Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Интервью 7683

Сергей Старостин: «Традиционной музыке нужно дать вторую жизнь»

12 апреля в Воронеже состоится концерт поистине беспрецедентный – впервые в нашем городе выступят знаменитое питерское новоджазовое «Волковтрио» и легендарный фольклорист Сергей Старостин. Надо сказать, что и первых и второго в нашем городе заждались – музыканты такого уровня почему-то до Воронежа добираются крайне редко.  Так, выступление Владимира Волкова, лидера трио, планировалось во время второго Платоновского фестиваля. Билеты были раскуплены подчистую, однако выступление не состоялось. Сергей Старостин выступал в нашем городе лишь однажды, несколько лет назад.
 
Вообще,  Старостин, которого в среде музыкантов уважительно называют «Дедом» - фигура знаковая для отечественной музыки. Удивительный проникновенный вокалист, исполнитель на всех мыслимых и немыслимых народных инструментах, человек с широчайшим кругозором,  исследователь народной музыки.  За свою жизнь он совершил десятки этнографических экспедиций, вывозя из каждой сотни  традиционных песен. Дальше - больше. Он вывел  традиционный фольклор на мировую музыкальную сцену. Причем туда, где раньше ничего народного и близко не  было, – на самый передовой и авангардный ее край. В его исполнении традиционная музыка буквально обретает вторую жизнь. Это очевидно на примере многолетней работы Старостина с фри-джазовым «Волковтрио», с Инной Желанной, с Moscow Art Trio  и другими.
 
В преддверии предстоящего концерта 36on.ru Воронеж публикует интервью с музыкантом.
 
 
- Вы москвич, выпускник консерватории. Как вышло, что вы пришли к народной музыке?
 
- Человек не может жить вне своего времени. Я родился в то время, когда шло восстановление городов и одновременно – масштабное разрушение деревенской жизни. В 1950-е годы и начался массовый исход из деревни.  Именно тогда мои родители уехали из деревни. Поэтому говорить о том, что я городской человек было бы  не совсем верно. Народные песни, традиции всегда были рядом. Стоило  лишь  однажды попасть в этнографическую экспедицию, чтобы началось возвращение к народной культуре. Хотя, с  другой стороны, в этом есть некий элемент самообмана – да, я занимаюсь исследованием русского фольклора и традиций, но живу я все-таки в мегаполисе…  
 
- По-вашему, возвращение к корням должно быть связано с возвращением непосредственно в деревню?
 
- Именно. Это означает  острее чувствовать смену времен года. Чувствовать процессы, связанные с землей. Для деревенского жителя весна означает не только уход снега и холода, но и подготовку к посеву. Понимаете, в городе праздник не кончается никогда. Нет никакой проблемы, чтобы устроить себе праздник в любое время. На селе все иначе – есть время для работы и периоды для отдыха и веселья. Деревенские жители острее чувствуют праздники, они как бы накапливают энергию для них.
 
 
- Расскажите о вашей первой этнографической экспедиции.

- Я учился в  консерватории по классу кларнета, занимался классической музыкой, что-то зарабатывал, у меня были все те радости, которые может предоставить большой город. И вдруг, оказывается, нужно ехать в этнографическую экспедицию под Рязань. Я очень хорошо помню эти удивительные просторы, поля, небольшие деревни и маленькие речки. И это было важно. Я помню, как шел в какую-то деревню, буквально впитывая лето, теплый воздух, бескрайнее пространство, тепло. А потом я пришел к одной бабушке – певунье. Сели, поговорили... Она запела. Я уже не помню, что именно она пела тогда, но это было удивительно. Будто душу взяли и держат. И это полностью изменило мою жизнь.
 
Когда исполняю народные песни, я будто становлюсь ребенком. Это потом возвращаешься в «реальность», начинаешь решать проблемы и все такое... А традиционная музыка – это будто продление детства. Думаю, что и старики в деревне, поющие эти песни, испытывают сходное чувство.
 
К сожалению, наряду с традиционной культурой есть еще и «как бы народная». В какое-то время развитие этой псевдонародной культуры достигло поистине катастрофических масштабов. Но фокус в том, что здоровый человек интуитивно видит фальшь и не принимает  ложное. Другое дело, что и истинное, искреннее, честное и настоящее найти тоже бывает непросто. Но нужно пытаться.
 
 
- Чем может обернуться утрата национальных культурных традиций?

-  Сложно ответить. Возможно, появится новое поколение, которое полностью откажется от корневой культуры,  и начнет вырабатывать свои традиции. Можно долго говорить о том, правильно это или нет, но, возможно, мы находимся на том рубеже, когда произойдет смена культурных канонов. Я думаю, это опасно. Возможно, просто уйдет одна эпоха – и все…
 
Деревенский уклад разрушается. Уходят мастера, исчезают диалекты, элементы национальной культуры. Что за этим последует - на этот вопрос я не могу ответить. Мне трудно представить, каким станет русский язык. У нас может произойти то же самое, что уже случилось во многих странах – деревенское пространство стало фермерским. Фермеры – это те же городские люди, которые избрали земледелие и животноводство способом зарабатывания денег. Во всем прочем они ничем не отличаются от жителей мегаполисов. Отличительная черта традиционного деревенского уклада в том, что люди занимаются полным самообеспечением – как в хозяйственной, так и в культурной жизни.
 
- Вы работаете со многими известными новоджазовыми проектами – с Moscow Art Trio, «Волковтрио» и другим. Как и почему возникла идея увязать народную музыку с качественной современной музыкой?
 
-  Это случилось потому, что мне казалось неправильным  просто исполнять народные песни в их первозданном виде – это стало бы  продолжением музейной истории.  Мне казалось, что нужно как-то  осовременить традиционную музыку, дать ей вторую жизнь. А для этого нужны творческие альянсы с людьми, которые хорошо понимают друг друга и также готовы искать новые пути творческого развития. Я постоянно встречаюсь с музыкантами, которые предлагают нечто интересное. И я сам открываю для себя нечто новое и неслыханное. Это не революционный процесс, а скорее эволюционный.