Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Электронные петиции: что это такое и как их оформить, разбираемся с юристом
Всё большую популярность в настоящее время получают электронные обращения, как индивидуальные, поданные в органы власти посредством сети Интернет, так и коллективные, поданные с помощью специальных сайтов.
1399
Поделиться с друзьями
О законодательном закреплении правового регулирования электронных петиций мы обсудили с юристом Оксаной Владимировной Пальчиковой.
 
- Оксана Владимировна, 2 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", что, в первую очередь, регламентирует данный закон, что предполагает понятие «общественный контроль»?
 
- Речь о правовых основах организации и осуществления контроля за деятельностью государства и муниципалитетов. Под общественным контролем в Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
 
При этом категория "население" не входит в число субъектов общественного контроля. Однако для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля.
 
 
- Оксана Владимировна, иными словами, в качестве механизма контроля граждан за органами публичной власти важное место принадлежит петициям, которые могут подавать как индивиды, так и объединения лиц. Обычно право на петиции закрепляется в конституциях в качестве субъективного права гражданина, чем регламентированы права россиян?
 
- В Конституции Российской Федерации (ст. 33) также закреплено право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе,  правомерны и электронные обращения, поданные в органы власти посредством сети Интернет с помощью специальных сайтов.
 
- Среди подобных сайтов в РФ выделяется Change.org - платформа коллективных электронных обращений по актуальным вопросам, которую большинство граждан воспринимают как официальную площадку выражения своего мнения и сбора подписей.
 
- Имеют ли электронные петиции на Change.org  юридическую силу?
 
- Нет, не имеют, в этом всё и дело. Во-первых, на Change.org любой человек может создать петицию для защиты своих прав, темы не модерируются. Сколько бы подписей ни было собрано, государственные структуры не могут принимать данные подписи во внимание при рассмотрении заявленных вопросов, поскольку, для того чтобы оставить свой голос на данном ресурсе, нет необходимости представлять паспортные данные, а это обязательная процедура для легитимного сбора подписей. Данный факт отличает платформу Change.org от платформы "Российская общественная инициатива", где личность каждого подписанта подтверждена. Во-вторых, механизм работы Change.org допускает накрутку голосов, так как привязка идет к странице в социальной сети, где есть возможность создать поддельную страницу.
 
 

 Таким образом, электронные петиции так же, как и обращения граждан в органы власти, выполняют три функции: информационную, коммуникационную, правозащитную.  Информационная функция состоит в том, что обращения граждан являются ценнейшим источником сведений для органов государственной власти и местного самоуправления о проблемах граждан. Коммуникационная функция заключается в том, что обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане смогут воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия. Правозащитная функция заключается в том, что обращения, как юридический институт, являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено, устранить его последствия и восстановить нарушенное право, поскольку благодаря широкому общественному резонансу именно электронные петиции служат необходимым элементом обратной связи между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления. Они являются важным источником информации о процессах в обществе, которая полезна для решения вопросов как государственной, так и общественной значимости.
 
Остались вопросы? Нужна помощь юриста? 
 
Обращайтесь, постараюсь помочь.

Пальчикова Оксана Владимировна - юрист с опытом работы свыше 16 лет.
Контактный тел.: +7(903)652-52-41 
 
 
Материал создан при поддержке Центра «Мой бизнес»

Фото - предоставлены «Домом Журналистов»
 
На правах рекламы
 
 
Автор: Наталья Исачкина
На правах рекламы