Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
В учебнике по русскому языку для 7 класса рекламируют соцсеть «ВКонтакте»
Впрочем, юристы говорят, что в данном случае это не является рекламой. УФАС считает, что вопрос не такой однозначный, как кажется на первый взгляд, хотя ведомство склонно согласиться с юристами.
15340
Поделиться с друзьями
Как стало известно порталу 36on.ru, в учебнике по русскому языку для 7 класса упоминается популярная социальная сеть «ВКонтакте». На странице 19 школьникам предлагают выполнить упражнение №31 (параграф 4): прочитать текст («по В.Зайцеву») и определить его тему. Юрист, специалисты по рекламе и воронежское управление ФАС, к которым мы обратились за комментариями, говорят, что вопрос неоднозначный: несмотря на то, что налицо признаки рекламы, рекламой это не является. Почему — в нашем материале.
 
Вот такую фотографию из учебника нам прислали читатели:

 
В интернете мы нашли полную версию упражнения:
 
1. Интернет, сайт, контакт, безобидная социальная сеть, современная молодёжь, виртуальный мир, просиживают у мониторов, способ убить время, проводить время с пользой, читать интересные книги.

Прочитайте вступительную часть текста. Удалось ли вам правильно определить тему текста?

2. «А ты есть «ВКонтакте?» Почему этот вопрос я слышу всё чаще? Каждый новый человек, с которым я едва знакома, хочет стать так называемым другом на небезызвестном сайте... Как надоела эта формальность! Но как же всё-таки легко вовлечь юного, не испорченного «ВКонтактом» человека в эту, с одной стороны, безобидную социальную сеть. Между тем, количество людей, зарегистрировавшихся там, растёт каждую минуту. Сейчас это число превышает 60 миллионов пользователей, и каждый знает, что это далеко не предел. Но так ли он, этот контакт, нужен современной молодежи сейчас?

3. Какая проблема поставлена в тексте? Имеет ли она сегодня общественное значение? Назовите сферу общения, характерную для данного текста.

4. Опираясь на содержание вступительной части и ключевые слова и словосочетания всего текста, определите речевую задачу, которая решается в тексте: воздействовать на читателя и создать у него определенное отношение к поставленной проблеме или дать определённую информацию, касающуюся этой проблемы? Какой функциональный стиль представлен в тексте?

5. Как вы думаете, как отвечает автор на поставленный во вступлении вопрос? Какие аргументы могут быть приведены в защиту точки зрения автора?

6. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: «Интернет – добро или зло?», «Нужен ли  «ВКонтакте» современной молодёжи?»
 

Юристы не считают упоминание соцсети «ВКонтакте» в учебнике для 7 класса рекламой
— Из подписи к отрывку следует, что это цитата из литературного произведения Владимира Зайцева. Она используется в учебнике не для привлечения внимания к соцсети, а для выполнения школьником задачи (в данном случае, он должен определить тему текста), поэтому рекламой это считаться не может. Авторы учебника могли использовать любое другое произведение. Думаю, что и сама сеть «ВКонтакте» не ставила себе цели попасть в учебник. Аналогично в кино используется продакт-плейсмент — приём неявной скрытой рекламы, поэтому в обоих этих случаях пометки «На правах рекламы» не требуется, — рассказала порталу 36on.ru юрист Светлана Кузеванова.
 
Мнение специалистов по рекламе 
— Упоминание соцсети «ВКонтакте», с одной стороны, может рассматриваться как реклама, но с другой, так как в цитате нет призыва к активным действиям (стать активным пользователем), а автор выражает своё мнение, то рекламой это считаться не может.
 
Вопрос должен стоять другой — почему именно такой текст разместили в учебнике? В федеральном законе «О рекламе» в пункте 10 чётко написано, что распространение такой информации недопустимо, — говорит начальник отдела рекламных продаж портала 36on.ru Наталья Исачкина.
Федеральный закон «О рекламе», N 38-ФЗ от 13.03.2006
Статья 5. Общие требования к рекламе
 
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Источник
— Согласно определению о рекламе, это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». По сути, мы как раз это и видим, но призыва к действию (зарегистрироваться) нет. Однако упоминание соцсети так или иначе вызывает интерес у читателя и отчасти побуждает его всё-таки зайти и посмотреть, что же там на самом деле, — считает менеджер по рекламе портала 36on.ru Евгения Чернова.
 
Что говорит УФАС

Виталий Попов, зам. руководителя УФАС по Воронежской области:
— Однозначно сказать, есть ли здесь признаки нарушения или нет, из имеющейся информации крайне сложно. Возможно, есть. Однако предварять решение Комиссии (а такие нарушения устанавливаются только комиссионно) не стану.
 
Как правило, подобные пограничные случаи мы выносим на рассмотрение Экспертного совета по рекламе при Воронежском УФАС, в состав которого входят уважаемые люди, среди которых, в частности:
  • руководитель Воронежского УФАС России Владимир Рохмистров,
  • директор центра защиты прав СМИ Галина Арапова,
  • зав. кафедрой дизайна ВГАСУ Евгений Барсуков,
  • президент ассоциации операторов наружной рекламы Воронежа Игорь Комаров,
  • зав. кафедрой общего языкознания и стилистики ВГУ, действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Иосиф Стернин,
  • декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов и др.  
Учитываться должны в том числе цели и контекст размещения подобной информации, принцип выбора торговой марки. Исследуется ряд других показателей, которые могут, на первый взгляд обывателя, не иметь отношения к нарушению законодательства о рекламе, однако они учитываются судами при принятии решения в пользу антимонопольных органов (в данном случае, возможные признаки отсутствия пометки «На правах рекламы» — это нарушение именно рекламораспространителя).
 
Кроме того, признаки возможного нарушения п. 10 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в части, которая не допускает «размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования», накладывает как на возможного рекламораспространителя, так и на профильные госструктуры, которые одобряют такой учебник, дополнительную ответственность.
— По данному факту УФАС может возбудить дело?
— Антимонопольные органы «не возбуждаются со слов». В данном случае необходимо письменное заявление. Конечно, СМИ может написать материал, по которому будет возбуждено дело о нарушении требований законодательства о рекламе. И присутствовать при его рассмотрении. Но статуса заявителя у этого СМИ не будет, и будет считаться, что дело возбуждено антимонопольным органом по собственной инициативе. Но даже при наличии заявления может возникнуть вопрос о подведомственности разрешения этого спора.
 
Кстати, если бы не было выносной плашки о том, что такое «ВКонтакте», никаких вопросов бы вообще не возникло.
Для желающих написать заявление по данному факту в УФАС советуем обратиться к следующим документам, в которых прописаны требования к заявлению:
  • Постановление правительства от 17 августа 2006 года  «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» (пункт 13);
  • Приказ ФАС от 23 ноября 2012 года «Об утверждении административного регламента ФАС по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» (пункт 3.5).
Автор: Юлия Репринцева