Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 7629

Прогулка с девушкой на каблуках

some alt text
Левобережные спальные районы, впрочем, как и спальные районы по всей периферии нашего города имеют классическую триаду: парковка, детский сад и пустыри. Если хочешь отдохнуть, придется добираться до «Алых Парусов».  Район, о котором мы будем говорить, имеет одну альтернативу, так как у жителей этого района есть дамба, подвесной мост и возможность ходить по песку, наблюдая за дикими утками.
 
История спрятала за кулисы старые здания, проулки, конюшни, на которых прежде паслись кони для воронежских пролеток и извозчиков. Запахи и звуки этих кварталов стали иными, нежели треньканье бубенцов, трамвая, звук стекла на фабрике елочных игрушек. Редевелопмент по-воронежски это авторемонтная мастерская в стенах храма, затем снос под жилой комплекс и…занесенный ковш экскаватора останавливается обеспокоенными гражданами. 
 
Но начнем мы с другой стороны. Ныряя во двор Брусилова 3в, здания, чей шпиль мы видим, въезжая на левый берег по Чернавской дамбе, окунаешься в антимир Кэрри Брэдшоу. Здесь нелегко идти на высоких каблуках,  - только обувь для трекинга. Хотя логично предположить, что вокруг детского сада должна быть комфортная среда для перемещений пешехода. То, что здесь еле теплится социальная жизнь, подтверждает цифровая вселенная, показывающая, что велотреки завершаются сразу за детской школой на набережной.
 
Чуть далее, если взглянуть с высоты птичьего полета, словно пять клавиш фортепиано, расположены пятиэтажные дома в глубине большого квартала, перед школой №6. Возле дома Ленинский проспект 105\2 большая клумба, которую жители этих дворов устроили посреди унылого пейзажа, облагородив эту проезжую часть улицы. 
 
 
В целом в исследуемом нами районе, не менее 20 продуктовых магазинов, что весьма удобно, все в непосредственной шаговой близости.  Кроме дворов, можно увидеть и  симпатичный сквер перед домом Ленинский проспект, 105. Это симпатичное место удачно служит буферной зоной между домом и автострадой, защищая жителей от облака пыли и газов. 
 
Если вы молодая барышня и еще не сломали туфли, вы не сможете не заметить возросшую интенсивность движения вдоль футбольного поля школы к строящемуся ЖК «Кристальный» по адресу ул. Спортивная набережная 19а. Улица, направленная к комплексу, служит связующей нитью скорее для автомобилистов, чем для пешеходов, и потому вызывает у меня ощущение небезопасности для школьников, да и просто для тех, кто живет в этом районе.
 
По проектной документации в жилом комплексе на берегу водохранилища будет несколько секций. Самая высокая секция будет в 21 этаж. На первых этажах запроектированы магазины для непродовольственных товаров.  Общее количество машиномест подземной автостоянки – 65. Количество квартир – 232. 
 
Витрины вдоль Московского проспекта в этой части не примечательны, стилобат первого этажа -  не эталон привлекательности. Наиболее выразителен в нашем случае угол улицы Димитрова возле бани №9, напротив рынка Придача. Данный угол больше напоминает руины Колизея, чем центральную улицу Левобережного района. Стимулов зайти в магазин мало, магазины в данном районе рассчитаны на удовлетворение самых простых потребностей, на товары ежедневного спроса.
 
 
Видимо поэтому шопинга во время прогулки со знакомой по кварталу не получилось, только купили минеральной воды в этот жаркий день в одном из павильонов.

Павильоны, гаражи и джаз?
 
90-е годы, съевшие остатки советского быта, отсутствие градостроительного замысла 2000 -х, повлекли за собой возведение временных объектов - так быстро растут разве что шампиньоны в долинах рек после летних дождей. Эти объекты компенсировали смерть универмагов и разорванную связь времен, создавая элементарные удобства для своих граждан. Так, например, павильон-магазин «Придача», расположенный между домами 132 и 148 по улице Ильича, превратил в оживленное место возникший пустырь, богато декорированный гаражами.  
 
 
Гаражи - замечательная лаборатория практического опыта для мальчишек, но теперь мальчишки уже не те. Майнкрафт и шутеры, вроде CALL OF DUTY, заменяют им вселенную, хотя конечно еще не растворили в ней. По-прежнему полно тех, кто умеет взять шуруповерт с правильной стороны. 
 
Павильоны, в которых можно было купить всякую снедь, сигареты, хлеб или газированную воду, с одной стороны генерировали мусор вокруг, который наши граждане усердно организовывали в своих же дворах. С другой стороны, они создавали рабочие места и хоть как-то поддерживали хоть какую-то жизнь. Архитектурно нелепые, но несущие вполне конкретную торговую функцию, они словно веснушки украшали пустые дворы, из которых десять лет назад исчезли детские площадки. 
 
Думают ли воронежские застройщики, что Царство Божие внутри воронежцев? Судя по тому, что их не волнует архитектура возводимых зданий и городская среда, то думают. Видимо они наедются, что богатый внутренний мир горожан переварит это безобразие и превратит этот уксус в вино.
 
Можно ли предположить, что если сюда ненароком занесет любительницу Сары Джессику Паркер, то она превратит пыльную улицу Старых Большевиков, идущую к  вышеописанному жилому массиву, в подиум? Будем надеяться, что девушки-хипстеры на велосипедах доедут до арт-объектов и получат удовольствие от странных памятников и инсталляций. Правда фестиваля электронной музыки, джаза или нонейм-арта вам пока не дождаться. Да и какой здесь джаз? Каждой архитектуре присущ свой жест, своя мелодия, но никто здесь не слышал мелодий из водосточных труб.
 
Здесь нет места для прогулок, вышедших на пенсию, - для них в качестве ипподрома и танцпола узкие коридоры поликлиник?
 
О «молекулах»
 
Говоря о развитии территорий, кварталов, дворов и городов, стоит помнить: все, что мы можем - это общаться с группами людей, в компании людей, в определенных благоприятных условиях. Именно группы или сообщества людей меняют нашу жизнь, меняют сложившийся образ жизни. Но что может заставить меняться  людей в данном районе: создание новых объектов, создание условий для жизни, творчества и работы, появление новых резидентов-жителей из Бельгии или Молдавии?
 
Что такое социальная молекула в данном районе: - дом, «микроквартал», группа домов, объединенных общим центром притяжения вроде школы или спортивного центра, парка? 
 
Многоквартирные дома, расположенные ближе к дамбе, практически не имеют уютных дворов, а скорее напоминают парковочные карманы. Пешеходные дорожки низкого качества, детские площадки - словно здесь недавно шли боевые действия. Для создания комфортной среды в этих дворах нужны значительные усилия и, прежде всего, не материальные, а социальные. Необходимо участие самих горожан, работа молодых архитекторов, создание таких конструкций и планировочных решений, где было бы место подросткам, пенсионерам и молодым родителям.
 
Стало ли понятие двора атавизмом? Нужен ли двор современному жителю и, если да, то зачем? Дети играют онлайн в wartank, родители тихо беседуют в фейсбуке, за пиццей не надо идти в магазин и только ловля покемонов выгоняет на улицы. Пространства между домами не похожи на дворы, которые помнят те, кто родился в СССР, они застряли в 90-х годах, которые поросли словно днище кораблей ракушками-гаражами. Вряд ли это можно назвать благоустройством. 
 
Уникальных фасадов нет, современной архитектуре не свойственны запоминающиеся жесты, все монотонно. Взгляд не цепляется, разве только, здание бани выглядит красной помятой старой подушкой и вероятно, что только Ким Кэттролл туда могло занести во время ее эротических приключений.
 
Три кита Придачи
 
Не важно, идете ли вы по Димитрова вниз к водохранилищу или вверх, по направлению к рынку Придача, ваш взгляд обязательно зацепится за старое кирпичное здание. Размер главного здания 18 на 25 метров, с двумя выступающими ризалитами, которые сейчас кажутся пристройками, отданными в аренду для торговли кондитерскими изделиями. Чуть в глубине территории, огороженной забором строение, в котором прежде размещались газовые котлы для бани. Общая площадь территории бань и подсобного хозяйства порядка 1000 м. кв.
 
Здание Бани №9, лично мне напоминающее чем-то строение позднего Рима, расположено напротив прежнего храма, что, на мой взгляд, не случайно. В голову сразу приходят строки, римского поэта-сатирика - «Надо молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Здесь напрашиваются параллели в истории. Отсутствие элементарных санитарных условий в скромном и тесном жилище римлянина подразумевало популярность общественных бань терма того времени. Впервые терму возвёл полководец Агрипп для бесплатного пользования жителям Римской империи ещё в двадцатых годах до нашей эры. Баня, возведенная в 1938 году, равно как и другие бани левобережья, была осознанной необходимостью, вызванной сложными санитарно-бытовыми условиями рабочих того времени. Об этом в частности, я писал в материале посвященному ВоГРЭС. А ранее, в 1918 году газета «Вечерний курьер»  читаем  - «Москвичи, проклинающие свою жизнь, едва ли могут, тем не менее, представить себе ту кошмарную обстановку, в которой живет и мучается население крупного губернского города. Во всем Воронеже, несмотря на острую тифозную эпидемию, нет ни куска мыла, прачечные закрыты. Частных прачек, за отсутствием мыла и дров, также нет. Чтобы выстирать белье приходится у спекулянтов доставать кусок не то извести, не то глины, носящее название мыла, за 20 руб. фунт. В больницах лежит множество трупов по нескольку недель; крысы грызут эти трупы, разнося по всему городу страшную заразу»...  
 
Ядром Придачи является выпяченный в сторону рынка и школы аппендицит района. Главной улицей в слободе была вовсе не дорога, шедшая параллельно реке Воронеж. На карте 1870 года коммуникации между Монастырщенкой (ныне район за парком Алые паруса) и Придачей обозначены, но сложно в этом признать тракт, дорогу.  На всех картах более позднего времени, вплоть до авиационных карт, сделанных во время военных действий 1942-1943 годов, видна направленность дорог не с севера на юг, а с запада на восток, по направлению к селу Репное и далее на Тамбов. 
 
О самом рынке, пожалуй нет смысла писать….Разве только о том, что правее рынка Порт-Артурская улица, на которой расположены двухэтажные здания барачного типа. Сама улица уходит в малоэтажную застройку, и качество дорожного покрытия здесь гораздо выше, чем во дворах, о которых мы писали ранее. Эти дома скоро исчезнут, так они предназначены под снос по программе по переселению граждан из ветхого жилья.
 
Куда как интереснее здание, в котором располагалось Ссудо-сберегательное товарищество. Это последний символ уходящей эпохи. Фасадом здание обращено к рынку и ведущей к Тамбову дороге.  Именно здесь, по мнению многих моих знакомых, заканчивается город.  Это трёхэтажное здание из красного кирпича с залом для выступлений и благотворительных концертов на первом этаже и конторами на остальных. Собственно говоря, это один из первых светских культурных центров левобережья. Прежде там имелся большой сад и приусадебный участок. В настоящий момент здание школы зажато между заброшенной стройкой и цехами авторемонтного завода. 
 
 
Через дорогу ближе к старым домам, павильон «Цапля».  Вокруг него мы не обнаружим роскошного газона или цветника, увы. Надо отметить, что временные сооружения это тема отдельного большого рассказа.
 
В завершении хотелось бы упомянуть здание старого автовокзала. Это типовой объект конца 60-х, потребность в создании которого определялась процессами индустриализации. Новые рабочие места требовали новых рабочих рук. Это была удобная точка для прибытия и отправления горожан в пригороды и ближайшие поселки, и для тех, кто торговал на рынке «Придача».
 
 
Для стороннего наблюдателя строения как будто и не существует. Вокзал скрыт от прохожего шанхаем торговых палаток, хотя и расположен в непосредственной близи от здания «Макдональдс». Его площадь 300 кв.м. Четыре платформы для посадки. Начал работать уже в 70 годы. Объёмно-пространственная структура автовокзала представляет собой куб, который формирует три зоны: площадь перед автовокзалом со стороны городской автомагистрали, зону прибытия автобусов и зону их отправления. В формировании интерьера центральной части автовокзала существенную роль играют панельные стёкла, которые открывают вид на Димитрова. Хотя конечно же пешеход не может оценить этого здания так как оно спрятано за забором и торговыми палатками.
 
 
На смену старой инфраструктуре приходит новая инфраструктура. Она прорастает мучительно и больно, замещая прежний функционал, разрывая прежние сложившиеся практики, для некоторых горожан это потеря. Кто-то получит от трансформации бонусы, а кто-то все издержки. Можно ли купировать шоковые последствия для горожан социальной, культурной политикой? Ответ вроде бы простой - да. 
 
К сожалению инвестиции, в городскую инфраструктуру запаздывают, а количество населения растет. Будем надеяться, что ближайшие 20 лет на левом берегу не повторят прежние ошибки, которые город совершил, как во время индустриальной эпохи, так и за последние 15 лет. 
 
Автор текста: Илья Бейлин.