Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Хипстеры, благотворительность и swap: как в Воронеже проходят гаражки
История стильных ярмарок от нулевых до нынешних времен.
543
Поделиться с друзьями
Гаражные распродажи, где мастера продают свои товары, а заядлые модники – собственные винтажные вещи, проходят в Воронеже уже почти 10 лет. Пристанище хипстеров, фешн-ярмарка для ценителей роскоши или обычная барахолка? В том, что такое типичная гаражка, разобралась Алиса Силенок.  
 
 
«Я артист цирка, кино и театра, сам из Воронежа, живу в Москве. Зовут Родион Прилепин», – говорит один из модных продавцов, занявших свой уголок на распродаже, прошедшей 11 марта у нас в городе. Родион относит себя к «художникам-передвижникам», которые продают на подобных событиях во многом свои собственные вещи: старые дизайнерские вещи, книжки, которые читались в Перу и оказались в Воронеже, духи из Монте-Карло. Но гаражные распродажи давно переросли этап сбыта закромов из антресоли и сейчас являют собой нечто более похожее на современную арт-ярмарку – с долей хипстерского шика.
 
 
Гаражки пришли в Россию из Америки и Европы, где все начиналось с того, что жители пригородов пытались избавиться от хлама в кладовках. Потом мода распространилась и на Россию, где в нулевых такой формат появился в двух вариациях. Первая – снимали специальное помещение, рассылали пригласительные и в такой кулуарной, тайной атмосфере (которая многих и привлекала) покупатели стремились урвать «эксклюзивные» позиции. А еще бок о бок с гаражными распродажами уже давно идут благотворительные акции – это вторая вариация. 
 
Но популярность у простого народа и у стильной молодежи снискали гаражки именно в таком виде, каким мы видим его сейчас: хендмейд-вещицы мелких брендов, всякие винтажные штучки и вещи со своей историей. Первым в РФ такое стал делать лофт «Этажи» в Питере, объединяя интересные проявления культуры и искусства в атмосфере неформального общения, проявления заботы и интереса к старым вещам и открытия для себя мелких необычных мастеров.
 
 
У нас в 2014-м все началось менее стильно. Сначала гаражки в Воронеже все же были уличным мероприятием, где люди в основном продавали личные вещи ценой до 500 рублей прямо на коробках. Но туда уже начали просачиваться модные фанаты блошиных рынков и винтажа. Так процесс приобретает более удобный формат и новые названия по типу «дизайн-маркет» или «хендмейд-сейл» (распродажа изделий, выполненных своими руками – прим. авт.). Но по-прежнему в городе эпизодически встречаются и другие схожие форматы, наподобие «swap-встреч» (обмена вещами), куда каждый желающий может принести все те же одежду, книжки и поделки и потом бесплатно взять что-то соразмерное для себя. Кроме того, продолжаются и разные студенческие инициативы в этом направлении, например, еще в 2015 году на факультете журналистики ВГУ устраивалась встреча Jour Bonjour, где можно было купить даже выпечку местных студентов. Или вот активисты Института искусств организовали свою «общажную распродажу», куда звали всех желающих продавать свои картины и рукоделия.  
 
 
Вернемся к нынешним течениям воронежских гаражек. Вот уже около пяти лет тянется история одного из самых постоянных и узнаваемых маркетов в городе, который теперь проводится на «Площадке 1900» в центре. Камерный лофт на территории Винзавода, диджей-сет и десятки продавцов, которые общаются с посетителями весь день. Виктория, одна из участниц распродажи, прошедшей на минувших выходных, поделилась своей маленькой историей: 
 
«Все свечи я делаю сама у себя дома. Это особый вид ароматического воска, который подходит еще и для массажа. Одежду распродаю свою. Я каждый день выгляжу по-разному, поэтому все такое разношерстное». 
 
 
Можно и кофточку купить, и свечку в раковине от устрицы. Тут же рядом – огромный агрегат, машинка для вышивки на одежде. Сзади «крутится» расслабленный диджей, а теперь ты натыкаешься на емкость для сбора одежды и вещей для переработки. Если верить организаторам, деньги с переработки, например батареек, отправятся в фонд благотворительного проекта, который поддерживает детей-отказников в рамках программы «Выжить без мамы». 
 
Пройдя чуть дальше мимо прилавка с украшениями из специальной пластичной глины, можно найти и пункт буккроссинга. Это целый ряд книжек, которые можно взять, положив взамен свои. Эдакий круговорот историй в природе. Так можно назвать и ярмарку в целом. В сравнении с гаражками, которые представляли собой уличный рынок на коробках, где все утрированно было по 20 рублей, в нынешнем формате мероприятия проходят цивилизованно, стильно и непринужденно. 
 
 
Следующую гаражку в Воронеже ждать особо не придется – они проходят в областном центре достаточно часто. Их периодически объявляют экоцентр Собиратора (ссылка на группу во «ВКонтакте»), издательство «МИФ», «Студия «Гараж», экоцентр «Зеленый дом», издательство «Самокат». За анонсами «Площадки 1900» также можно проследить в соцсетях. Таким образом, ищущим интересные вещицы сейчас стоит развивать насмотренность, то есть, как нам сказала одна из участниц прошедшего мероприятия, «учиться покупать глазами». А желающим найти единомышленников в сфере искусства и устойчивого развития – ждать и предвкушать. 
 
Подобные распродажи, как мы уже выяснили, бывают и тематические: есть даже сугубо книжные мероприятия (ежегодная книжная ярмарка издательства «МИФ»), есть студенческие. Где-то придется заплатить за вход (хотя в нашем городе такая практика не особо распространена) и приготовить свои кошельки, так как там можно найти самые настоящие арт-объекты и очень ценные вещи. На другие же события можно прийти без особого багажа знаний и финансов, ведь есть вероятность наткнуться даже на то, что отдадут даром. А знакомства и идеи, которыми вдоволь можно насытиться на локальном сейле, как известно, – самое дорогое и всегда бесплатное.  
 
Автор текста и фото: Алиса Силенок