Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Трубочный завод сносят в Воронеже
4301
Поделиться с друзьями

Конец Трубочного завода?

В Воронеже, на улице Революции 1905 года, 31, сносится историческое здание, не занесенное в официальный реестр охраняемых памятников, -  бывший Трубочный завод, где в предреволюционное время работали Андрей Платонов и Самуил Маршак. Мемориальная доска снята с фасада и передана в Областной литературный музей.

Левое крыло обширного, сложного административно-производственного корпуса было разрушено еще несколько месяцев назад, и на его месте уже вырыт котлован. Сейчас обнесены забором центральная и правая части бывшего завода, что предвещает его скорый конец. Центр ансамбля еще украшен фронтоном и лепным картушем, на котором, вероятно, первоначально был герб фирмы "Вильгельм Столь и Ко" - именно она экстренно построила в 1915 году этот важный завод, востребованный войной, - здесь выпускались трубки для артиллерийских снарядов. В 1916 году сюда пришел работать литейщиком будущий писатель Андрей Платонов, постигавший на заводе ценную школу жизни. Тогда же в заводскую контору поступил переводчиком документации Самуил Маршак, как раз в это время занявшийся вплотную и переводами литературными. Ценное здание и в судьбе обоих литераторов, и в истории Воронежа.

Два десятилетия назад его не стали заносить в перечень памятников, охраняемых государством (хотя все признаки памятника налицо) лишь по той причине, что сложно охранять в неизменности цеха - это были цеха жиркомбината, работавшего здесь с 1920-х годов. Точнее, жиркомбинат уже успешно преобразовали в акционерное общество "Финист" и полагали, что для его нужд потребуются новые технические переделки. Кто же мог предположить, что такое востребованное производство, как выпуск мыла, вскоре будет полностью ликвидировано в старом здании и что свершится поворот от переделок к сносу? Но ныне заводской участок отведен под сооружение многоэтажных жилых домов - строительно-квартирный бум в Воронеже продолжается.

На фасаде бывшего Трубочного сначала повесили временную примитивную доску, посвященную Платонову, а несколько лет назад, когда городское управление культуры смогло найти необходимые средства, доску заменили на новую - добротную, мраморную. Даже следы - углубления - от старой доски не успели еще заштукатурить и закрасить...

На днях второй доске оказали должные почести. По инициативе городского управления культуры она снята и передана литературному музею. Она уже стоит в экспозиционном зале "Андрей Платонов" - пока на полу. В будущем для нее соорудят подставку, ведь по музейным канонам экспонировать предметы на полу не положено.

А что же виновник этих грустных заметок - здание-памятник? Разве заслужило оно такой участи? Безусловно, нет. Ведь он занесен в "Материалы Свода памятников истории культуры Российской Федерации", изданные в 2000 году под эгидой Министерства культуры и под названием "Историко-культурное наследие Воронежа". И пусть не тешит кто-то себя доводами о том, что, дескать, в городе есть другие доски, посвященные Платонову и Маршаку. Именно такое оправдание мне довелось услышать на недавнем совещании с участием общественности и чиновников, которые как-то могли бы повлиять на ситуацию. Нет дома, в котором родился Платонов, нет двух школ, в которых он учился, снесено здание, в котором он в 1920-е годы жил и писал...

Так, может быть, еще не поздно сохранить хотя бы одну фасадную стену, как это часто предлагается в последние годы там, где это надо и не надо. Город справедливо борется против таких архитектурных решений, а в ситуации с Трубочным заводом они, на мой взгляд, были бы очень уместны. Мне неизвестен проект застройки участка, но я уверен: было бы желание, а одну стену всегда можно сохранить, например, встроив ее в новый дом и вернув на нее доску. И тогда застройщик зарекомендовал бы себя в глазах всего культурного города с самой лучшей стороны. Все говорили бы: "Вот, смотрите, памятник даже не был под охраной, а к нему подошли с такой заботой..."


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".




 

Автор: Павел Попов