский магазин деревянный (большой амбар для хранения зерновых запасов);
– городской острог (тюрьма) старый деревянный, 3 здания;
– городской острог вновь построенный каменный, 10 строений;
– каменная караульня возле большого мундирного магазина (цейх-гауза);
– городской архив (одноэтажное небольшое ветхое кирпичное здание).
И, наконец, 28 февраля 1798 года из-под руки В.Б. Белокопытова вышла серия из 6 листов очень подробных и прекрасно читаемых архитектурных чертежей, по сути отображающих три важных объекта:
– бывшая частная усадьба губернатора И.А. Потапова, недавно приобретенная в казну после смерти старого губернатора у его вдовы (8 каменных строений);
– генерал-губернаторский дом, построенный для наместника Е.А. Щербинина в 1780-1781 годы (10 каменных и деревянных строений);
–  два абсолютно одинаковых двухэтажных каменных корпуса 1788-1795 годов постройки, которые В.Б. Белокопытов предлагал соединить вставкой в один протяженный корпус, и еще два одноэтажных вспомогательных корпуса, всего 3 строения.

|nextpage| Все три объекта располагались на улице Большой Дворянской и стояли недалеко (в пределах 100 метров) друг от друга. Последняя серия чертежей появилась на свет тоже далеко не случайно. Военным чиновникам пришла в голову идея приспособить все три поименованных объекта под солдатские казармы предполагаемого к расквартировыванию строевого полка. А проекты приспособления разнопрофильных зданий было поручено выполнить, конечно, губернскому архитектору Белокопытову. Как прекрасно видно из его шести листов, архитектор с этой задачей справился достойно.

Подводя черту под перечнем отображенных В.Б. Белокопытовым объектов, уместно констатировать, что губернский архитектор сумел зафиксировать 78 казенных зданий города Воронежа различного назначения. Конечно, даже сегодня эта цифра впечатляет! И по большому счету Василий Борисович Белокопытов достоин глубочайшего уважения за отражение городской строительной среды и показа характера архитектуры губернского Воронежа, архитектуры, о которой без работ этого мастера, мы, потомки, могли ничего и не знать. Как кардинально и быстро изменилась городская среда!

 За прошедшие 200 лет из 78 зданий уцелело только одно – бывший дом губернатора И.А. Потапова, теперь музей ИЗО им. И.Н. Крамского. Казенный дом губернатора (официальная резиденция главы губернии) сильно перестроен, так же, как и три каменных корпуса бывших губернских присутственных мест. Остальные 73 здания в современном городе Воронеже, увы, не существуют.чертежи, даже если они самые качественные, остаются чертежами, их надо научиться и уметь читать, и только тогда приходит способность ими любоваться. Однако это не всякому по силам. Да и сами чертежи остаются не так эффектны, скажем, по сравнению с цветными историко-архитектурными объемными макетами, при помощи которых можно гораздо выигрышнее показать ту далекую и, увы, ушедшую от нас среду.



Согласитесь, далеко не каждому областному центру необъятной российской Федерации так повезло: иметь возможность реконструировать абсолютно все государственные здания в сравнительно малом, всего-навсего десятилетнем временном диапазоне, да еще и двухсотлетней давности. Опираясь на обширное графическое наследие В. Б. Белокопытова, мы решились на фрагментальную реконструкцию городской среды Воронежа рубежа ХVIII и XIX веков. Из-за ограничения объемов статьи, мы покажем всего лишь три картины. Главный объект в поле каждой картины – это, безусловно, старинное здание, точнее, его цветной макет. Далее при помощи компьютерных технологий набираем окружающий антураж (небо, поверхность земли, трава, деревья, кустарники и т.п.), получается здание в пейзаже. Тем не менее, нашим городским пейзажам все-таки чего-то не хватало, но чего? Вероятно, жителей города разных сословий. Но где, скажите, те типы жителей раздобыть, какие конные экипажи использовали воронежцы? рассматривая и изучая городские пейзажи той эпохи, а это в основном картины Петербурга и Москвы, один из авторов (В.А.) повстречался с великолепными акварелями и гравюрами шведа Бенжамена Патерсена (1750-1815). его по справедливости называют "наиболее одаренным и лиричным из иностранных изобразителей" северной столицы нашего государства.

Особое внимание привлекли многочисленные фигурки горожан на художественных листах мастера, интереснейшие жанровые сценки, а также "городской транспорт" того времени. Кроме работ Б. Патерсена, изучались также и работы русских художников начала XIX века, в частности, Ф.Я. Алексеева и А.Е. Мартынова. Найдя с помощью работ перечисленных мастеров типажи горожан, конный транспорт и изучив жанровые сцены, можно было продолжить давно начатую историко-реконструкционную работу по городу Воронежу. Однако нас ожидала новая трудность: таких заинтересованных воронежской темой местных художников и архитекторов, а, главное, таких талантливых, как Б. Патерсен, Ф.Я. Алексеев, А.Е. Мартынов у нас, к сожалению, сегодня в наличии нет. Кто будет рисовать фигурки людей и лошадей?.

И здесь возникла идея. А что если не нарисовать, а вылепить фигурки? Горожан начала XIX века: мещанремесленников, купцов, крестьян, священнослужителей, чиновников, дворян, военных и т.п., а также реконструировать старинные экипажи разнообразного назначения. Составить из всего появившегося на свет "коллектива" различные жанровые сценки и поместить в наши картинные сюжеты. Тем более что опыт работы в скульптурной миниатюре у автора приближается к шестидесяти годам...

Макеты воронежских зданий были выполнены студентами архитектурного факультета ВГАСУ в период с 2000 по 2011 годы.компьютерную обработку всех рисунков и коллаж сюжетных реконструкций выполнила студентка архитектурного факультета ВГАСУ специальности "Дизайн архитектурной среды" О. Доманина, 2011 год. Всех "воронежских людей" и экипажи вылепил из самого обыкновенного детского пластилина и склеил из картона В.А. Митин в период 2010-2011 годов.