Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Реки, магистрали, коридоры и дороги
Сегодня речь пойдет о междуречье в пределах разрастающегося пятна городской застройки. Всё охватить мы не сможем, но постараемся контурно наметить проблемы малых рек и перспективы развития города.
7485
Поделиться с друзьями
Говоря о левобережье, прежде всего, стоит взять карту и посмотреть на ландшафт. 
 
За последние несколько лет пятно городской застройки на левом берегу увеличилось в два раза. Если раньше от воображаемого центра левого берега - перекрёстка улицы Ильича и Ленинским проспектом до Ростовской развязки было 4 км, то сейчас до застройки в районе Ольхового урочища, а это за Бабяково -10 км.
 
Хотя, конечно, стоит вспомнить, что писал Владимир Кораблинов «С железной дорогой все изменилось, Углянские наши помаленьку чуть ли не из каждого двора в мастеровщину подались, на чугунку, как тогда говаривали». Напомню, что до станции от Углянца 25 км, что же говорить при нынешней мобильности рабочей силы. Видимо уже 100 лет назад, Большой Воронеж включал в себя  Углянец. В настоящий момент большое левобережье это Сомово, Бабяково, Новая Усмань, Углянец да и Нововоронеж.
 
Пока меня терзают смутные сомнения по поводу перспектив малых рек и самого водохранилища. Отнять часть зеркала у водохранилища, реки видятся как ограничение, а не как ресурс для развития городской среды. Вернее сказать так, малые реки хороший источник для сброса фекалий и неочищенных вод с предприятий и частного сектора.
 

Разве мы можем сказать, что это прекрасная перспектива?
 
Лучше всего горожанам знакома Усманка в районе пляжа Боровое и в нескольких километрах от ст. Дубовка, где прежде было несколько десятков пионерских лагерей и, пожалуй, в районе Новой Усмани, где приобретали дачи состоятельные рыбаки и охотники. Много лет тому назад, подростком Боровое мне казалось далекой планетой, сейчас с пляжа видны многоквартирные дома в районе М4.
 
До сих пор горожанами перспективы развития долин рек толком не осмыслены. Обычно они распахиваются или вдоль них строятся дороги. Вся эта «радость» родилась не сегодня. Вспомним слова писателя Пескова о реке Воронеж: «Застройщика маленького, индивидуального… вытесняет застройщик солидный — заводы, тресты, строительные организации, учебные заведения, конторы и общества. Причём берег делят азартно, по принципу: кто скорее захватит…» 
 

О туристских видах
 
Если с берега правого мы можем видеть зеркало нашего водохранилища, то на левом берегу увидеть его шансов в несколько раз меньше. И это не смотря на то, что водохранилище там ближе и доступнее. Связность левобережных улиц с «морем» и берегами рек сведена к нулю, о чем мне не раз приходилось упоминать в предыдущих материалах.
 
Практически нет смотровых площадок, ведь доступ к водоемам застроен многоэтажками. Лестничных и иных спусков к водохранилищу мало и все они необустроены. Вы можете привезти туриста на смотровую площадку на правом берегу, а на левом их практически нет.
 
 
Если виды Города Ангелов, Брюгге или берега Влтавы запечатлены во многих туристских гидах, то что предъявить Воронежу?
 
Меня всегда удивляло, что вид на море с одной стороны для застройщиков капитал, которым они торгуют, а доступ к морю для жителей домов сводится к эпизодическим походам подростков покурить и выпить пива. Маргинальность набережных подчёркивается размещением здесь гаражей. Эта маргинальная территория становится местом для наркоманов, чувствующих себя здесь в безопасности.
 
 
В настоящий момент мы только стали разговаривать о благоустройстве территории на левом берегу. Пока там руины пляжных зон, где нельзя купаться, сорные травы, освоившие пустырии бесхозные сооружения. Все это способствует разве только туризму в стиле известного диггера и исследователя темной стороны Воронежа Владимира Малдера.
 
О транспортной доступности
 
Стоит обратить внимание и на идущие, как вдоль пятна городской застройки, так и внутрь ее железнодорожные линии. Вспомнить о планах по строительству нового вокзального комплекса на левом берегу. Как это повлияет на динамику развития города и левобережья? Стоит ли нам чего-то ждать от японских специалистов по городской среде, умеющих создавать неплохие городские электрички. 
 
Надеюсь, многие слышали недавнее заявление министра торговли, экономики и промышленности Японии о том, что Воронеж среди целого ряда российских городов, которому предстоит быть осчастливленным новыми технологиями. И здесь я, пожалуй, не шучу, в отличие от авторов фильма «Курьер»,  «— А у них технология самая передовая!»
 
Возможно, что нам подарят удочку, которая позволит целостно смотреть на проблемы городского развития. Наверное, городские электрички решат вопрос с быстрым перемещением рабочей силы для Масловской Индустриальной Зоны.

Коридоры
 
Два берега нашего города объединяет одна проблема: железнодорожная линия отрезает «центр» от других районов, при этом переездов катастрофически не хватает. Мало того, Левобережье это долины малых рек и балок, определяющих его рельеф, ландшафт, задекорированный фермами старых заводов и коттеджной застройкой.  Коттеджная застройка, на мой взгляд, это для города похлеще казней египетских. Она вгрызается в берега рек бультерьером, без очистных сооружений, что приводит к экологической катастрофе и ухудшению качества питьевой воды.

Исторически сложилось, что левобережье это проспект, на котором сосредоточена практически вся торговая жизнь города. Здесь понятная транспортная доступность, как для жителей, так и собственно транспортировки и доставки грузов, товаров к магазинам. Развитие ритейла идет вдоль пешеходных и автомобильных коридоров, сложившихся естественным образом вокруг различного рода узлов пересадок, центров притяжения вблизи общественных или деловых учреждений. Развитие левобережья идет вдоль проспекта, практически нет пешеходных или иных зон пересекающих проспект к водохранилищу или идущих к той же Песчанке.
 
Район реки Песчанка
 
К сожалению, я не смог дойти до истока реки,  расположенного за улицей Ильюшина. Хотя вдоль Славянской улиц и улицы Высоцкого, а это поселок «Красный Октябрь», прекрасная пешеходная дорожка вдоль автомобильной магистрали, заслоненная кустарником, где вкраплены кусты шиповника. 
 
 
На карте это место обозначается как Чернецкое озеро. Планомерная распашка земель последние 150 лет, погубила озеро. Сейчас водоём известен как Усманское болото.
 
В двух шагах от него и района ВАИ, отданная под застройку территория «Зелентреста». Она прорастает многоэтажками жилищного массива «Озерки». Не знаю, останется ли после застройки на месте озеро-пруд, в честь которого и назван этот массив. Предпосылок для этого, конечно же, нет, так как нарушится сложная система водообмена в верхнем слое почвы.
 
 
Сам жилищный массив оторван от городской жизни, и жители, купившие там квартиры пишут письма застройщику, ГИБДД, мэрии и губернатору с просьбой обустроить переходы, запустить новые маршруты, обеспечить безопасность, связанную с проходом через гаражи к остановкам ВАИ. 
 
На какой срок будет отставать социальная, транспортная и коммерческая инфраструктура для жителей новых жилых массивов? Если ориентироваться на практику застройки компаний «Выбор» и «ДСК» то от 10 до 3-4 лет.
 
Саму реку мы можем обнаружить сразу за железнодорожной линией, рядом с балкой «Красный Октябрь» с тянущейся вдоль нее, как бечева одноименной улицей. 
 
К сожалению, былую красоту разнотравья балки сложно оценить, данный ландшафт выедается техногенной застройкой. Наиболее заметные объекты здесь, - корпуса «Синетезкаучука» и транзитная подстанция «Кировская».
 
Пронырнув под несколькими мостами, Песчанка меланхолично вливается в водохранилище.  И чем-то похоже на «логово леопарда» из фильма «Курьер».
 
 
Удивительно заметить, что на карте заядлых рыбаков есть термин «Рыбодром №2», и он находится сразу за строением ВоГРЭС и местом, где Песчанка впадает в водохранилище.
 
 
Перспективы
 
Мы бездумно вырубаем деревья, осушаем болота, травим реки, природа возмещает нам пожарами, суховеями и пылевыми бурями. Вспомним, как в 2010 году столица была парализована дымом от торфяников. Это всё результат их осушения. Нечто похожее в настоящий момент и у нас. Левобережье нуждается в сохранении зеленых насаждений и бережном отношении к долинам пяти рек. 
 
Одновременно мы стремимся к дальнейшему развитию города во многих других сферах. Это неизбежно влечет за собой увеличение числа жителей нашего города. Чтобы согласовать эти цели, город может делать ставку на качественный рост. Это означает, что мы должны увеличивать площадь за счет ранее использовавших в других целях территорий. Мы должны использовать так называемые «конверсионные территории», как например территория «Вторчермета» (земли территорий промышленных, бывших военных объектов) и включить их, таким образом, в новые жилые и рабочие зоны для населения нашего города.
 
 
Если вспомнить Генеральный План, то мы можем увидеть, что планируется Южный Мост, размещенный ниже ВоГРЭС, и его эстакада пройдет по той части территории, где течет река Песчанка. Не уверен, что этот план спасет реку, скорее всего, река будет спрятана в каменный мешок, как Неглинка в Москве. Затем дорога проследует мимо Чернецкого озера и окончательно разрушит водоносные горизонты. Бульдозер строительной машины не думает о социальной гармонии, только об эффективности.
 
Все точка. Читаем отходную молитву
 
Повторит ли Тавровка судьбу Аральского моря, я не берусь утверждать, но то, что деградация почв может наступить это совершенно точно. Так, в 1938 году «отрегулировано» русло реки Тавровки. Всего за три года речка умерла: ее полностью, начисто и навеки, заилило песком и выносами из балок, тоже сложенных песками. Это данные доклады инженера В.М. Лобачихина, филиала «Росгипросельхозстроя», на научной конференции, 1962 год.
 

Воронеж является пока еще зеленым островом в лесостепной зоне с заметными голубыми полосками малых рек. Я искренне надеюсь, что горожане хотели бы сохранить для будущего эту особенность города. Есть ли в нашей области градостроительная перспектива, позволяющая сохранить реки, как значимый природный ресурс, изменить отношение горожан ко всему великолепию цветущих лесостепей и создать модель управления окружающей средой? 
 
Ведь нет ничего чудеснее, чем Ольховый лес в районе Бабякова, заросли вдоль стариц реки Усманка, обозначенных на карте, как озера. И всё это богатство всего в 8 км от ст. Отрожка.
 
Возможно, что такой проект стал бы реперной точкой, отделяющей прежнюю историю нашего города от иной, выскользнувшей из кармического цикла, из бесконечного Дня Сурка. 
 
Автор текста: Илья Бейлин.
Автор: Анна Филатова
Левый берег
Оазис в Репненском лесу
02 декабря 2016, 15:52
Views 6449
Гаражи и маяки
22 ноября 2016, 16:23
Views 6160
Тавронеж
21 октября 2016, 16:28
Views 7172
Чахоточная Дева Воронежа
15 октября 2016, 17:58
Views 8623
Прогулка с девушкой на каблуках
30 сентября 2016, 18:22
Views 6302