Возможно ли найти выход из ситуации, когда отсутствует взаимопонимание между близкими людьми, и что отдаляет человека от остальных, погружая его в одиночество? Эти и другие темы обсудили участники лектория «Живой контакт».
На первом в новом сезоне литературном мероприятии обсудили, что есть одиночество, отчуждение, что мы можем этому противопоставить. Спикером выступил один из организаторов лектория «Живой контакт» Борис Хорошилов. Он решил переодеться в «наряд писателя», чтобы литературный вечер, помимо лекции, стал похож еще и на спиритический сеанс, что произвело на гостей яркое впечатление.
Трудности человеческого общения – один из главных мотивов в творчестве Антона Павловича Чехова. Отсутствие взаимопонимания несет в себе комическое в ранних его произведениях, а затем становится источником трагического в зрелых.
Начал свою беседу с гостями Борис Хорошилов с вопроса о их любимых произведениях писателя. Ответы были разными: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и «Палата №6». Поясняя это выделением главных героев тем, что кто-то маленький человек в обществе, другой радуется мелочным мечтам. Лектор подтвердил эти мнения и добавил:
– В его творчестве действительно можно очень часто встретить тему разбитых надежд, он трезво смотрел на мир, и идеалистические порывы были распространены для того, чтобы изменить мир, Россию и создать идеальное общество. Писатель показывал, что настоящее служение людям очень трудное.
Лектор продолжил развивать мысль о том, что тема отсутствия взаимопонимания – один из главных мотивов творчества писателя и изначально служила темой для юмористических рассказов: «Недопонимание между людьми – это вечная юмористическая тема, на этом построен юмор». Но постепенно, чем старше становится Чехов, эти мотивы приобретают трагический оттенок.
Борис Хорошилов прочитал отрывок из рассказа «Панихида», в котором наглядно виден этот самый переход от юмористического к трагическому. Самый нелепый и смешной момент в произведении происходит тогда, когда герой-лавочник в церкви свою умершую дочь называет «блудницей», хотя та таковой не являлась, а была простой актрисой. Показаны устаревшие убеждения главного героя, для которого профессия актрисы приравнивалась к легкодоступной девушке.