Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Воронежец погиб во время празднования своего дня рождения в кальян-баре Liquor

Громкие хлопки в небе над Воронежем прокомментировали в правительстве
 

Два новых экскурсионных поезда запустят из Воронежа в Дивногорье

Ночная магнитная буря обрушилась на воронежцев
 

В Воронеже подросток выкинул электросамокат в водохранилище

В Воронежской области от укусов клещей пострадали уже 77 человек

Приставы арестовали иномарку и освободили под снос незаконный гараж жителя Воронежа

Пожар на мусорном полигоне привлёк внимание воронежских экологов
 

В Воронеже в середине недели недели потеплеет до +26 градусов

В Воронежской области риски возникновения пожаров снизились на фоне похолодания и дождей

Драка и труп у бара в центре Воронежа привели к уголовному делу

Два бассейна закрыли в Воронеже из-за повышенного содержания хлора в воде

Воронежцы стали реже брать на воспитание сирот из детдомов
 

Машина участников СВО утонула в реке Дон в Воронежской области

Где в Воронежской области отключат свет на неделе с 15 по 21 апреля

В одном из городов Воронежской области ожидается наивысший уровень подъёма воды в реке

Ужасным и безобразным назвали судейство матча «Факела» и «Ростова» в Воронеже
 

В Воронежской области загорелся мусорный полигон

Нервозность утра перекроют послеобеденные возможности, уверяют астрологи.
 

Афиша на 12 – 14 апреля: День космонавтики, «Черный обелиск», джаз-концерт на крыше

Десятки подавленных РЭБ дронов находят после схода снега в Воронежской области

Сегодня в 11 часов губернатор Александр Гусев ответит на вопросы воронежцев в прямом эфире. 

Видео будет доступно по ссылке.

 

Причиной вони в районе водохранилища в Воронеже оказался сброс нечистот с крупного предприятия

Названы города России с самым доступным жильем

Сегодня важно сосредоточиться на достижении важных целей дня, месяца или жизни.

Воронежцы снова жалуются на строительные работы у озера Круглое

 

В Воронеже полиция задержала двух налоговиков за взятки в 800 тысяч

Еще на одной воронежской улице отключат водоснабжение 11 апреля

Вратарь воронежского «Факела» рассказал про разбитые в гневе весы

Общество 16529

В учебнике по русскому языку для 7 класса рекламируют соцсеть «ВКонтакте»

some alt text
Как стало известно порталу 36on.ru, в учебнике по русскому языку для 7 класса упоминается популярная социальная сеть «ВКонтакте». На странице 19 школьникам предлагают выполнить упражнение №31 (параграф 4): прочитать текст («по В.Зайцеву») и определить его тему. Юрист, специалисты по рекламе и воронежское управление ФАС, к которым мы обратились за комментариями, говорят, что вопрос неоднозначный: несмотря на то, что налицо признаки рекламы, рекламой это не является. Почему — в нашем материале.
 
Вот такую фотографию из учебника нам прислали читатели:

 
В интернете мы нашли полную версию упражнения:
 
1. Интернет, сайт, контакт, безобидная социальная сеть, современная молодёжь, виртуальный мир, просиживают у мониторов, способ убить время, проводить время с пользой, читать интересные книги.

Прочитайте вступительную часть текста. Удалось ли вам правильно определить тему текста?

2. «А ты есть «ВКонтакте?» Почему этот вопрос я слышу всё чаще? Каждый новый человек, с которым я едва знакома, хочет стать так называемым другом на небезызвестном сайте... Как надоела эта формальность! Но как же всё-таки легко вовлечь юного, не испорченного «ВКонтактом» человека в эту, с одной стороны, безобидную социальную сеть. Между тем, количество людей, зарегистрировавшихся там, растёт каждую минуту. Сейчас это число превышает 60 миллионов пользователей, и каждый знает, что это далеко не предел. Но так ли он, этот контакт, нужен современной молодежи сейчас?

3. Какая проблема поставлена в тексте? Имеет ли она сегодня общественное значение? Назовите сферу общения, характерную для данного текста.

4. Опираясь на содержание вступительной части и ключевые слова и словосочетания всего текста, определите речевую задачу, которая решается в тексте: воздействовать на читателя и создать у него определенное отношение к поставленной проблеме или дать определённую информацию, касающуюся этой проблемы? Какой функциональный стиль представлен в тексте?

5. Как вы думаете, как отвечает автор на поставленный во вступлении вопрос? Какие аргументы могут быть приведены в защиту точки зрения автора?

6. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: «Интернет – добро или зло?», «Нужен ли  «ВКонтакте» современной молодёжи?»
 

Юристы не считают упоминание соцсети «ВКонтакте» в учебнике для 7 класса рекламой
— Из подписи к отрывку следует, что это цитата из литературного произведения Владимира Зайцева. Она используется в учебнике не для привлечения внимания к соцсети, а для выполнения школьником задачи (в данном случае, он должен определить тему текста), поэтому рекламой это считаться не может. Авторы учебника могли использовать любое другое произведение. Думаю, что и сама сеть «ВКонтакте» не ставила себе цели попасть в учебник. Аналогично в кино используется продакт-плейсмент — приём неявной скрытой рекламы, поэтому в обоих этих случаях пометки «На правах рекламы» не требуется, — рассказала порталу 36on.ru юрист Светлана Кузеванова.
 
Мнение специалистов по рекламе 
— Упоминание соцсети «ВКонтакте», с одной стороны, может рассматриваться как реклама, но с другой, так как в цитате нет призыва к активным действиям (стать активным пользователем), а автор выражает своё мнение, то рекламой это считаться не может.
 
Вопрос должен стоять другой — почему именно такой текст разместили в учебнике? В федеральном законе «О рекламе» в пункте 10 чётко написано, что распространение такой информации недопустимо, — говорит начальник отдела рекламных продаж портала 36on.ru Наталья Исачкина.
Федеральный закон «О рекламе», N 38-ФЗ от 13.03.2006
Статья 5. Общие требования к рекламе
 
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Источник
— Согласно определению о рекламе, это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». По сути, мы как раз это и видим, но призыва к действию (зарегистрироваться) нет. Однако упоминание соцсети так или иначе вызывает интерес у читателя и отчасти побуждает его всё-таки зайти и посмотреть, что же там на самом деле, — считает менеджер по рекламе портала 36on.ru Евгения Чернова.
 
Что говорит УФАС

Виталий Попов, зам. руководителя УФАС по Воронежской области:
— Однозначно сказать, есть ли здесь признаки нарушения или нет, из имеющейся информации крайне сложно. Возможно, есть. Однако предварять решение Комиссии (а такие нарушения устанавливаются только комиссионно) не стану.
 
Как правило, подобные пограничные случаи мы выносим на рассмотрение Экспертного совета по рекламе при Воронежском УФАС, в состав которого входят уважаемые люди, среди которых, в частности:
  • руководитель Воронежского УФАС России Владимир Рохмистров,
  • директор центра защиты прав СМИ Галина Арапова,
  • зав. кафедрой дизайна ВГАСУ Евгений Барсуков,
  • президент ассоциации операторов наружной рекламы Воронежа Игорь Комаров,
  • зав. кафедрой общего языкознания и стилистики ВГУ, действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Иосиф Стернин,
  • декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов и др.  
Учитываться должны в том числе цели и контекст размещения подобной информации, принцип выбора торговой марки. Исследуется ряд других показателей, которые могут, на первый взгляд обывателя, не иметь отношения к нарушению законодательства о рекламе, однако они учитываются судами при принятии решения в пользу антимонопольных органов (в данном случае, возможные признаки отсутствия пометки «На правах рекламы» — это нарушение именно рекламораспространителя).
 
Кроме того, признаки возможного нарушения п. 10 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в части, которая не допускает «размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования», накладывает как на возможного рекламораспространителя, так и на профильные госструктуры, которые одобряют такой учебник, дополнительную ответственность.
— По данному факту УФАС может возбудить дело?
— Антимонопольные органы «не возбуждаются со слов». В данном случае необходимо письменное заявление. Конечно, СМИ может написать материал, по которому будет возбуждено дело о нарушении требований законодательства о рекламе. И присутствовать при его рассмотрении. Но статуса заявителя у этого СМИ не будет, и будет считаться, что дело возбуждено антимонопольным органом по собственной инициативе. Но даже при наличии заявления может возникнуть вопрос о подведомственности разрешения этого спора.
 
Кстати, если бы не было выносной плашки о том, что такое «ВКонтакте», никаких вопросов бы вообще не возникло.
Для желающих написать заявление по данному факту в УФАС советуем обратиться к следующим документам, в которых прописаны требования к заявлению:
  • Постановление правительства от 17 августа 2006 года  «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» (пункт 13);
  • Приказ ФАС от 23 ноября 2012 года «Об утверждении административного регламента ФАС по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» (пункт 3.5).