В субботу корреспондентам 36on.ru удалось своими глазами увидеть, как работают воронежские спасатели, контролируя порядок на воде. Рейд был межведомственным - нарушителей ловили оптом: представители государственной инспекции по маломерным судам проверяли документы у судоводителей, инспекторы госпожнадзора предупреждали о запрете на разведение костров, а судебные приставы по базе данных искали должников.
Здесь же, прямо перед катером МЧС, неожиданно начинают красоваться гидроциклисты. Молодые люди явно ведут себя не слишком адекватно. На требования остановиться и подойти к катеру реагируют оскорбительными выкриками. После этого разворачиваются и уходят.
- Нестрашно, их там сейчас встретят, - объясняет расстроенным журналистам главный государственный инспектор по маломерным судам Владимир Волков.
Выяснилось, что «там» - это на импровизированном посту, где дежурят сотрудники МЧС, водной полиции и даже ОМОНа. Находится он выше по течению, на реке Воронеж. Во время рейдов, которые проходят каждые выходные, там чаще всего и ловят нарушителей.
- Преследовать мы таких товарищей не имеем права,- поясняет Владимир Викторович. - Если что-то случится с ними - виноватыми окажемся мы. Поэтому и получается, что ведут они себя так. Но их не так уж много, гидроциклистов. Поверьте, все они на виду, всех их мы знаем. Они же вроде байкеров - своя, так сказать, тусовка. Знаем, где собираются. Так что и с ними работу проводим, объясняем, как себя вести.
Доходим до поста. Здесь уже полным ходом проверка документов. Все, как на дороге: инспектор подает сигнал остановиться, водитель обязан на него среагировать. Удивительно: из всех судовладельцев ни один не выразил возмущения по поводу того, что его остановили. Камера журналистов никого также не смущала.
- А что возмущаться-то? - говорит один из остановленных. - У меня с документами все в порядке, я ничего не нарушаю. Много времени проверка не займет, отдых не испортит, - улыбается мужчина.
Еще один судовладелец даже обрадовался, когда узнал, что его проверят по базе данных судебные приставы:
- Посмотрите, посмотрите там, - пошутил мужчина. - А то нам завтра на отдых улетать, еще выяснится, что у нас долг какой - сегодня еще успеем оплатить. Мало ли, не выпустят еще.
Кто-то из остановленных все же оказывался нарушителем - гидроцикл у молодого человека не зарегистрирован.
- Я только вчера его купил, - попытался оправдаться судовладелец,- не успел поставить на учет. Последние деньки теплые - хотелось покататься.
Заверения не сработали - молодому человеку выписали штраф и рекомендовали все же воздержаться от катания на плавсредстве без номеров.
Кстати, здесь мы увидели одного из встреченных ранее гидроциклистов - того самого, который не пожелал общаться с инспекторами. Молодого человека все-таки остановили и оштрафовали. Выяснилось, что его скутер также не зарегистрирован. В общем, хоть и по минимуму, но отчасти справедливость восторжествовала.
Инспектор ловит в радар еще одного гидроциклиста. Парень совсем юный - лет 17, не больше. Растерянно смотрит на проверяющих.
- Меня же вон там уже оштрафовали, - показывает рукой в сторону предыдущего поста.
- За что? - интересуемся чуть ли не все хором.
- Гидроцикл не мой, брат дал покататься, - жалобно рассказывает подросток.
- Ну вот еще и здесь тебе штраф сейчас выпишем - превышение скорости, 42 километра радар показывает, - сообщает инспектор.
Желание кататься на чужом гидроцикле без прав, да еще с превышением скорости, похоже, у юноши после этого пропало. Кроме встречи с инспекторами, дома его, вероятно, ожидал еще и серьезный разговор с братом.
- Есть, конечно, портрет типичного нарушителя, - рассказывает Владимир Волков. - Чаще всего это молодые люди, которые только-только купили плавсредство. Они, что называется, еще не накатались. Отсюда и превышение скорости, и езда на не зарегистрированных катерах, желание покрасоваться. Спустя некоторое время у большинства судовладельцев это проходит.
Конечно, невозможно за сутки поймать всех нарушителей, объяснить всем туристам, что разжигать костер не только дорого, но и опасно (только на прошлой неделе под Воронежем тушили сразу два пожара в лесных массивах), научить всех отдыхающих купаться на оборудованных пляжах. Тем не менее, цифры статистики говорят сами за себя: за последние пять лет количество смертельных несчастных случаев на воде в Воронеже снизилось в несколько раз. И это при том, что число тех же катеров и гидроциклов с каждым годом растет.
Несмотря на то, что лето уже подходит к концу и жара идет на спад, спасатели в очередной раз обращаются к воронежцам с просьбой соблюдать элементарные правила, которые должен знать каждый.
- Вода ошибок не прощает, - напоминают в ведомстве. - Правила несложные, их соблюдение позволит не превратить отдых в трагедию: если вы не умеете плавать, не следует заходить в воду выше пояса; нельзя нырять с мостов, пристаней даже в тех местах, где ныряли прошлым летом, так как за год мог понизиться уровень воды или было что-то брошено в воду; нельзя заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил, чтобы вернуться к берегу, и ни в коем случае не оставляйте без присмотра детей.
При этом, мы своими глазами видели, что спасатели работают на совесть и вряд ли их можно в чем-то упрекнуть. Возможно, если бы полномочий было достаточно, эффективность работы сотрудников МЧС была бы заметно выше.