Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Говорящие улицы станции Отрожка
Портал 36on.ru продолжает проект «Левый берег», в котором старается показать читателям Воронеж с необычной стороны. Сегодня мы пройдем по улицам примыкающим к станции Отрожка и поговорим об отдыхе, пляжах и ванных. Вспомним про школьное образование того времени и оценим перспективы береговой линии.
12686
Поделиться с друзьями
Если вы задумали попасть на станцию Отрожка с Проспекта Революции, то оптимальный вариант сесть на маршрут №90 и быстро очутиться в желаемом месте.
 
 
Я попал на левый берег, следуя на своем ретровелосипеде через железнодорожный мост, вдоль насыпи и острова, соединяющего два берега. 
 
Перейдя железнодорожный мост и свернув налево, вы окажетесь на одной из самых известных улиц района - улице Розы Люксембург. Двигаясь параллельно станции Отрожка, мы увидим мост, по которому над нами двигается общественный транспорт. В этой точке мы сразу можем оценить связность данного района с остальными районами. Такое ощущение, что все кварталы города обречены на транспортные проблемы, один квартал - одна дорога.
 
 
Транспортными магистралями района являются: по периферии Панфилова, Калининградская, Розы Люксембург, Куйбышева. Внутри самого района Боровская, Лермонтова, соединяющая с многоэтажным кварталом перед бывшим заводом «видеофон». Остальные улицы – грунтовые, не асфальтированные. 
Судя по названиям улиц, именовали их в середине 30-х годов. Это, улицы в честь писателей, - Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и французского писателя Анри Барбюса, члена Французской коммунистической партии, умершего в 1935 году. Есть улицы в честь старых большевиков: Красина, Куйбышева, умершего в том же году, что и Анри Барбюс. Переулок и улица Артема, старого большевика, отсидевшего полгода в воронежской тюрьме. 
 
Некторые улицы названы в честь отрасли - Паровозная, Машинистов, Деповская. Много улиц олицетворяющих Эпоху и географию, Белгородская, Пионерская, Колхозный путь, Калининградская, Богучарская.
 
Но вернемся от топонимики квартала к её особенностям. Как многие уже поняли, особым объектом внимания для нас в силу своей привлекательности является береговая линия по всему левобережью и в этот раз фокус останется прежним.
 
Прибрежная зона
 
Район, непосредственно прилегающий к береговой линии, «молод». Так на карте 1968 года, зданий западнее улицы Паровозной еще нет. Нет и на плане и мемориального комплекса в честь освободителей Воронежа в районе «Молодежного сквера. Можно предположить, что расстраиваться здесь начали после возникновения водохранилища. 
 
 
Ближе к съезду с эстакады моста, в 450 метрах слева мы увидим удобную парковку и оборудованную для пикника площадку, где можно комфортно провести время в тени, в непосредственной близи от небольшого затона. Здесь находится кафе и банный комплекс.
 
Еще ближе к эстакаде около 2000 кв. метров дикого пляжа с симпатичным коттеджем, перед фасадом которого бетонные плиты, делающие это место удобным для подъезда и парковки автомобилей. Ближе к железнодорожному переезду старые здания ст. Отрожка и хаотически расположенные жилые дома.
 
Вдоль линии берега, где прежде была речка Инютинка, а теперь водохранилище  - сосны, кафе, бани, «долина нищих», недооборудованные пляжи, лодочные станции: «Инютинка» и «Чайка», старый, но работающий футбольный стадион. 
 
 
Нельзя не отметить, что рядом с футбольным полем, советские археологи обнаружили стоянки эпохи неолита. Чуть дальше, севернее вдоль берега стояли коровники и загоны для быков. Сейчас эта часть района застроена большими строениями в три этажа плюс гараж. Некоторые даже имеют честь называться коттеджем, большинство же визуально - хрущевки.
 
Потенциал у данной территории для создания комфортного времяпровождения горожан есть. Практически везде до Брежневского залива - удобные места для прибытия на автомобилях, велосипедах или пешком. На всем протяжении береговой линии - песчаные пляжи. Уродливой оспиной около пристани «Чайка» -  автодром, совершенно лишний элемент для рекреационной зоны. На мой взгляд, это временный объект и в перспективе он может трансформироваться в более привычные места для отдыха горожан.
 
Линия дебаркадера на лодочной станции Инютинка порядка 150 метров. Подъезд к ней удобен, до нее, собственно, всего 2 км на автомобиле или 1,5 км на велосипеде. Особенности ландшафта позволяют нам видеть стоящие на пристани катера и лодки. 
 

Пристань  лодочного кооператива «Чайка» значительно дальше и, в отличии, от «Инютинского» дебаркадера практически не видна и скрыта за забором и дачными постройками одноименного дачного кооператива.
 
Очевидно, что создание полноценной набережной, сформирует условия для прихода сюда бизнеса. Создание эстетически привлекательных зон для отдыха будет магнитом, который постепенно привлечет сюда новых игроков. В настоящий момент, по сторонам идущей в непосредственной близи магистрали уже расположены автосервисы и предприятия из сферы ресторанных услуг. 
 
Если же одна из лодочных станций догадается сделать дебаркадер прогулочной зоной, то цена недвижимости в этом районе значительно вырастет. По моему мнению, данный район должен быть комплексно освоен как «курортный» район с соответствующим природоохранным статусом, чтобы исключить вырубку деревьев и размещение предприятий, загрязняющих территорию и акваторию. Город, таким образом, получит занятое население и привлекательный образ для внешнего использования, где хороший климат и дружелюбная городская среда. 
 
Довоенные здания 30-х годов
 
Пробежимся по улицам, тяготяющим к станции Отрожка. Улицы Пионерская, Паровозная и Розы Люксембург, образуют «треугольник», на котором размещена значительная часть учреждений времен СССР необходимых для жизни этого района. Среди знаковых зданий: бывшая школа, баня 1937 года постройки, здание аптечного пункта, почтовое отделение, двух-трехэтажные здания для рабочих. 
 
Итак, улица Паровозная, 62, школа № 53, до войны школа № 49. Построена скоростным методом - за 50 рабочих дней в 1940 году. Вероятно здесь отработана технология, которая заимствована во время изучения практик строительства массового жилья в Германии того времени. Скорее всего, были доставлены сборные конструкции, изготовленные из стандартизированных деталей для последующего монтажа из них. 
 
 
Это школа типовой проект № 2074 Наркомпроса РСФСР.  В таком проекте предполагалось три лаборатории: физики, химии и естествознания. Фасад здания декорирован пилястрами, между пилястрами видна реторта, глобус, открытая книга, факел и электроскоп, что, по всей видимости, отражает прометеевский пафос  задач, стоявших перед СССР. 
 
В школе отсутствовали актовый и физкультурный залы. Недостаток был исправлен позже пристройкой спортивного зала и классных помещений. 
 
Перед школой большое открытое пространство, по периметру которого сохранилось асфальтовое покрытие. Вероятно, в прежнее время это была площадь для линеек и праздничных мероприятий, рядом же баскетбольная площадка, турники и детская площадка. 
 
 
В 2006 году школа была закрыта, а затем преобразована в «Спутник». Новая школа расположена теперь в восточной части поселка, ближе к бывшему заводу «Видефон». 
 
В четырех сотнях метрах от школы параллельно железнодорожным сообщениям расположена баня № 9 построенная в 1937. Она -  важнейший элемент новой организации быта в СССР, наряду с клубом и заводом, ФЗУ, домом-коммуной и яслями. 
 
 
Стоит напомнить, что условия труда рабочих в то время были ужасными, не многие жили в домах, и тем более в отдельных квартирах. В рабочие ютились в подвалах, бараках, на съемные углах и койках. Съемные квартиры - роскошь. 
 
Поэтому вы понимаете, что строительство бани в этом районе было продиктовано суровой необходимостью, прежде всего санитарно-гигиенической, поскольку посещение городских бань это осознанная необходимость, а не прихоть изнеженного патриция в поисках литературных и эротических приключений. 
 
Вспомним, что первый Генеральный план города был утверждён в 1939 г, то есть спустя 7-8 семь лет после принятия решения о строительстве социалистического города. В целом развитие этого пригорода, как и всего левобережья, проходило при катастрофическом отставании социальной, бытовой сфер от ускоренного развития индустриального сектора. 
 
Район домов на Б.Хмельницкого
 
Хотелось бы рассмотреть комплекс зданий расположенных друг против друга в районе моста. Это здания под номерами 11, 13, 15 с одной стороны, и 18, 20, 22, 24 с противоположной стороны. Все здания 2-3 этажные, из красного кирпича, с балконами, забранными сайдингом и остеклёнными. Заметно, что некоторые жители заменили старые окна пластиковыми, что конечно испортило внешний вид здания. 
 
Дома в прибрежной части расположены в три линии.
 
Один из них резко отличается от остальных своим видом. Старожилы говорят, что дом Б.Хмельницкого №20 постройки 1924 года. Это здание в стиле конструктивизм, с понятными нам архитектурными особенностями, выделяющими его на фоне остальных. По словам жителей, прежде там были партийные органы, кабинеты облисполкома, офис Банка. В настоящий момент это жилые помещения, двух и трехкомнатые квартиры. Коммунальные квартиры - трехкомнатные. Стены из кирпича, перекрытия деревянные. 
 
 
Многие жители этого района живут здесь с 1970 годов. В разговоре со мной отметили ряд недостатков жилья в старых домах. Отсутствие ванных комнат, заставляет выгораживать душевые «кабинки» в кухнях по 6 - 8 кв.метров. Кроме того на кухнях еще и АГВ! Ванна в каждой квартире - это цивилизация, говорит герой в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и сложно с этим не согласиться, а это заметьте – 1975 год. 
 
Внутри двора был и гараж из металоконструкций и архив, сейчас там можно увидеть кладовки, в которых хранились дрова или уголь для отопления этих домов. 
 
 
Комнаты, выходящие на сторону моста это малые пыточные, где от звона дрожащих бокалов и чашек болит голова.  Могу предположить, пусть меня поправят специалисты, но жители дома №20 стали жертвами. Возведение моста решило проблему транспортной связности целого района, но ухудшило условия проживания 16 семей. Это вполне комфортное место для размещения офиса, но не для жизни. 
 
Мечта жителей этого дома и домов, расположенных рядом, переселиться в новые дома. Но по их словам, органы местного самоуправления поздно включились в процесс по включению этих зданий в программу по расселению ветхого жилья.
 
 
Дома, расположенные по нечетной стороне улицы Хмельницкого, «притулены» к складским строениям станции Отрожка и построены для руководителей и инженерно-технического состава вагоноремонтных мастерских. Здесь интенсивное движение общественного транспорта, сюда не сложно добраться и несложно уехать хоть на Машмет, хоть в Северный район.
 
В доме №15 несколько ризалитов, арочные окна придают зданию элегантность. В здании №11- колледж ЮВЖД. Прежде там был даже компактный сад, но в старых деревьях в том районе сложно угадать былое великолепие.
 

 
В 1959 году открывается движение по трамвайной линии до Отрожки. Мы и сейчас можем увидеть здание диспетчерской около высотки по адресу Богдана Хмельницкого, 19а. Но уже в 2002 году прекращается движение трамваев в Отрожку. Пару лет тому назад, за это здание просили 2 - 2, 5 миллиона рублей.
 
 
Отмечу, что этот район по сути находящийся в шаговой доступности от водохранилища. От остановки общественного транспорта до лодочной станции «Динамо» всего 300 метров. Рядом футбольное поле, на берегу мастерская, пилорама. Молодежь, словно воробьи, сбивается в стайки, усевшись на старые бетонные плиты и деревянные короба. С одетого в бетонные плиты берега, -  прекрасные виды на Отроженский мост и правый берег. Летом жители улиц Артамонова и Хмельницкого выходят с детьми на пикник. 
 
Завершая обзор прибрежной линии, можно отметить, что если здание диспетчерской находится в частной собственности, оно должно быть выкуплено и передано частно-государственной инициативе. Уже сейчас напрашивается идея по созданию инженерной мастерской и созданию в этом районе общественного пространства, которое может стать Юрмалой. 
 
Чтобы не откладывать в долгий ящик обустройство данного района, уже высказана идея по созданию инициативной группы, которая могла бы учесть интересы живущих там, интересы муниципалитета и частного бизнеса.  
 
Продолжение рассказа о жизни района читайте во второй части.
 
Автор текста: Илья Бейлин.
 
 
Автор: Анна Филатова
Левый берег Богдана Хмельницкого улица
Оазис в Репненском лесу
02 декабря 2016, 15:52
Views 7385
Гаражи и маяки
22 ноября 2016, 16:23
Views 7205
Тавронеж
21 октября 2016, 16:28
Views 8607
Чахоточная Дева Воронежа
15 октября 2016, 17:58
Views 9950