Как известно, до недавнего времени платежные документы в Воронеже выпускал Муниципальный информационно-вычислительный центр, но он постоянно подвергался критике со стороны поставщиков коммунальных услуг, управляющих жилфондом компаний и губернских властей. МИВЦ упрекали и в неточности расчетов, и дороговизне услуг (1,8% всех сборов от населения). Его деятельность, в свою очередь, приводила к конфликтам между поставщиками и УК. В результате от услуг МИВЦ отказалась Воронежская региональная генерация -- филиал ОАО «Квадра» (бывшее ОАО «ТГК-4»), обеспечивающая теплом больше половины домов города. ВРГ стала работать с собственниками квартир напрямую. Затем отношения с МИВЦ разорвали ряд управляющих компаний, прежде всего являющихся членами Воронежской коммунальной палаты депутата Ишутина и занимающих в совокупности около 60% местного рынка, а также, например, ООО «АВА-кров», крупный игрок из левобережной части Воронежа. МИВЦ по-прежнему печатает платежки, но клиентов у него осталось немного.
Однако конфликтов и проблем в коммунальной отрасли меньше не стало. Впрочем, как и нареканий граждан к работе поставщиков и УК. И, что характерно, суммы в платежках после отказа от услуг МИВЦ тоже не уменьшились. Компании, перешедшие на печать собственных квитанций, столкнулись с необходимостью вести огромную базу потребителей, для чего требуются дорогостоящее программное обеспечение, штат специалистов и приемные, чтобы реагировать на жалобы граждан.
Теперь по инициативе областных властей -- с предложением о создании единого центра губернатор Алексей Гордеев выступил больше полугода назад -- воронежцам вернут некий аналог МИВЦ, но, как обещают в Агентстве по инновациям и развитию, более качественный и современный. Программную часть работ выполнит компания «Центр финансовых технологий» -- разработчик программного обеспечения для финансовой сферы. Ну а партнерами агентства выступят Сбербанк и ВКП, с которыми уже подписана декларация о намерениях. Скорее всего, база данных ВКП, как структуры, занимающей около 60% рынка и имеющей собственный расчетный центр, ляжет в основу нового МИВЦ. По крайней мере, депутат Ишутин сообщил, что она ускорит его создание.
«Единая платежно-сервисная система позволит модернизировать существующую систему оплаты и начисления коммунальных платежей и обеспечит создание единой структуры, которая будет обладать единой базой счетов, отвечать требованиям прозрачности, позволит оплачивать ЖКУ, в том числе через Интернет, не выходя из дома, -- заявил директор агентства Владимир Логинов. -- Стандартизация позволит усовершенствовать и упростить процесс планирования и прогнозирования социального бюджета региона, что найдет положительное отражение в экономике нашей области в целом».
Надо отметить, что перед разработчиками стоит масса проблем: неизвестно, все ли поставщики, та же Воронежская региональная генерация, захотят вернуться к единой платежке, согласятся ли УК, пользующиеся собственными расчетными центрами, перейти на ЕПСС. К тому же Жилищный кодекс создавался, в частности, для того, чтобы коммунальный рынок был конкурентоспособным, а не монополизированным.
Будем исходить из того, что программисты Центра финансовых технологий способны на то, что сделать хорошую работу. Но вот чем наполнят новую базу и насколько она будет достовернее данных МИВЦ, зависит от конкретных исполнителей. В Воронеже нередки случаи, когда данные разных инстанций о площади жилого дома расходятся на пару-тройку тысяч квадратных метров. Так что даже самая совершенная электронная система не позволит уйти от человеческого и, разумеется, коррупционного факторов. А они в коммунальном секторе, как показывает практика, занимают первое место.